Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Толстиковой М.А., судей Ивановой Т.В., Сергеева В.А., при секретаре Кирьяновой О.Н., рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 27 февраля 2013 года дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Большесосновского районного суда Пермского края от 20 декабря 2012 года, которым постановлено: Обязать администрацию Болыпесосновского муниципального района Пермского края за счет средств, предусмотренных и вьщеленных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели, предоставить во внеочередном порядке Пустоваловой И.А. отдельное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, не менее 42 квадратных метра по договору социального найма.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Сергеева В.А., объяснения прокурора Кузнецовой С.Н., полагавшей апелляционную жалобу оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Большесосновского района Пермского края обратился в суд с иском в интересах Пустоваловой И.А. к администрации Большесосновского района Пермского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения. Указал, что истица относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Родители истицы лишены родительских прав, закрепленного жилья не имеет, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. Имеет сына /дата рождения/.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Правительство Пермского края ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Доводы жалобы сводятся к неправильному применению судом материального закона. Считают, что, суд необоснованно при определении размера подлежащего предоставлению истице жилого помещения применил положения Закона Пермского края N 255 - ПК от 14.07.2008 г., площадь жилого помещения должна соответствовать установленной в Болыпесосновском районе Пермского края норме предоставления и выделена на одного человека.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения не находит оснований к его отмене. Юридически значимые для дела обстоятельства установлены судом правильно, совокупности собранных по делу доказательств, пояснениям сторон, письменным доказательствам судом дана соответствующая оценка, выводы суда должным образом мотивированы, материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений требований процессуального законодательства судом не допущено.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159 - ФЗ от 21.12.1996 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со ст.ст. 4,5 названного выше Федерального закона в редакции Федерального закона N 122 - ФЗ от 22.08.2004 года финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе, и обеспечение их жилыми помещениями, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Согласно ст. 6 Закона Пермской области "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 29.12.2004 года N 1939 - 419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.
Судом установлено, что Пустовалова И.А., /дата рождения/, в возрасте 15 лет осталась без попечения родителей, решением суда, лишенных родительских прав. 30 июня 2011 года Пустовалова И.А. закончила Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Строгановский колледж. Пустовалова И.А ... и ее сын К., /дата рождения/ не имеют жилья, что подтверждено имеющимися в материалах дела документами (л.д.8,13). Пустовалова И.А. значится зарегистрированной по адресу ****. Данное жилое помещение распоряжением главы Администрации Тойкинского сельского поселения N 56 от 11 сентября 2011 года бьшо закреплено за Пустоваловой И.А. В сентябре 2010 года это жилое помещение бьшо признано не пригодным для проживания (л.д.20-21). Согласно информации Администрации Тойкинского сельского поселения (л.д.9-11), Администрации Большесосновского муниципального района (л.д.7) с 30 сентября 2009 года Пустовалова И.А. состоит на учете как ребенок, оставшийся без попечения родителей, в качестве нуждающейся в жилых помещениях. После окончания пребывания в образовательном учреждении Пустовалова И.А. прибыла в г. Воткинск, где проживает вместе со своим сыном и гражданским мужем, снимая квартиру по ул. ****.
Установив указанные выше обстоятельства, суд первой инстанции исходя из факта отсутствия у истицы жилого помещения, в котором она имела бы возможность реализовать свои жилищные права, пришел к правильному выводу о том, что истице должно быть предоставлено жилое помещение вне очереди. При этом суд обоснованно исходил из того, что жилое помещение должно быть предоставлено из расчета общей площади не менее 42 кв.м.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального закона, судебная коллегия находит несостоятельными, на правильность вывода суда данные доводы не влияют.
Вопрос о предоставлении жилых помещений на основании договоров социального найма отдельным категориям лиц урегулирован Законом Пермского края от 14.07.08 N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" от 14.07.08 N 255-ПК. В перечень лиц, на которых распространено действие указанного закона, включены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (п.9 ст. 1 Закона).
В соответствии с п.З ст. 9 Закона помещения гражданам, перечисленным в ст.1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей, норма предоставления для одиноких лиц -33 кв.м., 42 кв. м - на семью из двух человек; 18 кв. м - на каждого члена семьи при численности семьи три человека и более.
Размер общей площади предоставляемого жилого помещения устанавливается с учетом имеющегося у гражданина (членов его семьи) жилых помещений, принадлежащих ему (им) на праве собственности. Общая площадь жилого помещения, предоставляемого гражданам по договору социального найма на одного человека, не должна быть менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления по месту предоставления жилого помещения.
Жилое помещение истице с учетом членов ее семьи, сына /дата рождения/, предоставлено общей площадью не менее 42 кв.м. Довод апелляционной жалобы о том, что судом при решении вопроса о площади предоставляемого жилого помещения необоснованно учтен несовершеннолетний ребенок не влечет отмену решения. На уровне субъекта Российской Федерации регулирование прав и обязанностей, связанных с реализацией детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, социальных льгот и гарантий, осуществляется Законом Пермского края "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" от 14.07.08 N 225-ПК. В соответствие с требованиями ст. 1 указанного Закона жилое помещение предоставляется с учетом членов семьи лица, подпадающего под специальную категорию граждан. Таким образом, следует исходить из того, что при предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, члены их семей также подлежат учету при разрешении вопроса о размере площади предоставляемого жилого помещения.
С учетом вышеизложенной позиции, доводы кассационных жалоб отмену решения суда не влекут, поскольку являются результатом иного толкования и оценки возникшей спорной ситуации и не свидетельствуют о незаконности постановленного судебного постановления. Доводами апелляционной жалобы правильность выводов суда первой инстанции не опровергнута. Доводов, влекущих отмену решения, жалоба ответчика не содержит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу Правительства Пермского края на решение Большесосновского районного суда Пермского края от 20 декабря 2012 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.