Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе
председательствующего Варовой Л.Н., судей Горбуновой О.А., Кириенко Е.В.
при секретаре Бородкиной Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 06 марта 2013 года дело по апелляционной жалобе Министерства социального развития Пермского края на решение Краснокамского городского суда Пермского края от 14 декабря 2012 года, которым постановлено:
"Возложить обязанность на Администрацию Краснокамского муниципального района предоставить Симоновой Н.Г. с учетом членов ее семьи несовершеннолетних детей Симоновой П.Ю., дата рождения, Симонова А.Ю., дата рождения, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям по степени благоустройства на территории муниципального образования по договору социального найма в черте Краснокамского муниципального района с учетом нормы предоставления площади жилого помещения не менее 54 кв.м. по договору социального найма за счет средств бюджета Пермского края, предусмотренных на эти цели".
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Горбуновой О.А., объяснения истца Симоновой Н.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Симонова Н.Г. обратилась в суд с иском к администрации Оверятского городского поселения и администрации Краснокамского муниципального района о восстановлении ее в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понуждении предоставить жилое помещение ей и ее несовершеннолетним детям Артуру, /дата рождения/, Полине, /дата рождения/.
Требования мотивировала тем, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее одинокая мать была лишена родительских прав. В период нахождения ее в детском доме за ней было закреплено жилое помещение, предоставленное ее матери по договору социального найма. В это жилое помещение по возвращении из детского дома Симонова Н.Г. не вселялась. Проживать в жилом помещении вместе с семьей матери невозможно в силу наличия у нее и ее сожителя соответствующих заболеваний. В предоставлении жилья и признании ее нуждающейся в жилом помещении как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, ей было неоднократно отказано.
Определением суда к участию в деле привлечены в качестве соответчиков Правительство Пермского края, Министерство социального развития края, Министерство финансов края, Министерство строительства и архитектуры края.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Министерство социального развития Пермского края, приводя следующие доводы.
Ответчик не согласен с выводом суда в части предоставления жилого помещения на состав семьи из 3 человек, считая, что суд в этой части необоснованно применил нормы Закона Пермского края от 14 июля 2008 года N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма", поскольку жилое помещение предоставляется из муниципального жилищного фонда. Предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется по нормам предоставления площади жилого помещения в соответствующем муниципальном районе, городском округе. Считает, что предоставление истице жилого помещения с учетом членов семьи приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств и сокращению численности обеспеченных жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку гарантия по предоставлению жилья установлена исключительно в отношении детей-сирот и лиц из их числа. Считает также, что оснований для предоставления жилья семье истца не имеется, поскольку Симонова Н.Г. на учете в льготной очереди по Краснокамскому муниципальному району на получение жилья по списку детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа не состоит.
В суде апелляционной инстанции истец Симонова Н.Г. возражала против отмены решения, считая его законным и обоснованным, остальные участвующие в деле лица в суд не явились, своих представителей не направили.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит отмене ввиду неправильного применения норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что Симонова Н.Г., /дата рождения/, являлась лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее одинокая мать С. была лишена родительских прав в отношении нее.
Распоряжением Черновской территориальной администрации от 28 декабря 1999 года N 192 за Симановой Н.Г., воспитанницей Дома Детства, закреплено жилье (комната) в **** предоставленная матери истицы и ее сожителю на основании ордера от 21 марта 1996 года, т.е. в период нахождения истицы в воспитательном учреждении для детей-сирот.
Согласно договору социального найма указанной комнаты от 10 января 2008 года (с учетом дополнительного соглашения от 08 апреля 2009 года) Симонова Н.Г. включена в состав членов семьи нанимателя С. (своей матери) вместе с несовершеннолетними детьми Артуром и Полиной.
С учетом недостаточности занимаемого истицей жилого помещения решением жилищной комиссии от 20 сентября 2006 года ее семья включена в общую очередь нуждающихся в жилом помещении граждан.
Из материалов дела также следует, что на учете нуждающихся в жилом помещении граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, истица никогда не состояла.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.
Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент разрешения спора) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставлялись детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (также в редакции, действовавшей на момент разрешения спора) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из абзаца 4 статьи 1 указанного Федерального закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Статья 8 указанного Федерального закона также предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Федеральный закон N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения спора) связывал возникновение права на получение жилой площади вне очереди одновременно с тремя условиями: наличием статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, либо лица из их числа; отсутствием закрепленного жилого помещения; окончанием пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо окончанием службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо возвращением из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
На основании статьи 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (также в редакции, действовавшей на момент рассмотрения спора) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
В соответствии с пунктами 2, 3, 15 и 16 "Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении", утвержденных Указом Губернатора Пермской области N 170 от 22 июня 2000 года, действовавших на момент разрешения спора, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имели право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам являлось отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Жилое помещение предоставлялось по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья и должно было быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.
