Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Толстиковой М.А., судей Сергеева В.А. и Ивановой Т.В. при секретаре Кирьяновой О.Н. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Куединского районного суда Пермского края от 15 ноября 2012 года, которым постановлено:
обязать администрацию Куединского муниципального района Пермского края предоставить Егоровой Н.П., дата рождения, за счёт средств бюджета Пермского края денежную выплату на приобретение жилого помещения путем выдачи жилищного сертификата.
Заслушав доклад судьи Ивановой Т.В., объяснения прокурора Кузнецовой С.Н. и истца, исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Куединского района в интересах Егоровой Н.П., обратился в суд с иском к администрации Куединского муниципального района об обязании ответчика выделить из бюджета Пермского края денежные средства, предусмотренные для обеспечения жильем детей-сирот, на приобретение жилого помещения для Егоровой Н.П. путем выдачи жилищного сертификата.
Требования обосновываются тем, что истец является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку родители Егоровой Н.П.: отец - Е. решением Куединского районного суда от 14.05.1998 г. лишен родительских прав, мать - Е1. умерла /дата/.
На основании постановления главы Еловского района N 128 от 02.06.1997 г. Егорова Н.П. передана под опеку Ж.
Согласно диплому ФГОУ СПО "Чайковский промышленно-гуманитарный колледж" Егорова Н.П. 30.06.2011 г. получила среднее профессиональное образование по специальности " ***" 23.12.2005 Егорова Н.П. поставлена на учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, поскольку права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма или в собственности не имеет. Несмотря на подачу в 2012 году заявления о реализации права на внеочередное предоставление жилого помещения путем выдачи жилищного сертификата, жилым помещением истец не обеспечена.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Правительство Пермского края, указывая, что оспариваемым решением обязанность выдать сертификат возложена за счет средств бюджета Пермского края, при этом Правительство Пермского края к участию в деле не привлечено. Тем самым Правительство Пермского края не имело возможности выдвинуть возражения на иск и представить доказательства, подтверждающие обстоятельства на которых основываются возражения.
В возражениях на апелляционную жалобу истец и прокурор Куединского района полагают её не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании прокурор и истец полагали жалобу не подлежащей удовлетворению.
Представитель ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции участия не принимал, о времени и месте судебного заседания извещен.
Судебная коллегия, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327. 1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ)), нашла, что судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на фактических обстоятельствах дела, нормы материального права, проанализированные в решении, применены правильно, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истец относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать истца Егорова Г.Ф. умерла 01.05.1997, решением Куединского районного суда Пермской области от 14.05.1998 отец истца Е. лишен родительских прав. Постановлением Главы Еловского района Пермской области от 02.06.1997 N 128 Егорова Н.П. передана под опеку Ж.
По сведениям ГУП "ЦТИ Пермского края" от 13.08.2010 г. Егорова Н.П. зарегистрирована по адресу: ****, зарегистрированного жилья на праве собственности в п. Куеда и Куединском районе Пермского края не имеет, в приватизации жилья не участвовала. По сведениям Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю Егорова Н.П. жилого помещения на праве собственности не имеет. Истец состоит на учете, как лицо, нуждающееся в жилом помещении с 23.12.2005.
Установив вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями ст. 49 и 57 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действующей до 1.01.2013), ст. ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Постановления Правительства Пермского края от 27.07.2009 N 486 - п об утверждении Пилотного проекта "Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям сиротам, детям. Оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа", регулирующими спорные правоотношения, и пришел к правильному выводу об обоснованности предъявленного иска.
При этом суд правомерно исходил из того, что нормативно - правовым актом субъекта Российской Федерации - Пермским краем определен механизм предоставления выплат на приобретение жилого помещения в собственность, в том числе путем выпуска и реализации краевых жилищных сертификатов, который дети-сироты могут реализовать по своему выбору наряду с обеспечением жилыми помещениями по договорам социального найма.
Так, пунктом 3 Порядка предоставления выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа предусмотрено, что обеспечение жилым помещением осуществляется по выбору лица в соответствии с настоящим Порядком или в соответствии с Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года N 16-п.
Постановление Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года N 16-п принято в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года N 167 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения" и статьей 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года N 16-п утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Из указанного Положения следует, что приобретение, строительство или реконструкция жилья для указанных лиц осуществляются за счет средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета. Приобретенные жилые помещения предоставляются на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством (пункты 1, 8 Положения).
Согласно пунктам 4, 5 Порядка право детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на обеспечение жилыми помещениями в рамках пилотного проекта реализуется путем предоставления выплаты за счет средств бюджета Пермского края, указанные лица добровольно принимают решение о приобретении жилого помещения с использованием выплаты.
Из материалов дела следует, что истец 9.04.2012 обратилась в администрацию Куединского района с заявлением о выдаче жилищного сертификата. Однако до настоящего времени право истца не реализовано по обстоятельствам от неё не зависящим, также не разрешен вопрос о предоставлении истцу жилого помещения по договору социального найма вне очереди. Тем самым у суда имелись основания для вывода о нарушении жилищных прав истца и необходимости их защиты.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом норм процессуального права, выразившемся в том, что спор разрешен без привлечения к участию в деле Правительства Пермского края, отмену решения суда не влекут, поскольку оспариваемым решением какие - либо права органа исполнительной власти не разрешены и обязанности не возложены.
То обстоятельство, что обязанность должна быть выполнена администрацией Куединского района за счет средств субъекта Российской Федерации, выделенные на цели, предусмотренные пилотным проектом, указывает на необходимость выполнить требования законодательства, предусматривающего специальные основания реализации отдельными гражданами, в данном случае из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилищных прав, в связи с невозможностью их реализации в предусмотренном законодательством порядке. Ссылки на какие - либо обстоятельства, указывающие на отсутствие у истца оснований для реализации жилищных прав избранным Егоровой Н.П. способом, оценка которых не произведена судом первой инстанции и влияющие на выводы суда, в апелляционной жалобе не содержатся.
Других правовых доводов, указывающих на незаконность и необоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит. Обстоятельства, влекущие в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отмену решения суда, не установлены.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Куединского районного суда Пермского края от 15 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.