Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Ровенко П.А. и Украинцевой С.Н.
при секретаре Барса О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шепель А.И. об оспаривании решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее- Департамент земельных отношений Приморского края) по апелляционной жалобе Депертамента земельных отношений на решение Первомайского районного суда города Владивостока от 6 февраля 2013 года, которым заявление удовлетворено: отказ Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в предоставлении Шепель А.И. земельного участка признано незаконным и возложена обязанность в течении 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление Шепель А.И. о предоставлении земельного участка.
Заслушав доклад судьи Светловой С.Е., выслушав объяснения представителя Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края Комиссаровой Е.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения Шепеля А.И. и его представителя Пичугина В.Э., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шепель А.А. обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав, что 12 сентября 2012 года подал в Департамент земельных отношений Приморского края заявление о предоставлении в аренду земельного участка площадью 400 кв.м, расположенного в городе Владивостоке, улица "адрес", дом "адрес" для целей не связанных со строительством для размещения "шиномонтажки". Департамент земельных отношений Приморского края письмом от 18 сентября 2012 года отказал заявителю в предоставлении в аренду земельного участка со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок входит в границы гостевого маршрута на территории Владивостокского городского округа, и расположен в зоне военных объектов. Заявитель считает отказ необоснованным. Просил суд признать отказ Департамента земельных отношений Приморского края от 18 сентября 2012 года N N в предоставлении земельного участка незаконным и обязать указанный орган принять решение о предоставлении ему на праве аренды спорного земельного участка.
В судебном заседании заявитель и его представитель настаивали на удовлетворении требований.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя Департамента земельных отношений Приморского края.
Суд постановил указанное решение, с которым не согласился Департамент земельных отношений Приморского края, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене в связи неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Согласно части 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Из материалов дела следует, что Шепель А.И. испрашивает земельный участок для размещения "шиномонтажки" расположенный в зоне военных объектов (ВР-1).
Поскольку из схемы расположения земельного участка видно, что территория испрашиваемого земельного участка полностью расположена в запретном районе военного объекта, Департамент земельных отношений Приморского края обоснованно отказал в предоставлении земельного участка.
В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
Порядок установления указанных зон и использования в их границах земельных участков определяется Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 93 Земельного кодекса РФ).
Согласно пункту 8 Положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2000 года N 135 (в ред. от 23 декабря 2011 года) на территории запретного района запрещается строительство объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военному складу и сохранности находящегося там имущества. В случае особой необходимости строительство объектов производственного, социально-бытового и иного назначения на территории запретного района может разрешаться в каждом конкретном случае органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся военные склады, по согласованию с органами военного управления, в ведении которых они находятся.
Постановлением Администрации Приморского края от 2 апреля 2007 года N 75-па "О Порядке рассмотрения заявлений о строительстве объектов недвижимости на территориях запретных районов в Приморском крае" предусмотрен порядок рассмотрения таких заявлений, в соответствии с которым органы государственной власти, органы местного самоуправления, в том числе по заявлениям граждан и юридических лиц, а также граждане, юридические лица, заинтересованные в строительстве объектов недвижимости на территориях запретных районов, обращаются в адрес Администрации Приморского края с заявлением о разрешении строительства в запретном районе.
Межведомственная комиссия по вопросам строительства объектов недвижимости на территориях запретных районов в Приморском крае является координационным органом, предназначенным для обеспечения согласованности действий Администрации Приморского края, иных органов исполнительной власти Приморского края и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления Приморского края по вопросам строительства объектов производственного, социально-бытового и иного назначения на территориях запретных районов в Приморском крае.
Суд ошибочно пришел к выводу о том, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне застройки многоэтажными жилыми домами "Ж-3", который не соответствует действительности и имеющимся в материалах дела документам.
Довод жалобы о том, что указанная территория полностью расположена в запретном районе военного объекта, судебная коллегия находит обоснованным, поскольку это подтверждается разделом IX Сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности N 3477 от 12 ноября 2012 года (л.д. 30).
Постановлением главы города Владивостока от 9 июля 2009 N 777 (ред. от 27.12.2012) "О развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе" испрашиваемый земельный участок по улице Калина, дом 130 расположен на территории гостевого маршрута Владивостокского городского округа.
Департаменту земельных отношений Приморского края пунктом 4 названного постановления рекомендовано при рассмотрении заявлений юридических и физических лиц о предоставлении земельных участков, попадающих полностью либо частью на территорию в границах 100 метров по обе стороны от центральной оси автомобильных дорог, входящих в гостевой маршрут учитывать настоящее постановление.
Земли населенных пунктов используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В состав территориальных зон могут включаться зоны размещения военных объектов и иные зоны специального назначения (статья 35 Градостроительного кодекса РФ), правовой режим использования территории указанного земельного участка определяется совокупностью ограничений, установленных законодательством Российской Федерации.
Поскольку оспариваемое решение Департамента земельных отношений Приморского края не нарушает прав и законных интересов заявителя, решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований на основании части 4 статьи 258 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Первомайского районного суда города Владивостока от 6 февраля 2013 года отменить. Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.