В силу пунктов 4 и 5 Правил учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, осуществлялось органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью (или на воспитание в соответствующее учреждение) либо по месту регистрации их рождения. Постановка на учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, осуществлялась органами местного самоуправления во взаимодействии с органами опеки и попечительства с момента приобретения детьми-сиротами статуса, относящего их к детям-сиротам, на основании документов, указанных в пункте 7 настоящего Указа.
Удовлетворяя исковые требования Симоновой Н.Г., суд первой инстанции исходил из того, что после выпуска из детского дома истица в комнату к матери не вселялась, была только зарегистрирована на основании заявления С. Суд учел, что жилье в дер.Брагино, которое закреплено за Симоновой Н.Г., неблагоустроенное, так как отсутствует холодное водоснабжение, а также недостаточное по площади для проживания всех зарегистрированных в нем по месту жительства лиц.
В связи с этим суд первой инстанции посчитал несущественным наличие постановления о закреплении жилья за истицей, поскольку исходил из того, что Симонова Н.Г. не приобрела право на жилое помещение в дер.Брагино.
Однако судебная коллегия находит такой вывод суда первой инстанции ошибочным. В силу вышеприведенных норм права, регулирующих вопросы социальной поддержки лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствие у таких лиц закрепленного за ними жилья является обязательным условием возникновения у органов государственной власти и органов местного самоуправления обязанности по обеспечению их жильем.
Наличие у таких лиц жилья, как в рассматриваемом деле, свидетельствует об отсутствии у них нуждаемости в жилом помещении по заявленному основанию.
Само по себе то обстоятельство, что после окончания пребывания в учреждении социального обслуживания истица не вселялась в закрепленное за ней жилое помещение, не может свидетельствовать о том, что жильем она как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена. Оно (это обстоятельство) может свидетельствовать лишь о том, каким образом истица распорядилась своими жилищными правами относительно закрепленного за ней жилья.
Не имеет значения и степень благоустройства жилья, закрепленного за ребенком, оставшимся без попечения родителей, а также его площадь. Указанные обстоятельства позволяют признать имеющего право пользования таким жильем гражданина нуждающимся в жилье на общих основаниях, что и было сделано в данном случае. Судебная коллегия считает необходимым подчеркнуть, что право на предоставление жилья вне очереди имеют лишь те лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые вообще жильем не обеспечены, т.е. за которыми жилье не закреплялось.
Суд первой инстанции также не учел, что на момент обращения в суд с иском истица достигла возраста 23 лет, в силу чего утратила статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеющего право на меры социальной поддержки в виде внеочередного предоставления жилья.
Ссылка суда первой инстанции на то, что до достижения возраста 23 лет истица обращалась в администрацию с заявлением о постановке ее в очередь нуждающихся в жилье лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, а также в прокуратуру, но ей было незаконно отказано в этом, не правомерна, поскольку данное обстоятельство не относится к юридически значимым по данному делу.
Более того, обсуждая вопрос законности принятого органом местного самоуправления решения об отказе в постановке истицы в очередь лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, как и обсуждая вопрос о приобретении истицей права пользования закрепленным за ней жилым помещением, суд первой инстанции вышел за пределы исковых требований. Подобные требования истцом не ставились, а потому давать суждения по ним суд в силу требований части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не был вправе.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы об отсутствии у истицы права на предоставление жилья как лицу, оставшемуся без попечения родителей, являются обоснованными и заслуживают внимания.
Отменяя решение, судебная коллегия в силу пункта 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отменяет решение Краснокамского городского суда полностью и принимает решение об отказе Симоновой Н.Г. в иске к администрации Краснокамского муниципального района и администрации Оверятского городского поселения (требований к Правительству Пермского края истица не предъявляла, поскольку соответствующее исковое заявление в деле отсутствует) о предоставлении жилья как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, ввиду отсутствия оснований для удовлетворения иска.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при разрешении спора суд первой инстанции необоснованно руководствовался Законом Пермского края от 14 июля 2008 года N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма", судебная коллегия отклоняет. Данный Закон подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям, поскольку устанавливает дополнительные гарантии, принятые на себя Правительством Пермского края в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваемых жилыми помещениями за счет средств бюджета Пермского края.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Краснокамского городского суда Пермского края от 14 декабря 2012 года отменить полностью и принять по делу новое решение, которым Симоновой Н.Г. отказать в удовлетворении исковых требований к администрации Краснокамского муниципального района, администрации Оверятинского городского поселения о восстановлении ее в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, а также о предоставлении жилья ей и ее несовершеннолетним детям.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.