Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Королевой Е.В.
судей Ильиных Е.А., Кудриной Я.Г.
при секретаре Шушаковой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению начальника ФКУ N ГУФСИН России по Приморскому краю об установлении административного надзора в отношении Ковалева В.А. по апелляционной жалобе заявителя на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 8 февраля 2013 года, которым требования удовлетворены в части, в отношении Ковалева В.А. установлен административный надзор сроком на ДД.ММ.ГГГГ, возложены административные ограничения: запрет на выезд без разрешения органа внутренних дел за пределы постоянного места жительства, запрет пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства с 23 часов до 06 часов утра, один раз в месяц являться для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства.
Заслушав доклад судьи Ильиных Е.А., выслушав прокурора Брызгалину Е.С., полагавшую оставить жалобу без удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
начальник ФКУ N ГУФСИН России по Приморскому краю обратился в суд с заявлением об установлении в отношении Ковалева В.А. административного надзора, указав, что Ковалев В.А. освобождается из ФКУ N ГУФСИН России по Приморскому краю, имеет непогашенную судимость за совершение особо тяжкого преступления. Начало срока ДД.ММ.ГГГГ, конец срока ДД.ММ.ГГГГ, срок погашения судимости ДД.ММ.ГГГГ. За весь период отбывания наказания допустил ряд нарушений установленного порядка отбывания наказания, по фактам которых к нему применено ... дисциплинарных взысканий, из них ... водворения в штрафной изолятор, ... выговоров, ... раз переводился в помещение камерного типа. ДД.ММ.ГГГГ признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, переведен в строгие условия отбывания наказания. Просит установить административный надзор в отношении Ковалева В.А. на срок ДД.ММ.ГГГГ, установить следующие ограничения: запрет пребывания в ночных клубах, ресторанах, казино, местах проведения массовых мероприятий, запрет посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в них, запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22 часов до 6 часов, запрет выезда за пределы села Авдеевка, обязательная явка 4 раза в месяц в ОМВД по месту жительства: "адрес".
В судебном заседании представитель ФКУ N ГУФСИН России по Приморскому краю поддержал заявление.
Лицо, в отношении которого заявлено требование об установлении административного надзора, Ковалев В.А., в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявления начальника исправительного учреждения.
Помощник Уссурийского городского прокурора полагал возможным установить в отношении Ковалева В.А. административный надзор и административные ограничения согласно заявленным требованиям.
Судом вынесено указанное решение, с которым не согласился осужденный Ковалев В.А., в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения как постановленного с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
В силу статьи 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 3 названного закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 3, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
В отношении такого лица административный надзор устанавливается, в том числе, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (часть 3 статьи 3 закона об административном надзоре).
Удовлетворяя заявленные требования, суд установил, что Ковалев В.А приговором Первомайского районного суда города Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ... УК РФ, на основании статьи ... УК РФ к ... лишения свободы с конфискацией имущества с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Постановлением Уссурийского городского суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ и постановлением Уссурийского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ названный приговор приведен в соответствие с действующим законодательством; окончательно назначено наказание в виде ... лишения свободы без штрафа и ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Постановлением начальника учреждения N от ДД.ММ.ГГГГ Ковалев В.А. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд верно указал, что основным критерием установления административного надзора и применения административных ограничений в отношении Ковалева В.А., освобождаемого из мест лишения свободы, является наличие непогашенной либо неснятой судимости за совершение им особо тяжкого преступления при признании его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим законом, относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия, а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение.
Установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего при наличии предусмотренных законом оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов, должно в полной мере согласовываться с нормой статьи 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится.
Принимая во внимание сведения о поведении осужденного Ковалева В.А., суд, учитывая положения вышеназванного закона, посчитал возможным установить ему административный надзор сроком на ДД.ММ.ГГГГ, то есть на срок, установленный в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 закона об административном надзоре.
Доводы Ковалева В.А. о том, что установлением административного надзора ухудшается его положение как осужденного, поскольку вышеназванный федеральный закон принят после совершения им преступления, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Установление административного надзора не ухудшает положение Ковалева В.А. как осужденного, не отягчает его ответственность, а устанавливает контроль за его поведением уже после отбытия наказания, по его месту жительства. В целях охраны общественных интересов государство вправе устанавливать такой контроль.
В соответствии с частью 1 статьи 13 закона об административном надзоре он вступил в силу с 1 июля 2011 года и регламентирует порядок установления административного надзора, в том числе в отношении совершеннолетних лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение особо тяжкого преступления, к которым относится и Ковалев В.А., в связи с чем довод о невозможности применения в отношении него норм данного федерального закона несостоятелен.
Из положений вышеназванной статьи 13, предусматривающей переходные положения, следует, что действие данного закона распространяется и на лиц, осужденных до вступления его в силу, и она не содержит изъятий в отношении лиц, совершивших преступление до его введения в действие.
В ходе рассмотрения заявления суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал обоснованную правовую оценку этим обстоятельствам, правильно оценил представленные сторонами доказательства.
Оснований давать другую оценку этим же доказательствам у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, в данном случае не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от 8 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ковалева В.А без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.