Апелляционное определение СК по гражданским делам Приволжского окружного военного суда Самарской области от 26 февраля 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Безбородова С.П.,
судей: Солина А.В.,
Леднёва А.А.,
при секретаре Бадрутдиновой Л.Т.,
с участием представителя заявителя Мухаметшиной Г.З.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя заявителя Митрофанова В.В. - Мухаметшиной Г.З. на решение Самарского гарнизонного военного суда от 20 декабря 2012 года, которым отказано в удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части 59292 подполковника
Митрофанова Виктора Викторовича
об оспаривании действий начальника Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ), связанных с отказом в заключении договора социального найма и снятии с учёта нуждающихся в получении жилых помещений.
Заслушав доклад судьи Леднёва А.А., объяснения представителя заявителя Мухаметшиной Г.З. в поддержку доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам окружного военного суда
УСТАНОВИЛА:
Митрофанов В.В., в соответствии с приказом командира войсковой части 59292 от 1 декабря 2010 года N 7 проходит военную службу по контракту в распоряжении командира войсковой части 59292 до получения жилья.
1 марта 2012 года ему была распределена двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: "адрес".
После предоставления Митрофановым В.В. документов, решением начальника ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ от 13 августа 2012 года N 563 заявителю, в связи с отсутствием документов о сдаче ранее полученного от Министерства обороны РФ жилого помещения, было отказано в заключение договора социального найма указанного жилого помещения и он был снят с учета нуждающихся в получении жилого помещения.
Считая, что этим нарушены его права, Митрофанов В.В. через представителя обратился в Самарский гарнизонный военный суд с заявлением, в котором с учетом уточненных требований просил суд признать незаконным решение начальника ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ от 13 августа 2012 года N 563 об отказе в заключении с ним договора социального найма жилого помещения, находящегося по вышеуказанному адресу, и снятии его с учета нуждающихся в получении жилых помещений, обязать начальника ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ восстановить его на этом учете и заключить с ним договор социального найма на распределённое жилое помещение.
Самарский гарнизонный военный суд решением от 20 декабря 2012 года в удовлетворении требований Митрофанова В.В. отказал.
Не согласившись с таким решением суда, представитель заявителя Мухаметшина Г.З. подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.
В обоснование этого в жалобе она указывает, что заявитель не совершал намеренных действий по ухудшению своих жилищных условий, это произошло вопреки его воли. Он по решению Кировского районного суда от 14 марта 2002 года был лишен права пользования жилым помещением, предоставленным ему ранее от Министерства обороны РФ. Вследствие чего вывод суда о том, что Митрофанов В.В. добровольно 26 апреля 2012 года снялся с регистрационного учета и выехал из предоставленного МО РФ жилого помещения, считает представитель заявителя, не соответствуют действительности и материалам дела. Следовательно, по мнению автора жалобы, ссылка ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ на п.п. "д" п. 10 Правил учета военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054 несостоятельна, поскольку ухудшение жилищных условий заявителя произошло по решению суда, а не согласно договорам обмена, мены, купли-продажи или дарения.
Не принято судом во внимание, по мнению Мухаметшиной Г.З., что к Митрофанову В.В. не могут быть применены положения ч. 4 ст. 52 ЖК РФ, поскольку на жилищный учет он был поставлен решением жилищной комиссии 15 января 2003 года, в период действия Жилищного кодекса РСФСР и Инструкции к приказу Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года N 80. В соответствии с п. 27 названной Инструкции для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений военнослужащими в порядке подчиненности подается рапорт, к рапорту прилагается копия справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района. Заявителем было предоставлено решение суда о признании его утратившим право пользования жилым помещением, и на тот момент у жилищной комиссии и у КЭЧ района не возникло претензий на этот счет.
Далее автор жалобы отмечает, что заявителем в жилищную комиссию был представлен документ о невозможности освобождения жилого помещения, предоставленного Министерством обороны РФ в связи с признанием его утратившим право пользования им на основании решения суда. Какого либо иного жилья на праве собственности или в пользовании Митрофанов В.В. не имеет.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Митрофанов В.В. в 1998 году от Министерства обороны РФ на состав семьи из трёх человек получил для постоянного проживания двухкомнатную квартиру общей площадью 53,6 кв. м. (жилой 33,5 кв. м.) по адресу: "адрес".
