Апелляционное определение СК по гражданским делам Приволжского окружного военного суда Самарской области от 16 апреля 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Родионова А.А.,
судей: Пака И.Э.,
Белкина И.В.,
при секретаре Синотиной О.Г.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя командира и жилищной комиссии войсковой части N старшего лейтенанта юстиции Кондратьева С.В. на решение Ульяновского гарнизонного военного суда от 7 февраля 2013 года, которым удовлетворено заявление военнослужащего войсковой части N прапорщика
Миннибаева Нияза Ильясовича об оспаривании решения жилищной комиссии войсковой части N об отказе в постановке на учёт нуждающихся в жилых помещений для постоянного проживания, а также действий командира этой же воинской части, связанных с утверждением данного решения.
Заслушав доклад судьи Родионова А.А, судебная коллегия по гражданским делам окружного военного суда
УСТАНОВИЛА:
29 августа 2012 года Миннибаев, проходящий военную службу по контракту в войсковой части N Приволжского регионального командования МВД России, обратился к командиру войсковой части N с рапортом о постановке его на учёт нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания с составом семьи 4 человека.
Рассмотрев обращение Миннибаева, жилищная комиссия войсковой части N своим решением от 10 декабря 2012 года, оформленным протоколом заседания N 12 и утверждённым командиром войсковой части N, отказала ему в постановке на указанный учёт со ссылкой на часть 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой такая постановка осуществляется органом местного самоуправления.
Полагая свои права нарушенными, Миннибаев обратился в суд с заявлением, в котором просил признать это решение жилищной комиссии, а также действия командира войсковой части N по его утверждению незаконными, обязать жилищную комиссию и командира войсковой части N принять его с членами семьи на учёт нуждающихся в жилых помещениях.
Ульяновский гарнизонный военный суд решением от 7 февраля 2013 года требования Миннибаева удовлетворил в полном объёме.
Не согласившись с решением, представитель командира и жилищной комиссии войсковой части N по доверенности Кондратьев подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления Миннибаева.
По утверждению Кондратьева в жалобе отказ жилищной комиссии и командира войсковой части N в принятии Миннибаева и членов его семьи на учёт военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания, является правомерным, поскольку решение данного вопроса в соответствии с пунктом 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации возложено на органы местного самоуправления, а не на жилищные комиссии воинских частей, к чьим полномочиям отнесено рассмотрение вопросов, связанных лишь с признанием военнослужащих внутренних войск МВД России, нуждающимися в специализированных жилых помещениях.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Решение гарнизонного военного суда принято в рамках заявленных требований, судебное разбирательство по делу проведено всесторонне, полно и объективно, с выяснением всех юридически значимых для правильного разрешения дела обстоятельств, которым дана надлежащая оценка, при этом нормы материального и процессуального права применены судом правильно. Оснований для признания положенных в основу решения доказательств недопустимыми не имеется.
В соответствии со статьёй 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определённым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Статьёй 39 Федерального закона "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" установлено, что социальные гарантии военнослужащих внутренних войск, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей обеспечиваются в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
В силу статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение за счёт средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Согласно части 5 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. При этом в соответствии с пунктом 6 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента Российской Федерации, также относится к компетенции органов государственной власти Российской Федерации.
На основании пункта 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации N 927 от 19 июля 2004 года, Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, Министерство внутренних дел вправе издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в том числе порядок предоставления жилья, относящегося к жилищному фонду Российской Федерации, закреплённому за этим федеральным органом исполнительной власти.
Приказом от 12 февраля 2010 года N 75 Министр внутренних дел Российской Федерации в пределах своей компетенции утвердил Инструкцию об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, согласно пунктам 3 и 22 которой вопросы, связанные с обеспечением военнослужащих внутренних войск МВД России жилыми помещениями, решаются по месту прохождения ими военной службы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, жилищным законодательством субъектов Российской Федерации и организуются в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией; военнослужащие включаются в списки очередников, нуждающихся в жилых помещениях, на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколами и утверждаемых командирами воинских частей.
При таких обстоятельствах именно жилищная комиссия воинской части, в которой проходит военную службу Миннибаев, а не орган местного самоуправления, как об этом ошибочно утверждается в апелляционной жалобе, уполномочена принимать решение о признании его нуждающимся в жилом помещении для постоянного проживания, о чём к правильному выводу пришёл гарнизонный военный суд.
Об этом же свидетельствует и положение части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, допускающей в определённых случаях и порядке, которые установлены законодательством, подачу гражданами заявлений о принятии на учёт не по месту жительства.
В данном случае, как установлено по делу, Миннибаев проходит военную службу по контракту во внутренних войсках МВД России с 5 февраля 1992 года по настоящее время, жилым помещением от государства либо от МВД РФ не обеспечивался, субсидию на строительство либо покупку не получал, в связи с чем в августе 2012 года он обратился к командиру войсковой части N с рапортом о постановке его на учёт нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания, предоставляемых по договору социального найма, с составом семьи 4 человека, представив необходимые документы, что соответствовало вышеприведенным положениям. Кроме этого решением жилищной комиссии войсковой части N от 10 декабря 2012 года (протокол заседания N 12) заявитель согласно представленным документам имеет право быть признанным нуждающимся в жилом помещении на основании пункта 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ.
Отказ в признании Миннибаева нуждающимся в жилом помещении для постоянного проживания, предоставляемом по договору социального найма, по мотиву необходимости обращения заявителя по данному вопросу в органы местного самоуправления, бесспорно, противоречит требованиям законодательства и нарушает права заявителя, к правильному выводу о чём обоснованно пришёл суд первой инстанции, что послужило правомерным основанием для удовлетворения изложенных в заявлении Миннибаева требований.
Данный вывод суда убедительно мотивирован в решении, что не даёт оснований поставить его под сомнение по изложенным в апелляционной жалобе доводам, которые следует признать несостоятельными и основанными на ошибочном толковании норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ульяновского гарнизонного военного суда от 7 февраля 2013 года по гражданскому делу по заявлению военнослужащего войсковой части N прапорщика Миннибаева Нияза Ильясовича об оспаривании решения жилищной комиссии войсковой части N об отказе в постановке на учёт нуждающихся в получении жилых помещений, а также действий командира этой же воинской части, связанных с утверждением данного решения, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя командира и жилищной комиссии войсковой части N старшего лейтенанта юстиции Кондратьева С.В. - без удовлетворения.
Судья Приволжского окружного
военного суда
А.А. Родионов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.