Апелляционное определение СК по гражданским делам Приволжского окружного военного суда Самарской области от 11 января 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Ляпина Н.А.,
судей: Белкина И.В.,
Яицкого Р.А.,
при секретаре Синотиной О.Г.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя Январцева М.Л. на решение Казанского гарнизонного военного суда от 6 ноября 2012 года, согласно которому отказано в удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части N майора
Январцева Михаила Львовича об оспаривании действий начальника Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Яицкого Р.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Январцев в 2012 году обратился в Федеральное государственное казённое учреждение "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее в определении - ФГКУ "Центррегионжильё" МО РФ) с заявлением о признании его и членов его семьи нуждающимися в жилых помещениях.
Решением начальника ФГКУ "Центррегионжильё" МО РФ N 1853 ему в этом было отказано, поскольку ранее заявитель распорядился полученным от Министерства обороны Российской Федерации жильём.
Считая свои права нарушенными, Январцев обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным данное решение начальника ФГКУ "Центррегионжильё" МО РФ и обязать названное должностное лицо признать его и членов его семьи нуждающимися в жилых помещениях.
Рассмотрев гражданское дело по данному заявлению, Казанский гарнизонный военный суд решением от 6 ноября 2012 года отказал в удовлетворении требований Январцева.
Не согласившись с таким решением, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой в связи с нарушением и неправильным применением норм материального права просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований.
В обоснование этого автор жалобы указывает, что основанием для отказа в удовлетворении его просьбы о признании нуждающимся в жилых помещениях, равно как и отказа в удовлетворении требований его заявления, явилось обеспечение его и членов его бывшей семьи в 1996 году однокомнатной квартирой, которая впоследствии была приватизирована и продана. Однако ни должностным лицом структурного подразделения уполномоченного органа, чьи действия оспаривались, ни судом не учтено, что площадь указанной квартиры составляла менее учётной нормы на каждого члена его семьи, поэтому он не был снят с учёта нуждающихся в жилых помещениях.
В связи с этим Январцев, давая собственный анализ обстоятельствам дела и положениям, содержащимся в ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и п. 14 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в ВС РФ, жилых помещений по договору социального найма, утверждённой приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280, приходит к выводу о том, что поскольку ранее он был обеспечен жилым помещением менее учётной нормы, установленной действующим законодательством, то в настоящее время он имеет право на получение дополнительных квадратных метров к предоставленному ему ранее жилому помещению с таким расчётом, чтобы суммарная площадь жилого помещения соответствовала нормам обеспечения, а также с учётом членов его новой семьи, которые ранее не обеспечивались жильём.
Кроме того, по мнению автора апелляционной жалобы, судом был применён закон, не подлежащий применению, а именно постановление Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054. Положения названного нормативного правового акта распространяются на военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и избравших иное место жительства, к которым он отношения не имеет.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Судом первой инстанции бесспорно установлено, что в период прохождения военной службы по контракту (в 1996 году) Январцеву и членам его семьи (всего 3 человека) была предоставлена однокомнатная квартира общей площадью 36,5 кв.м, расположенная по адресу: "адрес", которая ими была приватизирована и в 2000 году продана.
В соответствии с положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильём с учётом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
По смыслу ст. 59 и п. "т" ст. 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся, в том числе в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильём, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
О специальном характере положений Федерального закона "О статусе военнослужащих", регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в ст. 49 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определённым федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.
Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок реализации права на жилище определён в ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Приведённые нормативные акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права, так и дополнительные обязанности.
В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 52 ЖК РФ при принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть предоставлены документы, подтверждающие их право состоять на таком учёте. Для военнослужащих при постановке на соответствующий учёт необходимо подавать в структурное подразделение уполномоченного органа заявление с приложением к нему документов, предусмотренных Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, среди которых сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи.
Из положений ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что реализация права на жильё военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, к которым относится заявитель, осуществляется путём предоставления за счёт Министерства обороны Российской Федерации жилья для постоянного проживания в период военной службы (после первых пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильём по избранному месту жительства.
Предоставляя определенной в этих нормах закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильём для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), законодатель возлагает на Министерство обороны России обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за всё время военной службы. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильём для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
Из анализа вышеприведённых правовых норм следует, что, если военнослужащий распорядился полученным ранее от Министерства обороны России по установленным нормам жилым помещением, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определённом ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.
Именно по этой причине, как следует из решения N 1853 ФГКУ"Центррегионжильё" МО РФ, Январцеву было отказано в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с чем обоснованно согласился суд первой инстанции.
При этом довод заявителя о том, что площадь предоставленной ему Министерством обороны Российской Федерации в 1996 году квартиры составляла менее учётной нормы на одного члена его семьи, в связи с чем он не исключался из списков нуждающихся в жилых помещениях, не влияет на правильность оспариваемых решений по следующим основаниям.
Действительно, предоставленная Январцеву в 1996 году по месту прохождения военной службы в городе Йошкар-Оле на состав семьи из трёх человек квартира общей площадью 36,5 кв.м и жилой - 17,3 кв.м была менее учётной нормы (7,5 кв.м жилой площади), установленной на тот период времени на одного человека. Однако он от получения указанного жилья не отказался, а получил его, приватизировал и в 2000 году продал. Взамен проданного жилого помещения в том же году в общую долевую собственность семьи заявителя была приобретена двухкомнатная квартира общей площадью 52,6 кв.м, что на одного человека стало составлять более 17,5 кв.м, то есть выше учётной нормы для признания нуждающимися в жилых помещениях в указанном населённом пункте, установленной на тот период времени. В связи с этим, несмотря на ошибочное мнение Январцева, в 2001 году он был правомерно исключён из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как основанием для нахождения в этих списках могла являться обеспеченность одного члена его семьи общей площадью жилого помещения менее 16 кв.м. Впоследствии (в 2004 году) по причине расторжения брака Январцев продал свою долю в указанной квартире бывшей супруге.
Изложенные обстоятельства позволили суду прийти к верному выводу о том, что Январцев и члены его бывшей семьи по месту прохождения заявителем военной службы были обеспечены жилым помещением по установленным нормам.
Действия же Январцева, повлекшие за собой правовое закрепление данного жилого помещения за иными лицами и лишившие его в дальнейшем права претендовать на свою долю в нём, безусловно свидетельствуют о добровольности распоряжения заявителем полученным, в том числе за счёт государства жильём, что по смыслу действующего законодательства лишает его права на получение такового повторно в порядке реализации Федерального закона "О статусе военнослужащих", о чём к обоснованному выводу пришёл гарнизонный военный суд.
Вопреки утверждению заявителя, этот вывод суда полностью согласуется с Правилами учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее в определении - Правила), утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054.
Как правильно указано в обжалуемом решении, подпунктом "д" пункта 10 Правил предусмотрено, что не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.
Именно так и были расценены судом первой инстанции указанные выше действия Январцева.
Что же касается последующего обеспечения заявителя жильём, то оно возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 ЖК РФ, то есть по решению органа местного самоуправления по месту его жительства, а не Министерством обороны Российской Федерации, на чём ошибочно настаивает Январцев.
При таких обстоятельствах не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии оснований не имеется, а приведённые в апелляционной жалобе доводы заявителя не могут быть признаны убедительными и не ставят под сомнение законность принятого судом решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Казанского гарнизонного военного суда от 6 ноября 2012 года по гражданскому делу по заявлению военнослужащего войсковой части 48404 майора Январцева Михаила Львовича об оспаривании действий начальника Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя Январцева М.Л. - без удовлетворения.
Подлинное за надлежащими подписями.
Судья Приволжского окружного военного суда Р.А.Яицкий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.