Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Ивановой Т.В., судей Сергеева В.А. и Стрельцова А.С., при секретаре Кирьяновой О.Н., рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Правительства Пермского края и Администрации муниципального образования "Суксунский район" на решение Суксунского районного суда Пермского края от 09 января 2013 года, которым постановлено: "Обязать администрацию Суксунского муниципального района Пермского края предоставить Панкову А.М. вне очереди на условиях договора социального найма жилое помещение в п. Суксун Пермского края, благоустроенное, применительно к условиям населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. метра, за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на приобретение или строительство жилья для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.".
Заслушав доклад судьи Стрельцова А.С., представителя Истца прокурора Кузнецову С.Н., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Суксунского района, действуя в интересах Панкова А.М., обратился в Суксунский районный суд Пермского края с иском к Администрации муниципального образования "Суксунский район" о возложении обязанностей по предоставлению жилого помещения Панкову A.M ... В обоснование исковых требований указал, что Панков A.M. относится к категории граждан "дети, оставшиеся без попечения родителей", имеет право на внеочередное получение жилой площади и поставлен на учёт по соответствующему списку. Считает, что законом обязанность по предоставлению жилого помещения Панкову A.M. возложена на Администрацию МО "Суксунский район".
В судебном заседании представитель Истца прокурор Заякин А.Ю. на удовлетворении исковых требований настаивал, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении.
Судом постановлено приведённое выше решение, об отмене которого просят в апелляционных жалобах Ответчик Администрация МО "Суксунский район" и Третье лица Правительство Пермского края, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Ответчик и Третье лицо считают, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, поскольку при определении размера, подлежащего предоставлению Панкову A.M., жилого помещения суд необоснованно применил положения Закона Пермского края N 255 - ПК от 14.07.2008., поскольку в соответствии с требованиями законодательства РФ, действовавшего на день вынесения решения, Истцу может быть предоставлено лишь помещение специализированного фонда на основании решения субъекта РФ. По мнению Ответчика и Третьего лица, исполнение решения суда первой инстанции приведёт к необоснованному расходу бюджетных средств и нарушению требований закона.
В судебном заседании представитель Истца прокурор Кузнецова С.Н. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила оставить без изменения решение Суксунского районного суда Пермского края от 09.01.2013.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещались о дате, времени и месте проведения судебного заседания по адресам, указанным в материалах дела.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Истца, изучив материалы дела, по правилам гл. 39 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Юридически значимые для дела обстоятельства установлены судом правильно, совокупности собранных по делу доказательств, пояснениям сторон, письменным доказательствам судом дана соответствующая оценка, выводы суда должным образом мотивированы, материальный закон применён и истолкован правильно, нарушений требований процессуального законодательства судом не допущено.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159 ? ФЗ от 21.12.1996., дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются ... детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, в соответствии п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
В соответствии со ст. 4 и ст. 5 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе, и обеспечение их жилыми помещениями, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ. Дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора, в соответствии, ст. 6 Закона Пермской области "О мерах по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 29.12.2004 года N1939-419.
Судом первой инстанции установлено, что Панков A.M. является лицом, относящимся к категории "дети, оставшиеся без попечения родителей", поскольку его мать решением суда была лишена родительских прав, а сведений об отце не имеется (л.д.
N 11 - 13). Истец был поставлен Администрацией МО "Суксунского района" на учёт граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. N 10). Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспаривались сторонами в судебном заседании. Доказательства того, что с момента постановки на учёт изменились обстоятельства, в связи с чем Панков A.M. перестал являться нуждающимся в улучшении жилищных условий в связи с приобретением жилья в собственность либо в постоянное пользование по договору социального найма, либо по иным установленным законом основаниям, в ходе разрешения спора не представлены и в судебном заседании не найдены. При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно исходил из факта отсутствия у Панкова A.M. жилого помещения, в котором он имеет возможность реализовать свои жилищные права.
Вопрос о предоставлении жилых помещений на основании договоров социального найма отдельным категориям лиц урегулирован Законом Пермского края от 14.07.08 N 255 - ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" от 14.07.08 N 255 - ПК. Применение данного закона к спорным правоотношениям судебная коллегия находит обоснованным, а доводы Ответчика и Правительства Пермского края о ненадлежащем применении судом закона судебная коллегия считает надуманными. В перечень лиц, на которых распространено действие указанного закона, включены дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. В силу требований ч. 3 ст. 9 указанного закона норма предоставления площади жилого помещения для одиноких граждан составляет 33 кв.м. При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит обоснованными вывод суда первой инстанции о предоставлении Панкову A.M. жилого помещения площадью не менее 33 кв.м.
Доводы апелляционных жалоб о применении к правоотношениям сторон положений ЖК РФ и ФЗ N 159 - ФЗ от 21.12.1996. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции от 29.02.2012., судебная коллегия находит несостоятельными. Как следует из материалов дела, Истец обратился за судебной защитой своих прав ещё до вступления в силу, указанных изменений, высказав своё волеизъявление на получение жилья в порядке, действующем на момент обращения в суд. Таким образом, дело рассмотрено в соответствии с законодательством, действовавшим в период рассмотрения дела, что соответствует требованиям ч. 3 ст. 1 ГПК РФ.
Иные доводы апелляционной жалобы не имеют правового значения для надлежащего разрешения настоящего спора, данные доводы направлены на переоценку выводов суда и не могут повлиять на обоснованность принятого решения. При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что, суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение и оснований для отмены либо изменения судебного решения, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционные жалобы Правительства Пермского края и Администрации муниципального образования "Суксунский район" на решение Суксунского районного суда Пермского края от 09.01.2013. оставить без удовлетворение
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.