Апелляционное определение СК по гражданским делам Приволжского окружного военного суда Самарской области от 02 апреля 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Родионова А.А.,
судей: Клубкова Ю.В.,
Филиппова В.Н.,
при секретаре Печенкиной Е.Ю.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя Остапчука А.Н. на решение Уфимского гарнизонного военного суда от 4 февраля 2013 года, которым отказано в удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части 28949 старшины Остапчука Александра Николаевича об оспаривании решения руководителя Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанного с отказом в заключении с заявителем договора социального найма на выделенное ему жилое помещение и снятием его с учета нуждающихся в получении жилых помещений.
Заслушав доклад судьи Филиппова В.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Остапчук до марта 2012 года проходил военную службу по контракту в войсковой части 28949 в должности начальника электростанции и как необеспеченный жильем состоял на учете военнослужащих, нуждающихся в жилом помещении.
В связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями (ОШМ) Остапчук в марте 2012 года был освобожден от занимаемой должности и зачислен в распоряжение вышеназванного воинского должностного лица.
В феврале 2012 года Остапчук подал рапорт об увольнении его с военной службы по ОШМ с условием предоставления ему и членам его семьи жилого помещения.
Извещением Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ) от 31 октября 2012 года N 150413 Остапчук был уведомлен о распределении ему и членам его семьи трехкомнатной квартиры (73 кв.м.) по адресу: "адрес", с предоставлением которого он согласился. Однако решением руководителя названного учреждения от 5 декабря 2012 года N 700 заявителю было отказано в заключении договора социального найма на указанное жилье и он был снят с учета нуждающихся в получении жилых помещений по мотиву отсутствия у него права на жилищное обеспечение за счет военного ведомства в связи с недостаточной выслугой лет.
Считая свои права нарушенными, Остапчук обратился в суд с заявлением, в котором просил признать вышеуказанное решение руководителя ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ незаконным и обязать названное должностное лицо восстановить его на учете военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, и как военнослужащего, увольняющегося в связи с ОШМ, обеспечить его таковым.
Рассмотрев заявление Остапчука, Уфимский гарнизонный военный суд своим решением от 4 февраля 2013 года отказал в его удовлетворении.
Не согласившись с таким решением суда, заявитель Остапчук подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований.
В обоснование этого он в апелляционной жалобе указывает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
Так, основанием для отказа в удовлетворении его заявления явились выводы суда о том, что периоды его службы в органах МВД и Уголовно-исполнительной системы России не подлежат зачету в период его военной службы.
Однако данные выводы, по мнению заявителя, противоречат Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153, согласно пункту 5 которых право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют военнослужащие и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, при этом согласно пункту 10 тех же Правил в общую продолжительность военной службы по контракту и призыву, службы в органах внутренних дел РФ, в государственной противопожарной службе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета.
То есть, по мнению заявителя, в соответствии с вышеприведенными нормативными положениями служба в органах внутренних дел Российской Федерации и учреждениях уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, подлежит включению в общую продолжительность военной службы, что судом ошибочно не учтено при разрешении дела.
Рассмотрев материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Вопреки утверждениям в апелляционной жалобе, суд правильно применил нормы материального права при разрешении спора и пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьёй 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 13 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
При этом гарнизонный военный суд сделал обоснованный вывод о том, что данная норма закона гарантирует определённым в ней категориям военнослужащих обеспечение жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, по месту военной службы.
Пунктом 2.1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено, что обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счёт средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - другие войска), в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях.
По смыслу данной нормы военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента РФ, в ВС РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.
В п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 года N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснено, что в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащими являются граждане, проходящие военную службу в ВС РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, указанных в ст. 2 комментируемого Закона.
Лица, проходящие службу в иных государственных
военизированных
органах и формированиях на основании других законов и нормативных правовых актов, имеющие специальные звания, сходные или аналогичные с воинскими званиями, не являются военнослужащими и их статусом не обладают.
Как видно из представленной в деле выписки из послужного списка личного дела Остапчука (л.д. 11-12), а также пояснений самого заявителя относительно периодов его службы, принятие его на службу в Министерство внутренних дел РФ по Республике Башкортостан в качестве сотрудника-водителя, а также в Уголовно-исполнительную систему РФ по Республике Башкортостан в качестве инспектора отдела режима и охраны и увольнение с нее осуществлялось на основании нормативных актов, регламентирующих эти виды государственной службы, которые отличны от нормативных правовых актов, регулирующих прохождение военной службы.
В силу вышеизложенного служба заявителя в упомянутых органах, вопреки его ошибочному утверждению в апелляционной жалобе, не может быть отнесена к военной службе и приравниваться к таковой, а, следовательно, и засчитываться в общую продолжительность военной службы при оценке этого обстоятельства в качестве одного из условий для признания за ним права претендовать на получение жилого помещения от военного ведомства и включение в соответствующие списки очередников, о чем правильно и сделал вывод суд первой инстанции.
При таких обстоятельствах, учитывая установленные в судебном заседании данные о том, что общая продолжительность военной службы Остапчука с учетом военной службы по призыву во внутренних войсках МВД РФ и по контракту в составе воинских формирований Министерства обороны РФ составила только 7 лет 7 месяцев 11 дней, то есть менее 10 лет, дающих право при соблюдении иных условий быть признанным нуждающимся в получении жилого помещения, суд обоснованно признал, что такого права у заявителя не имеется.
Суммирование периодов военной службы и иных видов государственной службы в данном случае, как правильно указал суд в решении, возможно лишь при исчислении общего стажа применительно к вопросам пенсионного обеспечения государственных служащих, осуществляемом на основании норм соответствующих правовых актов о пенсионном обеспечении, которые являются специальными и не могут распространяться на жилищные правоотношения.
Ссылка заявителя в жалобе на положения соответствующих нормативных правовых актов, регламентирующих порядок обеспечения военнослужащих жильем посредством государственных жилищных сертификатов, не может быть признана состоятельной, поскольку заявитель в данном случае избрал иной путь обеспечения его жилым помещением, а именно: получение его в натуре, что предусматривает другой порядок и условия реализации военнослужащим данного права, о чем изложено выше.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Уфимского гарнизонного военного суда от 4 февраля 2013 года по гражданскому делу по заявлению военнослужащего войсковой части 28949 старшины Остапчука Александра Николаевича об оспаривании решения руководителя Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанного с отказом в заключении с заявителем договора социального найма на выделенное ему жилое помещение и снятием его с учета нуждающихся в получении жилых помещений, оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя Остапчука А.Н. - без удовлетворения.
Подлинное за надлежащими подписями.
Судья Приволжского окружного военного суда
В.Н. Филиппов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.