Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Киселевой Н.В., судей Судневой В.Н. и Абашевой Д.В., при секретаре Кармановой Ж.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 01 апреля 2013 года дело по апелляционной жалобе администрации Очерского муниципального района на решение Очерского районного суда от 11.01.2013 г., которым постановлено:
"Возложить на администрацию Очерского муниципального района обязанность за предоставить Федосееву Д.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18,5 кв. м. в черте г. Очер Пермского края за счет средств бюджета Пермского края."
Заслушав доклад судьи Киселевой Н.В., объяснение представителя администрации муниципального района Пьянкова А.В., истца Федосеева Д.В., проверив дело, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Очерского района, действующий в интересах Федосеева Д.В., обратился в суд с иском к администрации Очерского муниципального района и Правительству Пермского края о возложении на администрацию муниципального района обязанности по предоставлению Федосееву Д.В. благоустроенного жилого помещения за счет средств краевого бюджета, выделяемых на эти цели. Свое требование мотивировал тем, что Федосеев Д.В. имеет статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждается в жилом помещении и состоит в очереди на его получение.
В судебном заседании помощник прокурора Щипицина Ю.С. и истец настаивали на удовлетворении иска.
Представитель администрации муниципального района Пьянков А.В. иск не признала.
Представитель Правительства Пермского края в судебном заседании не присутствовал.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе администрация Очерского муниципального района просит отменить решение суда. Исходя из принятых изменений жилищного законодательства, с 01 января 2013 года обязанность по предоставлению жилья возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Кроме того, до настоящего времени не установлен порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене ввиду неправильного применения судом норм материального права (п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ).
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, в редакции, действовавшей на момент принятия судом искового заявления, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно п.1 ч.1 ст.8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции, действовавшей на момент принятия судом решения, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
С 01.01.2013 г. положения п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ утратили силу, а положения п.1 ч.1 ст.8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" были изложены в новой редакции, согласно которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, действовавшее до 01.01.2013 г. законодательство предусматривало обязанность по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенного жилого помещения по договору социального найма. Данная обязанность возлагалась на орган местного самоуправления.
Действующее с 01.01.2013 г. законодательство предусматривает обязанность по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Данная обязанность возлагается на исполнительный орган власти субъекта Российской Федерации. При этом договор заключается сроком на 5 лет.
То есть различными являются и орган, который должен предоставлять жилое помещение, и само жилое. помещение, которое может быть предоставлено.
Как следует из содержания искового заявления прокурора Очерского района и пояснений, которые давали в судебном заседании помощник прокурора и сам Федосеев Д.В., требования о предоставлении жилого помещения были основаны на положениях законодательства, действовавшего на момент подачи искового заявления (12.11.2012 г.)
Суд же, разрешая требования прокурора и Федосеева Д.В., исходил из положений законодательства, действующего уже на момент вынесения решения. При этом и нормы вступившего в действие с 01.01.2013 г. законодательства, регулирующего вопросы предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, применил неправильно. Так, делая вывод, что истцу должно быть предоставлено жилое помещение по договору специализированного найма жилого помещения, суд возложил эту обязанность не на исполнительный орган субъекта Российской Федерации, а на исполнительный орган муниципального образования.
Судебная коллегия считает, что в данном случае у суда не имелось оснований выходить за пределы исковых требований и разрешать спор в соответствии с тем законом, который предусматривает возможность предоставления жилого помещения только специализированного жилищного фонда. Поскольку свое согласие на получение жилого помещения именно в специализированном жилищном фонде Федосеев Д.В. не давал, и соответственно, ни прокурор, ни сам истец, не изменяли свои исковые требования, суд должен был разрешать спор в соответствии с тем законом, который действовал на момент принятия судом искового заявления и на применении которого при предоставлении жилого помещения настаивали прокурор и истец.
При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Вместе с тем, разрешая требование прокурора, действующего в интересах Федосеева Д.В., судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения заявленного иска.
Делая вывод о том, что Федосеев Д.В., как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на получение во внеочередном порядке жилого помещения, суд исходил из того, что он является нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку дом, принадлежащий истцу, признан непригодным для проживания.
Как было установлено судом и следует из материалов дела, Федосеев Д.В. на основании договора приватизации от 20.07.1993 г. является собственником квартиры N ** общей площадью 14,5 кв. м., расположенной по ул. **** в г. Очере. Заключением межведомственной комиссии от февраля 2012 года квартира N ** по ул. **** признана непригодной для проживания, подлежащей реконструкции.
Правилами учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000 г. N170 и Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. N16-п, определен порядок обеспечения жилой площадью лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с пунктом 3 указанных Правил обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения.
Поскольку у истца имеется в собственности жилое помещение, он, в рамках законодательства, действовавшего на момент предъявления иска, не является нуждающимся в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Следовательно, требование о предоставлении Федосееву Д.В. жилого помещения по заявленным им основаниям удовлетворению не подлежит.
То обстоятельство, что имеющееся у истца жилое помещение признано непригодным для проживания, также не влечет за собой необходимость удовлетворения исковых требований, поскольку в, данном случае Федосеев Д.В. не лишен возможности быть признанным нуждающимся в жилом помещении по иному основанию. Кроме того, принадлежащее истцу жилое помещение подлежит реконструкции. Помимо этого, истец вправе обратиться в суд с требованием о предоставлении ему жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с действующим в настоящее время законодательством.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Очерского районного суда от 11.01.2013 г. отменить.
Прокурору Очерского района, действующему в интересах Федосеева Д.В., в удовлетворении исковых требований о предоставлении благоустроенного жилого помещения отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.