судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Лифановской В.П.
судей Шароглазовой О.Н., Марченко О.С.
при секретаре Барса О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Верещак М.В.
к ГУ УПФ РФ по Уссурийскому городскому округу Приморского края
о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, назначить досрочную трудовую пенсию по старости
по апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ по Уссурийскому городскому округу Приморского края
на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 6 февраля 2013 года, которым исковые требования удовлетворены частично. На ГУ Управление пенсионного фонда РФ по Уссурийскому городскому округу Приморского края возложена обязанность включить в специальный стаж Верещак М.В., дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения период работ с 21 марта 1991 года по 01 июня 1992 года в должности старшей медицинской сестры в войсковой части N, располагавшейся в с. Барано-Оренбургское и послеродовой отпуск с 22 декабря 1993 года по 01 марта 1994 года - в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 3 месяца. Взыскано с ГУ УПФ РФ по Уссурийскому городскому округу Приморского края в пользу Верещак М.В. оплата юридических услуг 2000 рублей, государственная пошлина в размере 200 рублей, всего взыскано 2200 рублей. В остальной части требований отказано.
Заслушав доклад судьи Лифановской В.П., выслушав Верещак М.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истица Верещак М.В. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ по Уссурийскому городскому округу о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, назначить досрочную трудовую пенсию по старости.
В обоснование своих требований истица указала, что 3 июля 2012 года обратилась в ГУ УПФ РФ по Уссурийскому городскому кругу с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии. Решением N от 19.07.2012 года ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по тем основаниям, что у неё отсутствует необходимый специальный стаж работы. В специальный стаж работы не включены периоды работы с 21.03.1991 года по 01.06.1992 года в должности старей медицинской сестры пункта в в/ч N. Полагая отказ незаконным, истица, в судебном заседании уточнив исковые требования, просила обязать ответчика включить вышеуказанный период в её специальный стаж, включить в специальный стаж отпуск по беременности и родам с учетом осложненного послеродового периода, взыскать с ответчика судебные расходы в сумме 3200 рублей.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ по Уссурийскому городскому округу исковые требования не признала, пояснила, что истице правомерно отказано в назначении досрочной трудовое пенсии, ссылался на доводы, приведенные в решении.
Судом постановлено выше указанное решение, с которым не согласился ответчик ГУ УПФ РФ по Уссурийскому городскому округу, представителем подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, выслушав истицу и обсудив доводы апелляционной жалобы ответчика по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
В соответствии с ч.1, ч.2 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права, неприменение закона, подлежащего применению; применение закона, не подлежащего применению; неправильное истолкование закона.
Таких оснований судебной коллегией не установлено.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 19 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Пунктом 18 указанного постановления предусмотрено, что судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Как следует из материалов дела, в период работы истицы в в/ч N в должности старшей медицинской сестры действовали утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. Указанный нормативный правовой акт предусматривал назначение льготной пенсии по старости врачам и другим работникам здравоохранения, в том числе амбулаторно-поликлинические учреждения всех типов и наименований (медицинские пункты).
Согласно п. 2.10 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения от 30.06.1986 г. N 1-63-И, изданного в пределах полномочий ведомства и направленного на разъяснение порядка и условий применения вышеуказанного Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, в срок выслуги засчитывается медицинская работа в медсанчастях, в том числе в войсковых частях по вольному найму.
Судом установлено, что в трудовой книжке истицы имеются сведения о работе истицы в должности старшей медицинской сестры в медпункте в/ч N с 21.03.1991 года по 01.06.1992 года.
Согласно архивной справке N 15/П-300 от 04.02.2010 года в/ч N с марта 1991 года по июнь 1992 года дислоцировалась в с. Барано-Оренбургское Пограничного района Приморского края. Действительное наименование в/ч N, 60 Отдельный учебный батальон (л.д. 19).
Таким образом, действовавшее на период работы Верещак М.В. до 01.11.1999 года правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой работы в специальный стаж, дающий право на пенсию по старости на льготных условиях, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления её прав в области пенсионного обеспечения.
Удовлетворяя исковые требования о включении спорного периода в специальный стаж, суд верно исходил из того, что в указанный период времени истица осуществляла трудовую деятельность в должности старшей медицинской сестры медицинского пункта в в/ч N по оказанию медицинской помощи больным в войсковой части, сто также подтверждено показаниями свидетеля Алексеевой Г.В..
Доводы ответчика в апелляционной жалобе о том, что исчисление стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, осуществляется в соответствии со "Списком должностей и учреждений ... " и "Правилами исчисления периодов работы ... ", которые расширительному толкованию не подлежат, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Обсуждая доводы представителя ГУ - УПФ РФ по Уссурийскому городскому округу в апелляционной жалобе о включении в подсчет специального стажа Верещак М.В. послеродовой отпуск с 01.12.1993 года по 01.03.1994 года, судебная коллегия полагает их не состоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года N 516, п. 5 "В стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основных и дополнительных, оплачиваемых отпусков ... ".
В совместном информационном письме Министерства труда РФ и Пенсионного фонда РФ от 04.11.2002 года N 7392-ЮЛ/ЛЧ-25-25/10067 дается разъяснение, что отпуск по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
На время нахождения по временной нетрудоспособности за истицей сохранялось рабочее место в медицинском пункте полка в/ч N, отчисления производились из размера заработной платы медицинской сестры, поэтому этот период должен рассчитываться в льготном исчислении.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции и направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем не являются основанием к отмене решения суда.
Каких либо иных оснований для отмены постановленного судом решения не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Уссурийского районного суда Приморского края от 6 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ УПФ РФ по Уссурийскому городскому округу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.