Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Толстиковой М.А.,
судей Швецова К.И. и Стрельцова А.С.,
при секретаре Кирьяновой О.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Правительства Пермского края и Администрации муниципального образования
"Чердынский район" на решение Чердынского районного суда Пермского края от 27 ноября 2012 года, которым постановлено: "Возложить обязанность на администрацию Чердынского муниципального района Пермского края и администрацию Колвинского сельского поселения, представить Заверюхе П.В. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м., за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели.".
Заслушав доклад судьи Стрельцова А.С., прокурора Кузнецову С.Н., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Чердынского района Пермского края, действуя в интересах Заверюха П.В., обратился в Чердынский районный суд Пермского края с иском к Администрации муниципального образования "Чердынский район" и Администрации муниципального образования "Колвинское сельское поселение" о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения Заверюхе П.В. В обоснование исковых требований указал, что Заверюха П.В. относится к категории граждан "дети, оставшиеся без попечения родителей", имеет право на внеочередное получение жилой площади и поставлен на учёт по соответствующему списку. Считает, что законом обязанность по приобретению жилого помещения Заверюхе П.В. возложена на Администрацию МО "Чердынский район", предоставить жильё Истцу должна Администрация МО "Колвинское сельское поселение", а финансировать приобретения жилья обязано Правительство Пермского края.
В судебном заседании Истец Заверюха П.В. и его представитель помощник прокурора Тойменцев В.В. на удовлетворении исковых требований настаивали, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель Ответчика Администрация МО "Чердынский район" Афанасьева Н.К. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, считала, что жилое помещение должно быть предоставлено Истцу исходя из нормы площади, предусмотренной для граждан на основании решении органа местного самоуправления, которая составляет 18 кв.м.
Представитель Ответчика Администрация МО "Колвинское сельское поселение" Часовских В.В. в судебном заседании с доводами искового заявления согласилась, не настаивала на отказе в удовлетворении иска.
Судом постановлено приведённое выше решение, об отмене которого просят в апелляционных жалобах Ответчик Администрация МО "Чердынский район" и Третье лицо Правительство Пермского края, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
По мнению Ответчика суд первой инстанции неправильно применил материальный закон, поскольку не учёл, что в соответствии с требованиями закона норма в 33 кв.м. установлена для расчёта объёма финансирования, предоставляемого для приобретения жилья для граждан льготной категории, поэтому вывод суда о наличии обязанности по предоставлению помещения соответствующего метража не обоснован. Третье лицо считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, поскольку при определении размера, подлежащего предоставлению Заверюхе П.В., жилого помещения суд неправильно применил положения Закона Пермского края N 255 -ПК от 14.07.2008., поскольку жилое помещение должно быть предоставлено на основании решения соответствующего органа местного самоуправления, которое не было принято.
В судебном заседании представитель Истца прокурор Кузнецова С.Н. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила оставить без изменения решение Чердынского районного суда Пермского края от 27.11.2012.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещались о дате, времени и месте проведения судебного заседания по адресам, указанным в материалах дела.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Истца, изучив материалы дела, по правилам гл. 39 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционных жалоб.
Юридически значимые для дела обстоятельства установлены судом правильно, совокупности собранных по делу доказательств, пояснениям сторон, письменным доказательствам судом дана надлежащая оценка, выводы суда должным образом мотивированы, материальный закон применён и истолкован правильно, нарушений требований процессуального законодательства судом не допущено.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159 ? ФЗ от 21.12.1996., дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются ... детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, в соответствии п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
В соответствии со ст. 4 и ст. 5 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе, и обеспечение их жилыми помещениями, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ. Дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора, в соответствии, ст. 6 Закона Пермской области "О мерах по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 29.12.2004 года N1939-419.
Судом первой инстанции установлено, что Заверюха П.В. является лицом, относящимся к категории "дети, оставшиеся без попечения родителей", поскольку его родители решением суда были лишены родительских прав и впоследствии умерли (л.д. N 1,9- 12). Истец был поставлен Администрацией МО "Чердынский район" на учёт граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. N 8, 39, 41). Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспаривались сторонами в судебном заседании. Доказательства того, что с момента постановки на учёт изменились обстоятельства, в связи с чем Заверюха П.В. перестал являться нуждающимся в улучшении жилищных условий в связи с приобретением жилья в собственность либо в постоянное пользование по договору социального найма, или по иным установленным законом основаниям, в ходе разрешения спора не представлены и в судебном заседании не найдены. При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно исходил из факта отсутствия у Истца жилого помещения, в котором он имеет возможность реализовать свои жилищные права.
Вопрос о предоставлении жилых помещений на основании договоров социального найма отдельным категориям лиц урегулирован Законом Пермского края от 14.07.08 N 255 - ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма". Применение данного закона к спорным правоотношениям судебная коллегия находит обоснованным, а доводы Правительства Пермского края о ненадлежащем применении судом первой инстанции закона судебная коллегия считает надуманными. В перечень лиц, на которых распространено действие указанного закона, включены дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. В силу требований ч. 3 ст. 9 указанного закона норма предоставления площади жилого помещения для одиноких граждан составляет 33 кв.м. Доводы апелляционной жалобы Третьего лица о том, что отсутствие решения уполномоченного органа препятствует предоставлению Заверюхе П.В. жилого помещения, поскольку отсутствие сформированного жилищного фонда в связи с отсутствием решения соответствующего органа, по мнению судебной коллегии, не может ставить в зависимость от данного обстоятельства реализацию гражданами своих жилищных прав.
Так же судебная коллегия находит основанными на неправильном толковании закона доводы Администрации МО "Чердынский район" о том, что в соответствии с требованиями закона норма в 33 кв.м. установлена для расчёта объёма финансирования, предоставляемого для приобретения жилья для граждан льготной категории, и не свидетельствует о наличии у Истца права на получение жилья, площадь которого должна соответствовать требованиям Закона Пермского края "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма". Как следует из указанного нормативно - правового акта граждане данной категории имеют право на льготное обеспечение жильём площадью не менее установленной нормы, а не на выделение финансирования с учётом при расчёте объёмов выделения финансов данных требований закона.
Иные доводы апелляционных жалоб не имеют правового значения для надлежащего разрешения настоящего спора, данные доводы направлены на переоценку выводов суда и не могут повлиять на обоснованность принятого решения. При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что, суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение и оснований для отмены либо изменения судебного решения, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционные жалобы Правительства Пермского края и Администрации муниципального образования "Чердынский район" на решение Чердынского районного суда Пермского края от 27.11.2012. оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.