В 2000 году он расторг брак, и как следует из решения Кировского районного суда города Самары с 1999 года, в связи с образованием новой семьи, из квартиры выехал на другое постоянное место жительства.
Решением Кировского районного суда города Самары от 14 марта 2002 года, вступившим в законную силу 25 марта 2002 года, Митрофанов В.В. был признан утратившим право пользования жилым помещением, расположенного по адресу: "адрес" 26 апреля 2002 года снят с регистрационного учёта по указанному адресу.
Согласно выписки из единого реестра данных по жилью для военнослужащих от 13 декабря 2011 года (л.д. 24) заявителю, признанному нуждающимся в жилом помещении в г. Самаре с 15 января 2003 года, на состав семьи 3 человека, без права на дополнительную площадь, 2 сентября 2011 года оформлено извещение N 48291 (ЦРУЖО) о распределении квартиры.
Получив извещение, Митрофанов В.В. в декабре 2011 года обратился к начальнику ФГУ "Центррегонжильё" МО РФ о внесении изменения в учётные данные, указав об изменении состава семьи один человек (в связи с расторжением брака) и его права на дополнительную жилую площадь, как командира воинской части.
Как следует из выписки из единого реестра данных по жилью для военнослужащих от 14 марта 2012 года (л.д. 28), заявителю, признанному нуждающимся в жилом помещении в г. Самаре с 15 января 2003 года, на состав семьи 1 человек, с правом на дополнительную площадь, 1 марта 2012 года оформлено извещение N 79833 (ЦРУЖО) о распределении квартиры.
Согласно извещению о распределении жилого помещения от 1 марта 2012 года N 79833 Митрофанову В.В. на состав семьи 1 человек с учётом права на дополнительную жилую площадь распределено жилое помещение в виде отдельной двухкомнатной квартиры общей площадью 45,1 кв.м. по адресу: "адрес".
Решением начальника ФГУ "Центррегионжильё" МО РФ от 13 августа 2012 года N 563 Митрофанову В.В. отказано в заключение договора социального найма на жилое помещение по адресу: "адрес" он снят с учёта нуждающихся в получении жилых помещений, виду отсутствия документов о сдаче ранее предоставленного от Министерства обороны РФ жилого помещения.
В соответствии с положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
По смыслу ст. 59 и п. "т" ст. 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
О специальном характере положений Федерального закона "О статусе военнослужащих", регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в ст. 49 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.
Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок реализации права на жилище определен в ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а порядок обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ соответствующей Инструкцией, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80 (далее - Инструкция).
Приведенные нормативные акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права (на дополнительную площадь и т.д.), так и дополнительные обязанности по сдаче ранее полученного жилья.
Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в случае обеспечения федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по состоянию здоровья и членов их семей при перемене места жительства документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны РФ представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 52 ЖК РФ при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье должны быть предоставлены документы, предоставляющие право состоять на учете. Для военнослужащих, согласно п. 27 и 37 Инструкции, при постановке на учет необходимо подать рапорт с приложением к нему копии справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района, а при получении жилого помещения - представить подлинную справку о действительной сдаче в КЭЧ района жилья, полученного от Министерства обороны РФ.
Согласно разъяснениям Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны Российской Федерации от 5 января 2001 года N 147/3/4/26/4 военнослужащие, обеспеченные жилыми помещениями и впоследствии расторгнувшие брак, могут получить другое жилое помещение, в том числе по месту прохождения военной службы, только в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий. При этом военнослужащие, оставляющие жилое помещение бывшим супругам, обязаны принять все меры к получению причитающейся части жилой площади, в том числе в судебном порядке путем принудительного обмена, в соответствии с положениями ст. 68 ЖК РСФСР.
Из анализа положений ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставление за счет Министерства обороны Российской Федерации жилья для постоянного проживания в период военной службы (после пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Предоставляя определенной в этих нормах Закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на Министерство обороны РФ обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что если военнослужащий распорядился полученным ранее от Министерства обороны РФ по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.
Последующее обеспечение таких военнослужащих жильем возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть, по решению органа самоуправления по месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас) военнослужащего, а не Министерством обороны Российской Федерации.
С учетом изложенной правовой позиции выводы суда первой инстанции о том, что военнослужащие бесплатно обеспечиваются жильем Министерством обороны только один раз, является правильным.
