Апелляционное определение СК по гражданским делам Приволжского окружного военного суда Самарской области от 15 января 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Ляпина Н.А.,
судей: Иванчикова Д.А.,
Баландина А.Г.,
при секретаре Кадилиной М.О.,
с участием заявителя Нижегородцева Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя Нижегородцева Д.В. на решение Пензенского гарнизонного военного суда от 15 ноября 2012 года, которым было отказано в удовлетворении заявления военнослужащего военного комиссариата Пензенской области подполковника НИЖЕГОРОДЦЕВА Дмитрия Валерьевича об оспаривании действий руководителя Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в предоставлении ему распределенного жилого помещения в собственность.
Заслушав доклад судьи Баландина А.Г., объяснение заявителя Нижегородцева Д.В. в поддержку доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
УСТАНОВИЛА:
Нижегородцев проходит военную службу по контракту в распоряжении командующего войсками Центрального военного округа с содержанием при военном комиссариате Пензенской области.
В июле 2012 года ему на состав семьи из трех человек было распределено (с учетом имеющейся у них в собственности жилой площади в размере 29 кв.м.) жилое помещение в виде однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью 33,8 кв.м.
В октябре 2012 года Нижегородцев обратился в Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГКУ "Центррегионжилье") с заявлением о предоставлении ему вышеназванной квартиры в собственность.
На данное заявление 15 октября 2012 года ему был направлен ответ начальника территориального отделения (заселения) по Пензенской области ФГКУ "Центррегионжилье", согласно которому Нижегородцеву было отказано в предоставлении названной квартиры в собственность в связи с отсутствием у него такого права, а также разъяснено, что он как военнослужащий, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, имеет право на получение жилого помещения лишь по договору социального найма, с последующим приобретением данного жилого помещения в собственность в порядке приватизации.
Посчитав свои права нарушенными, Нижегородцев обратился в Пензенский гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просил признать действия руководителя ФГКУ "Центррегионжилье", связанные с отказом в предоставлении ему распределенного жилого помещения в собственность, незаконными, а также обязать указанное должностное лицо передать ему в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 13 октября 2011 года N 1850 названное жилое помещение в собственность.
Рассмотрев данное заявление, Пензенский гарнизонный военный суд своим решением от 15 ноября 2012 года отказал в его удовлетворении.
Не согласившись с таким решением суда, заявитель Нижегородцев подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований.
В обоснование заявитель выражает несогласие с выводом суда о том, что военнослужащим, заключившим первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, жилые помещения предоставляются только по договору социального найма, а предоставление их в собственность предусмотрено лишь в отношении военнослужащих, заключивших первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, а также граждан, уволенных с военной службы и не обеспеченных на момент увольнения жилым помещением, поскольку данный вывод противоречит ст. 19 Конституции Российской Федерации, закрепившей равенство всех перед законом и судом, и ущемляет права военнослужащих.
По мнению заявителя, Федеральный закон "О статусе военнослужащих" ни- каких ограничений в правах в отношении военнослужащих, заключивших первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, не содержит и данные военнослужащие имеют право получать жилые помещения для постоянного проживания по избранному ими месту жительства в собственность или по договору социального найма, как и другие категории военнослужащих. При этом формулировка в законе об "обеспечении жилой площадью на общих основаниях" может трактоваться лишь как право военнослужащих на обеспечение жилыми помещениями для постоянного проживания в период прохождения ими военной службы.
В судебном заседании Нижегородцев поддержал доводы апелляционной жалобы, а также просил возместить ему расходы, связанные с прибытием в суд, в размере 1635 рублей 80 копеек.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, заслушав заявителя, судебная коллегия находит решение Пензенского гарнизонного военного суда от 15 ноября 2012 года по настоящему гражданскому делу законным и обоснованным, а апелляционную жалобу заявителя не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
При этом Конституция Российской Федерации не определяет конкретные формы, источники и порядок предоставления военнослужащим и членам их семей жилых помещений, - соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям законодателя, который располагает достаточно широкой дискрецией при определении порядка и условий предоставления указанным категориям граждан гарантий и компенсаций в жилищной сфере.
