Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Няшина В.А.,
судей Елецких О.Б., Позолотиной Н.Г.,
при секретаре Боголюбовой Т.Н.,
с участием прокурора Сысоевой СМ.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 22 апреля 2013 года дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Чердынского районного суда Пермского края от 14.02.2013 г., которым постановлено:
Возложить обязанность на Правительство Пермского края предоставить Камардиной Д.В. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. м. В удовлетворении остальной части исковых требований к администрации Чердынского муниципального района, администрации Вильгортского сельского поселения отказать.
Заслушав доклад судьи Позолотиной Н.Г., пояснения прокурора, возражавшего против удовлетворения жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Чердынского района обратился в суд с иском в интересах Камардиной Д.В. к администрации Чердынского муниципального района, администрации Вильгортского сельского поселения о возложении обязанности на администрацию Чердынского муниципального района приобрести для истца благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 42 кв. м, и передать жилое помещение в собственность Вильгортского сельского поселения, возложении обязанности на администрацию Вильгортского сельского поселения предоставить истцу во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма, находящееся в черте Вильгортского сельского поселения Чердынского района. В иске указал, что в связи тем, что мать истца умерла в 1999 году, отец лишен родительских прав по решению Чердынского районного суда от 11.06.2006 года, Камардина Д.В. до достижения возраста 18 лет осталась без попечения родителей, обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением. Сведений о закреплении жилого помещения за Камардиной Д.В., а также сведений о наличии у неё и её родителей на праве собственности жилых помещений, не имеется.
В судебном заседании прокурор, ссылаясь на изменения законодательства, заявил о необходимости привлечения надлежащего ответчика - Правительство Пермского края, в связи с чем, уточнил исковые требования. Просит обязать ответчиков предоставить Камардиной Д.В. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. м.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого и о принятии нового решения просит в апелляционной жалобе Правительство Пермского края, считая его незаконным и необоснованным, так как выводы суда противоречат действующему законодательству. Судом не учтено то, что в соответствии с ч. 3 ст.5 Закона N147-ПК Правительству в течение 3-х месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона установлено принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего закона. В настоящее время, для реализации Закона N147-ПК разрабатываются соответствующие нормативные правовые акты, в том числе и Порядок однократного предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, с определением соответствующего уполномоченного органа. На данный момент конкретный орган, осуществляющий предоставление жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения не определен. Таким образом, Правительство Пермского края полагает, что иск прокурора предъявлен к ненадлежащему ответчику. Камардина Д.В. имеет право на защиту своих жилищных прав путем обращения в соответствующие органы исполнительной власти Пермского края в соответствии с действующим законодательством.
Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе ( ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Правительство Пермского края не оспаривает право истца Камардиной Д.В. из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение по договору найма специализированного жилого помещения. В данной части законность решения судом апелляционной инстанции не проверяется.
Оспаривая свою обязанность по предоставлению по договору найма специализированного жилого помещения, Правительство Пермского края ссылается на отсутствие разработанного порядка предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и отсутствие соответствующего уполномоченного органа.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Законом Пермской области от 29.12.2004 N1939-419 (ред. От 14.12.2012) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьей 6, предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Согласно ст.23 Устава Пермского края, принятого законодательным собранием Пермского края 19.04.2007г ( в редакции. Законов Пермского края от 29.06.2010 N 653-ПК, от 28.06.2012 N 52-ПК, от 09.07.2012 N 69-ПК, от 27.11.2012 N 134-ПК) Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, формирующим органы исполнительной власти края и осуществляющим непосредственное руководство ими.
Согласно ст.2 Закона Пермского края от 07 сентября 2007 года N 107-ПК "О системе органов государственной власти Пермского края": система исполнительных органов государственной власти Пермского края представляет собой взаимосвязанную совокупность исполнительных органов государственной власти Пермского края, наделенных в установленном порядке государственными полномочиями, действующую в целях реализации социально-экономического развития Пермского края.
Систему исполнительных органов государственной власти Пермского края составляют: Правительство Пермского края, министерства Пермского края, агентства Пермского края, инспекции Пермского края, иные исполнительные органы государственной власти Пермского края, их территориальные органы или обособленные структурные подразделения на территории Пермского края.
Обеспечение детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не должно находится в зависимости от сроков разработки соответствующий нормативно правовых актов, в том числе и порядка однократного предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, и определения соответствующего уполномоченного органа.
Так как в настоящее время уполномоченный орган, осуществляющий предоставление жилых помещений по договору найма специализированного не определен, возложение решением суда на Правительство Пермского края как постоянно действующего высшего исполнительного органа государственной власти Пермского края является правомерным.
При таких обстоятельствах решение Чердынского суда является законным и обоснованным.
Судебная коллегия считает, что выводы суда основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных судом, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Доводы апелляционной жалобы содержат ссылку на обстоятельства и объяснения, излагаемые в обоснование возражений по иску при рассмотрении дела судом первой инстанции, которые нашли отражение в решении и соответствующую оценку судом первой инстанции. По существу доводы жалобы сводятся к переоценке выводов суда об удовлетворении иска, поэтому основаниями для отмены решения не являются.
Иных правовых доводов, влекущих необходимость отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.199, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Правительства Пермского края на решение Чердынского районного суда Пермского края от 14.02.2013 г. оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.