По делу установлено, что Митрофанов В.В., и его прежняя семья в 1998 году были обеспечены от Министерства обороны СССР жилым помещением по установленным нормам. После расторжения брака он не принял всех мер к получению причитающейся ему части жилья, обмену либо разделу спорного жилого помещения, в том числе в принудительном судебном порядке в соответствии со ст. 68 ЖК РСФСР, и не сдал его соответствующим квартирно-эксплуатационным органам.
Утверждение автора апелляционной жалобы об обратном противоречит материалам дела.
В судебном заседании установлено и подтверждено приведёнными доказательствами, что Митрофанов В.В., как видно из решения Кировского районного суда города Самары от 14 марта 2002 года, из жилого помещения, предоставленного ему от Министерства обороны РФ в 1998 году, в связи с распадом семьи выехал и вывез свои вещи на другое постоянное место жительства в августе 1999 года, то есть ещё до расторжения брака в 2000 году (л.д. 26).
С иском о признании его утратившим право пользования жилым помещением по адресу: "адрес", в районный суд в марте 2002 года обратилась его бывшая жена. Названное решения суда Митрофанов В.В. не оспаривал, тем самым с ним согласился.
Что же касается обращения Митрофанова В.В. в конце 2002 года в суд с иском о разделе вышеназванной квартиры, после утраты им по судебному решению права на пользование этим жилым помещением, то это обстоятельство само по себе не свидетельствует о надлежаще принятых им мерах по выделению причитающейся ему части жилья. Тем более, что с решением суда об отказе в его исковых требованиях, Митрофанов согласился и не обжаловал данное решение суда.
Кроме того, Митрофанов В.В. не обратился с просьбой о предоставлении членам семьи другого жилого помещения в части, причитающейся им от общей площади квартиры, как то предусматривает п. 41 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ.
Таким образом, Митрофанов В.В. добровольно распорядился выделенным ему Министерством обороны жильем, оставив свою часть жилого помещения бывшей супруге и дочери и не приняв должных мер к выделению причитающейся ему доли, обмену либо разделу спорного жилого помещения, и сдаче его соответствующим квартирно-эксплуатационным органам.
Кроме того, по мнению судебной коллегии, несостоятельным является довод представителя заявителя о том, что Митрофанов В.В. был установленным порядком признан нуждающимся в получении жилья решением жилищной комиссии воинской части.
Как видно из представленных в суд документов и утверждения представителя заявителя, Митрофанов В.В. был внесён в единый реестр данных по жилью для военнослужащих на основании решения жилищной комиссии воинской части от 15 января 2003 года, при этом согласно материалам дела, одним и тем же решением он был признан нуждающимся в получении жилья как военнослужащий с составом семьи 3 человека, без права на дополнительную жилую площадь (л.д. 24), так и как военнослужащий с составом семьи один человек с правом на дополнительную жилую площадь (л.д. 28), что, с учётом внесения заявителем изменений в учётные данные только в декабре 2012 года (л.д. 13), когда заявитель находился в распоряжении командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа с декабря 2009 года, безусловно ставит под сомнение законность названного решения.
Таким образом, поскольку Митрофанов В.В. полученное от Министерства обороны жилое помещение в установленном порядке не сдал и должных мер к его сдаче не принял, то он не подлежит повторному обеспечению на безвозмездной основе жильем от Министерства обороны РФ и решение начальника ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" от 13 августа 2012 года N 563 об отказе Митрофанову В.В. в заключение договора социального найма на жилое помещение по адресу: "адрес" снятии с учёта нуждающихся в получении жилых помещений является правильным.
В связи с вышеизложенным не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии оснований не имеется, а приведенные в апелляционной жалобе доводы представителя заявителя не могут быть признаны убедительными и не ставят под сомнение законность принятого судом первой инстанции решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Самарского гарнизонного военного суда от 20 декабря 2012 года по гражданскому делу по заявлению Митрофанова Виктора Викторовича об оспаривании действий начальника Федерального государственного учреждения "Центральное региональное Управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом заключении договора социального найма и снятии с учёта нуждающихся в получении жилых помещений, оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя заявителя Мухаметшиной Г.З. - без удовлетворения.
Подлинное за надлежащими подписями.
Судья Приволжского окружного военного суда
А.А. Леднёв
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.