В порядке реализации приведенных конституционных положений в абз. 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" закреплено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу абз. 3 названной статьи военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
При этом согласно п. 6 названной статьи данные военнослужащие имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
В отличие от названной категории военнослужащие, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей, в силу ст. 15 Закона обеспечиваются на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями. Лишь по достижении ими общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более им, в случае признания их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
При этом данные положения Закона о предоставлении жилых помещений в собственность или по договору социального найма военнослужащим, заключившим первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, не распространяются на военнослужащих, являющихся участниками ипотечно-накопительной системы в рамках Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".
Таким образом, законодатель предусмотрел в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" различные способы обеспечения военнослужащих жилыми помещениями в зависимости от времени заключения ими первого контракта о прохождении военной службы.
Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Из материалов дела следует, что Нижегородцев заключил первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года.
В данной связи он в силу вышеприведенных положений закона имеет право на получение жилого помещения на общих основаниях, то есть по договору социального найма, к правильному выводу о чем пришел суд первой инстанции.
Предоставление военнослужащим, заключившим первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, жилых помещений сразу в собственность закон не предусматривает.
При этом, несмотря на длительное проживание заявителя с 1997 года в предоставленном ему по линии Министерства обороны служебном жилом помещении в виде однокомнатной квартиры общей площадью 29 квадратных метров, которую он в 2010 году, после передачи жилищного фонда военного городка администрации города Пензы, приватизировал, Нижегородцев не относится к категории военнослужащих, обеспечиваемых служебным жилым помещением на весь срок военной службы, в связи с чем положения постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно", а также изданного в его исполнение приказа Министра обороны РФ от 13 октября 2011 года N 1850, в отношении заявителя применены быть не могут.
Согласно материалам дела заявителю в июле 2012 года на состав семьи из трех человек было распределено (с учетом имеющегося в собственности жилья) по договору социального найма жилое помещение в виде однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью 33,8 кв.м.
В связи с изложенным законных оснований для предоставления данного жилого помещения в собственность заявителя у уполномоченного органа, вопреки доводам жалобы, не имелось.
Более того, заявитель настаивает на передачу ему в собственность конкретного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", на которое, согласно извещению о распределении, на момент предоставления отсутствовало право собственности Российской Федерации, что делает невозможной передачу этого помещения в собственность кому бы то ни было.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции, пришедшего к обоснованному выводу о законности действий руководителя "Центррегионжилье", связанных с отказом в предоставлении Нижегородцеву распределенного ему жилого помещения в собственность, следует признать правильным.
При этом вопреки доводам апелляционной жалобы установленный законом разный порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями в зависимости от времени заключения контракта, сам по себе прав заявителя на жилье не нарушает и не может рассматриваться как нарушение в отношении него права на равенство всех перед законом, поскольку он не лишен возможности реализовать свое право на жилище, гарантированное статьей 40 Конституции Российской Федерации, на общих основаниях.
С учетом изложенного судебная коллегия находит решение Пензенского гарнизонного военного суда от 15 ноября 2012 года по настоящему гражданскому делу законным и обоснованным, в связи с чем полагает необходимым оставить его без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
При таких обстоятельствах, учитывая положения ст. 98 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает оснований и для удовлетворения требований заявителя о возмещении ему судебных расходов, связанных с его явкой в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пензенского гарнизонного военного суда от 15 ноября 2012 года по гражданскому делу по заявлению военнослужащего военного комиссариата Пензенской области подполковника Нижегородцева Дмитрия Валерьевича об оспаривании действий руководителя Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в предоставлении ему распределенного жилого помещения в собственность, оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя Нижегородцева Д.В. - без удовлетворения.
Подлинное за надлежащими подписями.
Судья
Приволжского окружного военного суда А.Г. Баландин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.