Апелляционное определение СК по гражданским делам Приволжского окружного военного суда Самарской области от 07 мая 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Родионова А.А.,
судей: Клубкова Ю.В.,
Солина А.В.,
при секретаре Масловой О.В.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя жилищной комиссии и командира войсковой части N лейтенанта юстиции Балунова С.С. на решение Уфимского гарнизонного военного суда от 27 февраля 2013 года, согласно которому частично удовлетворено заявление ФИО8 Владыкина Рената Валерьевича об оспаривании решения жилищной комиссии и командира войсковой части N, связанных с отказом в принятии заявителя на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Солина А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Владыкин с 1994 года проходит военную службу по контракту в войсковой части N.
15 января 2013 года Владыкин обратился в жилищную комиссию с рапортом о принятии его с составом семьи из четырёх человек на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Решением жилищной комиссии от 29 января 2013 года, оформленным протоколом заседания N 2 и утверждённым командиром войсковой части N, Владыкину в этом было отказано на основании ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, согласно которой такое принятие на учёт граждан осуществляется органом местного самоуправления.
Считая свои права нарушенными, Владыкин обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным указанный выше протокол заседания жилищной комиссии войсковой части N, обязать жилищную комиссию рассмотреть его рапорт и принять решение о постановке его на учёт нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания.
Решением Уфимского гарнизонного военного суда от 27 февраля 2013 года заявление Владыкина удовлетворено частично. Суд признал незаконными решения жилищной комиссии и командира войсковой части N, связанные с отказом в принятии заявителя на учёт военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях. При этом суд обязал жилищную комиссию войсковой части N отменить в отношении Владыкина решение, изложенное в протоколе N 2 от 29 января 2013 года, а командира указанной воинской части - утвердить эту отмену. Также суд обязал жилищную комиссию войсковой части N рассмотреть по существу рапорт Владыкина от 15 января 2013 года о принятии его на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях с принятием решения, основанного на исследовании фактических обстоятельств нуждаемости заявителя и членов его семьи в жилом помещении для постоянного проживания.
В удовлетворении остальной части заявленных Владыкиным требований судом было отказано.
В апелляционной жалобе представитель жилищной комиссии и командира войсковой части N Балунов, настаивая на применении к спорным правоотношениям положений ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, просит названное решение суда отменить.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Решение гарнизонного военного суда принято в рамках заявленных требований, судебное разбирательство по делу проведено всесторонне, полно и объективно, с выяснением всех юридически значимых для правильного разрешения дела обстоятельств, которым дана надлежащая оценка, при этом нормы материального и процессуального права применены судом правильно. Оснований для признания положенных в основу решения доказательств недопустимыми не имеется.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определённым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Статьёй 39 Федерального закона "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" установлено, что социальные гарантии военнослужащих внутренних войск, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей обеспечиваются в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
В силу ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение за счёт средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Согласно ч. 5 ст. 5 ЖК РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. При этом в соответствии с п. 6 ст. 12 ЖК РФ определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента Российской Федерации, также относится к компетенции органов государственной власти Российской Федерации.
На основании п. 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации N 927 от 19 июля 2004 года, Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, Министерство внутренних дел вправе издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в том числе порядок предоставления жилья, относящегося к жилищному фонду Российской Федерации, закреплённому за этим федеральным органом исполнительной власти.
Приказом от 12 февраля 2010 года N 75 Министр внутренних дел Российской Федерации в пределах своей компетенции утвердил "Инструкцию об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России", согласно п. 22 которой военнослужащие включаются в списки очередников, нуждающихся в жилых помещениях, на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколами и утверждаемых командирами воинских частей.
При таких обстоятельствах именно жилищная комиссия воинской части, в которой проходит военную службу Владыкин, а не орган местного самоуправления, как об этом ошибочно утверждается в апелляционной жалобе, уполномочена принимать решение о признании заявителя нуждающимся в жилом помещении, о чём к правильному выводу пришёл гарнизонный военный суд.
На это же указывает ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, допускающая в определённых случаях и порядке, которые установлены законодательством, подачу гражданами заявлений о принятии на учёт не по месту жительства.
В данном случае, как установлено по делу, заявитель 15 января 2013 года обратился в жилищную комиссию войсковой части N с рапортом о принятии его с составом семьи из четырёх человек на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, представив необходимые документы, что соответствовало вышеприведённым положениям.
Отказ в признании Владыкина нуждающимся в жилом помещении по мотиву необходимости обращения заявителя по данному вопросу в органы местного самоуправления, бесспорно, противоречит требованиям законодательства и нарушает права заявителя, к правильному выводу о чём обоснованно пришёл суд первой инстанции, что послужило правомерным основанием для удовлетворения изложенных в заявлении Владыкина требований.
Данный вывод суда убедительно мотивирован в решении, что не даёт оснований поставить его под сомнение по изложенным в апелляционной жалобе доводам, которые следует признать несостоятельными и основанными на ошибочном толковании норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Уфимского гарнизонного военного суда от 27 февраля 2013 года по гражданскому делу по заявлению Владыкина Рената Валерьевича об оспаривании решения жилищной комиссии и командира войсковой части N, связанных с отказом в принятии заявителя на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя жилищной комиссии и командира войсковой части N Балунова С.С. - без удовлетворения.
Подлинное за надлежащими подписями.
Верно:
Судья Приволжского окружного военного суда А.В. Солин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.