Апелляционное определение СК по гражданским делам Приволжского окружного военного суда Самарской области от 01 марта 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Безбородова С.П.,
судей: Пака И.Э.,
Родионова А.А.,
при секретаре Кадилиной М.О.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя командира войсковой части 3509 и жилищной комиссии этой же воинской части старшего лейтенанта юстиции Федотова В.А. на решение Саратовского гарнизонного военного суда от 22 ноября 2012 года, согласно которому частично удовлетворено заявление военнослужащего войсковой части 3509 старшего прапорщика
Степанова Николая Анатольевича об оспаривании решения жилищной комиссии войсковой части 3509 об отказе в постановке на учёт нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма, а также действий командира этой же воинской части, связанных с утверждением данного решения.
Заслушав доклад судьи Родионова А.А., изложившего обстоятельства дела и содержание принятого по делу судебного решения, а также доводы апелляционной жалобы судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Степанов со 2 августа 1993 года проходит военную службу по контракту в войсковой части 3509 Приволжского регионального командования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее в определении - Приволжское региональное командование ВВ МВД России) и состоит в списках военнослужащих данной воинской части, нуждающихся в обеспечении служебными жилыми помещениями.
18 сентября 2012 года Степанов обратился к командиру войсковой части 3509 с рапортом о постановке его на учёт нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания, предоставляемых по договору социального найма, с составом семьи 2 человека.
Рассмотрев обращение Степанова, жилищная комиссия войсковой части 3509 своим решением от 25 сентября 2012 года, оформленным протоколом заседания N 80 и утверждённым командиром войсковой части 3509, отказала ему в постановке на указанный учёт со ссылкой на распоряжения Главнокомандующего ВВ МВД России от 19 апреля 2010 года N 4/22-4186 и от 20 сентября 2010 года N 4/22-10710, а также на основании части 3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ, согласно которой такая постановка осуществляется органом местного самоуправления.
Считая свои права нарушенными, Степанов обратился в военный суд с заявлением, в котором просил признать решение жилищной комиссии войсковой части 3509 от 25 сентября 2012 года, а также действия командира названной воинской части, связанные с его утверждением, незаконными и обязать жилищную комиссию и командира войсковой части 3509 принять его и его сына на учёт нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания, предоставляемых по договору социального найма. Кроме того, Степанов просил суд возместить ему судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 200 рублей и оплатой юридических услуг представителя в размере 3000 рублей.
Решением Саратовского гарнизонного военного суда от 22 ноября 2012 года заявление Степанова удовлетворено частично.
Признав решение жилищной комиссии войсковой части 3509 от 25 сентября 2012 года об отказе в постановке Степанова на учёт военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений для постоянного проживания, предоставляемых по договору социального найма, а также действия командира этой же воинской части, связанных с его утверждением, незаконными, гарнизонный военный суд обязал жилищную комиссию и командира войсковой части 3509 отменить вышеназванное решение и рассмотреть вопрос о признании Степанова нуждающимся в жилом помещении для постоянного проживания, предоставляемого по договору социального найма, с учётом его права состоять на жилищном учёте на общих основаниях.
Кроме того, суд первой инстанции взыскал с войсковой части 3509 в пользу Степанова судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины и оплатой юридических услуг, в сумме 200 рублей и 500 рублей, соответственно.
В удовлетворении остальной части заявленных Степановым требований судом было отказано.
Не согласившись с решением суда, представитель командира войсковой части 3509 Федотов подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить по мотиву неправильного применения судом норм материального права и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления Степанова.
В обоснование этого Федотов, ссылаясь в жалобе на положения пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", части 3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ, а также на распоряжения Главнокомандующего ВВ МВД России от 19 апреля 2010 года N 4/22-4186 и от 20 сентября 2010 года N 4/22-10710, которые являются обязательными для исполнения всеми подчинёнными ему военнослужащими, делает вывод о том, что Степанов, как военнослужащий, заключивший контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года и продолжающий военную службу по истечении 5 лет, принимается на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении для постоянного проживания по договору социального найма, не жилищной комиссией воинской части, а органом местного самоуправления по месту жительства, куда он должен обратиться с соответствующим заявлением.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Решение гарнизонного военного суда принято в рамках заявленных требований, судебное разбирательство по делу проведено всесторонне, полно и объективно, с выяснением всех юридически значимых для правильного разрешения дела обстоятельств, которым дана надлежащая оценка, при этом нормы материального и процессуального права применены судом правильно. Оснований для признания положенных в основу решения доказательств недопустимыми не имеется.
Согласно статье 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определённым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Статьёй 39 Федерального закона "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" установлено, что социальные гарантии военнослужащих внутренних войск, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей обеспечиваются в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
В силу статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение за счёт средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Согласно части 5 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. При этом в соответствии с пунктом 6 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента Российской Федерации, также относится к компетенции органов государственной власти Российской Федерации.
На основании пункта 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации N 927 от 19 июля 2004 года, Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, Министерство внутренних дел вправе издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в том числе порядок предоставления жилья, относящегося к жилищному фонду Российской Федерации, закреплённому за этим федеральным органом исполнительной власти.
Приказом от 12 февраля 2010 года N 75 Министр внутренних дел Российской Федерации в пределах своей компетенции утвердил Инструкцию об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, согласно пункту 22 которой военнослужащие включаются в списки очередников, нуждающихся в жилых помещениях, на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколами и утверждаемых командирами воинских частей.
При таких обстоятельствах именно жилищная комиссия воинской части, в которой проходит военную службу Степанов, а не орган местного самоуправления, как об этом ошибочно утверждается в апелляционной жалобе, уполномочена принимать решение о признании его нуждающимся в жилом помещении, о чём к правильному выводу пришёл гарнизонный военный суд.
Об этом же свидетельствует и положение части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, допускающей в определённых случаях и порядке, которые установлены законодательством, подачу гражданами заявлений о принятии на учёт не по месту жительства.
В данном случае, как установлено по делу, заявитель 18 сентября 2012 года обратился к командиру войсковой части 3509 с рапортом о постановке его на учёт нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания, предоставляемых по договору социального найма, с составом семьи 2 человека, представив необходимые документы, что соответствовало вышеприведенным положениям.
Отказ в признании Степанова нуждающимся в жилом помещении по мотиву необходимости обращения заявителя по данному вопросу в органы местного самоуправления, бесспорно, противоречит требованиям законодательства и нарушает права заявителя, к правильному выводу о чём обоснованно пришёл суд первой инстанции, что послужило правомерным основанием для удовлетворения изложенных в заявлении Степанова требований.
Данный вывод суда убедительно мотивирован в решении, что не даёт оснований поставить его под сомнение по изложенным в апелляционной жалобе доводам, которые следует признать несостоятельными и основанными на ошибочном толковании норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Саратовского гарнизонного военного суда от 22 ноября 2012 года по гражданскому делу по заявлению военнослужащего войсковой части 3509 старшего прапорщика Степанова Николая Анатольевича об оспаривании решения жилищной комиссии войсковой части 3509 об отказе в постановке на учёт нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма, а также действий командира этой же воинской части, связанных с утверждением данного решения, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя командира войсковой части 3509 и жилищной комиссии этой же воинской части старшего лейтенанта юстиции Федотова В.А. - без удовлетворения.
Судья Приволжского окружного
военного суда
А.А. Родионов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.