Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Толстиковой М.А.,
судей Швецова К.И. и Стрельцова А.С.,
при секретаре Кирьяновой О.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе дминистрации муниципального образования "Чердынский район" на решение Чердынского районного суда Пермского края от 26 ноября 2012 года, которым постановлено: "Исковые требования удовлетворить частично. Возложить на администрацию Чердынского муниципального района Пермского края и администрацию Керчевского сельского поселения обязанность за счет специально выделенных на эти цели средств бюджета Пермского края, обеспечить Чернявину Е.С. во внеочередном порядке по договору социального найма жилым помещением площадью не ниже установленных социальных норм на одного человека.".
Заслушав доклад судьи Стрельцова А.С., выслушав прокурора Кузнецову С.Н., изучив
материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Чердынского района Пермского края, действуя в интересах Чернявиной Е.С., обратился в Чердынский районный суд Пермского края с иском к Администрации муниципального образования "Чердынский район" и Администрации муниципального образования "Керчевское сельское поселение" о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения Чернявиной Е.С. В обоснование исковых требований указал, что Чернявина Е.С. относится к категории граждан "дети, оставшиеся без попечения родителей", имея право на внеочередное получение жилой площади, Истец поставлена на учёт по соответствующему списку. Кроме того, в настоящее время на иждивении Истца находится её малолетний сын П. и жилое помещение необходимо Черняевой Е.С. в том числе для проживания сына. Считает, что законом обязанность по приобретению жилого помещения Чернявиной Е.С. возложена на Администрацию МО "Чердынский район", предоставить жильё Истцу должна Администрация МО "Керчевское сельское поселение", а финансировать приобретения жилья обязано Правительство Пермского края.
В судебном заседании Истец Чернявина Е.С. и её представитель помощник прокурора Тойменцев В.В. на удовлетворении исковых требований настаивали, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении.
Судом постановлено приведённое выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Ответчик Администрация МО "Чердынский район", ссылаясь на его незаконность и необоснованность. По мнению Ответчика, суд первой инстанции неправильно применил материальный закон в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела. Суд первой инстанции не принял во внимание, что Истец не предоставила доказательств, подтверждающих окончание ей образовательного учреждения. Считает, что у Черняевой Е.С. право на получение жилого помещения могло возникнуть лишь по окончании образовательного учреждения, поэтому не выяснение судом первой инстанции сведений об образовании Истца препятствовало постановлению законного и обоснованного решения.
В судебном заседании представитель Истца прокурор Кузнецова С.Н. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила оставить без изменения решение Чердынского районного суда Пермского края от 26.11.2012.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещались о дате, времени и месте проведения судебного заседания по адресам, указанным в материалах дела.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Истца, изучив материалы дела, по правилам гл. 39 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционных жалоб.
Юридически значимые для дела обстоятельства установлены судом правильно, совокупности собранных по делу доказательств, пояснениям сторон, письменным доказательствам судом дана надлежащая оценка, выводы суда должным образом мотивированы, материальный закон применён и истолкован правильно, нарушений требований процессуального законодательства судом не допущено.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159 ? ФЗ от 21.12.1996., дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются ... детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, в соответствии п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
В соответствии со ст. 4 и ст. 5 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе, и обеспечение их жилыми помещениями, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ. Дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора, в соответствии, ст. 6 Закона Пермской области "О мерах по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 29.12.2004 года N 1939-419.
Судом первой инстанции установлено, что Чернявина Е.С. является лицом, относящимся к категории "дети, оставшиеся без попечения родителей", поскольку её мать решением суда была лишена родительских прав и впоследствии умерли, а отец Истца достоверно неизвестен (л.д. N 8 - 16). Истец был поставлен Администрацией МО "Чердынский район" на учёт граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. N 18). Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспаривались сторонами в судебном заседании. Доказательства того, что с момента постановки на учёт изменились обстоятельства, в связи с чем Чернявина Е.С. перестала являться нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с приобретением жилья в собственность либо в постоянное пользование по договору социального найма, или по иным установленным законом основаниям, в ходе разрешения спора не представлены и в судебном заседании не найдены. При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно исходил из факта отсутствия у Истца жилого помещения, в котором она имеет возможность реализовать свои жилищные права.
Вопрос о предоставлении жилых помещений на основании договоров социального найма отдельным категориям лиц урегулирован Законом Пермского края от 14.07.08 N 255 - ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма". Доводы искового заявления о применении данного закона к спорным правоотношениям судебная коллегия находит обоснованным, в перечень лиц, на которых распространено действие указанного закона, включены дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Судебная коллегия находит необоснованными доводы Администрации МО "Чердынский район" о том, что выделению жилого помещения Истцу препятствует отсутствие удостоверенного факта об окончании образовательного учреждения, поскольку в материалах дела имеются сведения об окончании Чернявиной Е.С. образовательного учреждения (л.д. N 19). При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы не имеют правового значения для надлежащего разрешения настоящего спора.
Апелляционная жалоба рассмотрена в пределах изложенных доводов, в силу требований ст. 327.1. ГПК РФ, исходя из которых не усматривается оснований для отмены либо изменения судебного решения, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Чердынский район" на решение Чердынского районного суда Пермского края от 26.11.2012. оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.