Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего Змеевой Ю.А., судей Варовой Л.Н., Кириенко Е.В.,
при секретаре Бородкиной Ю.В.,
с участием прокурора Синевой A.M.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 13 марта 2013 года дело по апелляционным жалобам администрации г. Соликамска Пермского края, Правительства Пермского края на решение Соликамского городского суда Пермского края от 10 декабря 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования Соликамского городского прокурора в интересах Минаковой М.С. удовлетворить.
Обязать Администрацию города Соликамска Пермского края предоставить Минаковой М.С. во внеочередном порядке на условиях договора социального найма благоустроенное применительно к условиям города Соликамска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилое помещение размером не менее 33 кв.метра общей площади, расположенное в черте города Соликамска за счет средств, выделяемых на эти цели Правительством Пермского края".
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Варовой Л.Н., пояснения прокурора Синевой A.M., истца Минаковой М.С., полагавших, что решение подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Соликамский городской прокурор в интересах Минаковой М.С. обратился с иском к администрации г. Соликамска Пермского края о возложении обязанности предоставить истцу во внеочередном порядке на условиях договора социального найма благоустроенное применительно к условиям города Соликамска, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение размером не менее 33 кв.метра общей площади, расположенное в черте города Соликамска за счет средств, выделяемых на эти цели Правительством Пермского края.
Исковые требования мотивированы тем, что Минакова М.С, дата рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, 30.07.2003 года решением Соликамского городского суда родительских прав в отношении неё была лишена мать М., сведения об отце внесены в запись акта о её рождении на основании заявления матери. Минакова М.С. закрепленного жилья не имеет, в несовершеннолетнем возрасте находилась под опекой (попечительством), состоит на учете в администрации города Соликамска в списке "дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, нуждающиеся в жилом помещении", наряду с этим, благоустроенное жилое помещение, отвечающее всем требованиям закона, на условиях договора социального найма Минаковой М.С. не предоставлено.
Судом постановлено приведенное выше решение.
Ответчик Администрация г. Соликамска, не согласившись с решением, в апелляционной жалобе просит его отменить в части предоставления Минаковой М.С. благоустроенного жилого помещения площадью не менее 33 кв. м, принять в данной части новое решение. Указывает, что закон Пермского края от 14.07.2008 г. N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма", на который сослался суд, не подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям. В данном случае помещение предоставляется из муниципального жилищного фонда. В соответствии со ст.50 ЖК РФ размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения. Истец может воспользоваться правом на обеспечение жилым помещением по норме предоставления 12 кв. м, установленной Постановлением Главы г. Соликамска N 581 от 31.03.2006 г..
Третье лицо - Правительство Пермского края - с решением суда также не согласно, указывая на неправомерность выводов суда в части предоставления жилого помещения площадью не менее 33 кв м по доводам, аналогичным доводам жалобы ответчика. Дополнительно указано, что истец, как следует из материалов дела, обучается в государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования " ***", является учащейся 1 курса. В связи с этим в силу норм ст.8 закона N 159-ФЗ, право на получение жилого помещения у нее не наступило.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционных жалоб (ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ), считает, что судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на фактических обстоятельствах дела, нормы материального права, проанализированные в решении, применены правильно, предусмотренных ст. ФИО16 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Из материалов дела следует, что истец Минакова М.С. родилась /дата/ в г. Соликамске. Решением Соликамского городского суда от 30.07.2003 г. мать истца М. в отношении нее лишена родительских прав; сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери. Постановлением Главы администрации г. Соликамска N 2901 от 25.12.2001 г. опекуном истца была назначена Ч. (л.д.12).
Согласно справке отдела по жилищной политике Управления городского коммунального хозяйства N 756 от 05.10.2012 г. (л.д.22) Минакова М.С. с 11.02.2002 г. состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения в администрации г. Соликамска по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; ее номер в списке 64.
Из представленных в материалы документов, в том числе информации Управления Росреестра по ПК, следует, что истец не имеет на каком-либо вещном либо обязательственном праве жилых помещений.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения по предоставлению жилых помещений по договору социального найма (ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации), по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, (ст.8 Федерального закона Российской Федерации N 159-ФЗ от 21.12.1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. N1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закон Пермского края от 14.07.2008 г. N255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма"), в редакции, действовавшей на момент разрешения спора. Установив, что Минакова М.С. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности, а также закрепленного за ней жилого помещения, при этом обладая правом на внеочередное получение жилья, на момент разрешения спора не обеспечена им, пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что она имеет право на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма общей площадью по норме предоставления на одного человека.
Указанные выводы суда послужили основанием для возложения на администрацию города Соликамска обязанности по предоставлению Минаковой М.С. жилого помещения в границах города Соликамска общей площадью не менее 33 кв. м.
Доводы апелляционных жалоб о необоснованности применения Закона Пермского края от 14.07.2008 года N 255-ПК, несогласии с выводами суда в части предоставления истцу жилья общей площадью не менее 33 кв. м, судебная коллегия признает несостоятельными.
Исходя из положений п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент разрешения спора), дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, следовательно, расходы на предоставление истцу жилого помещения являются расходными обязательствами Пермского края как субъекта Российской Федерации.
На момент рассмотрения спора вопросы предоставления жилых помещений во внеочередном порядке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, регулировались, в том числе Законом Пермского края от 14.07.2008 года N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма", который подлежал применению к рассматриваемым отношениям, поскольку являлся дополнительной гарантией, принятой на себя Правительством Пермского края в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваемых жилыми помещениями за счет средств бюджета Пермского края.
Пунктом 9 статьи 1 Закона Пермского края N 255-ПК было предусмотрено, что право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях. В соответствии с ч. 3 ст. 9 указанного Закона, жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей, норма предоставления площади жилого помещения для одиноких граждан составляет 33 кв. м.
Таким образом, вывод суда в этой части является правильным, при разрешении спора суд обоснованно исходил из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной именно Законом Пермского края от 14.07.2008 г. N255-ПК.
Довод апелляционной жалобы о том, что право у истца на получение жилого помещения в связи с тем, что она не закончила обучение в техникуме, не наступило, судебной коллегией отклоняется.
Как следует из материалов дела, в обоснование иска прокурор ссылался не только на нормы ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, но и на нормы ст.57 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу приведенной нормы ЖК РФ основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение.
В частности, к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время в связи с достижением совершеннолетия, опека над истцом прекращена, поэтому имеются предусмотренные законом условия для обеспечения истца вне очереди жилым помещением. Кроме того, как установлено в судебном заседании истец закончила общеобразовательную школу. Возникновение права на получение жилья связано с окончанием пребывания рассматриваемой категории лиц (дети-сироты) в любом образовательном учреждении, независимо от факта прохождения ими обучения в другом образовательном учреждении. Поэтому оснований считать, что право на предоставление жилого помещения в силу норм ст.8 закона N 159-ФЗ у истца не наступило, также не имеется.
Иных доводов, влекущих отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит. Судом первой инстанции были правильно применены нормы материального права, исследованы все обстоятельства дела, доводы сторон, которым дана надлежащая оценка. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь ст. 199, ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Соликамского городского суда Пермского края от 10 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации города Соликамска, Правительства Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.