Апелляционное определение СК по гражданским делам Приволжского окружного военного суда Самарской области от 07 мая 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Родионова А.А.,
судей: Сафонова К.С.,,
Филиппова В.Н.,
при секретаре Масловой О.В.,
с участием представителя заявителя Овчарова П.Н. и прокурора отдела военной прокуратуры Центрального военного округа подполковника юстиции Коробейникова В.Л. рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя заявителя Овчарова А.П. - Кротова М.А. на решение Пензенского гарнизонного военного суда от 25 февраля 2013 года, которым отказано в удовлетворении заявления бывшего военнослужащего войсковой части N гр. Овчарова Андрея Петровича об оспаривании приказов Командующего войсками Дальневосточного военного округа от 28 ноября 2009 года N 548 и командира войсковой части N от 30 апреля 2010 года N 120 об увольнении заявителя с военной службы и исключении его из списков личного состава части, соответственно, а также решения исполняющего обязанности заместителя начальника Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Востокрегионжилье"), связанного с отказом в принятии заявителя на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
Заслушав доклад судьи Филиппова В.Н., выступление в поддержку доводов апелляционной жалобы представителя заявителя Овчарова П.Н. и заключение прокурора отдела военной прокуратуры Центрального военного округа подполковника юстиции Коробейникова В.Л., об оставлении решения суда первой инстанции без изменения, а апелляционной жалобы - без удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Овчаров с 1 сентября 2001 года по 30 ноября 2009 года проходил военную службу в войсковой части N, а с 1 декабря 2009 года - в войсковой части N, дислоцированной в г. Комсомольск-на-Амуре.
Приказом Командующего войсками Дальневосточного военного округа от 28 декабря 2009 года N 548 Овчаров уволен с военной службы и приказом командира войсковой части 44284 от 30 апреля 2010 года N 120 исключен из списков личного состава войсковой части 44284 с 30 апреля 2010 года.
Кроме того, решением исполняющего обязанности заместителя начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ N 663 от 6 ноября 2012 года заявителю отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Полагая, что действиями вышеуказанных должностных лиц ущемлены и нарушены его права, Овчаров обратился в Пензенский гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просил признать соответствующие приказы об увольнении и исключении его из списков личного состава воинской части незаконными, обязать должностных лиц, их издавших, отменить данные приказы и обеспечить его всеми видами довольствия за период после необоснованного увольнения, а также обязать заместителя начальника ФГКУ "Востокрегионжилье МО РФ рассмотреть вопрос о принятии его на учет военнослужащих, нуждающихся в жилом помещении и обеспечить его таковым в избранном после увольнения месте жительства.
Рассмотрев заявление Овчарова, Пензенский гарнизонный военный суд решением от 25 февраля 2013 года в его удовлетворении отказал.
Не согласившись с таким решением суда, представитель заявителя Кротов М.А. подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и вынести по делу новое решение.
В обоснование этого он в жалобе указывает на незаконность решения суда первой инстанции, полагая, что судом неполно исследованы доказательства по делу, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Давая собственный анализ нормам Федерального закона "О статусе военнослужащих" и положениям Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года N 80, автор жалобы делает вывод о том, что командованием воинской части не были соблюдены требования законодательства, поскольку Овчарову при увольнении не были разъяснены его права относительно обеспечения жилым помещением и он был введен в заблуждение, что может решить жилищный вопрос путем получения жилищного сертификата после увольнения с военной службы, о чем он и указал в своем рапорте.
При этом отмечает представитель, при написании рапорта Овчаров находился под психологическим давлением командира части и в силу имеющегося расстройства здоровья не мог в полной мере оценивать значение своих действий.
Как далее указывается в жалобе, командир воинской части обязан был разъяснить последствия согласия заявителя с увольнением без предоставления жилья, а также предпринять действия, направленные на обеспечение жильем своего подчиненного. Невыполнение командиром этих требований повлекло нарушение прав заявителя и необоснованное увольнение его с военной службы.
Также, представитель заявителя считает, что предусмотренный статьей 256 ГПК РФ трехмесячный срок для обращения в суд заявителем не был пропущен, поскольку срок оспаривания действий должностных лиц в данном случае, по его мнению, следует исчислять со дня получения заявителем из ФГКУ "Востокрегионжилье" письменного отказа в постановке его на жилищный учет, а не с момента увольнения с военной службы и последующего исключения из списков личного состава части.
В заключение жалобы указывается, что командир надлежащим образом не осуществил мероприятия по включению Овчарова в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, а суд не принял во внимание факт необеспеченности Овчарова жильем по установленным нормам.
На апелляционную жалобу поданы возражения старшим помощником военного прокурора Пензенского гарнизона майором юстиции Цуцаевым С.В. и представителем командующего войсками Восточного военного округа Ахтемировым И.В., в которых выражается мнение о законности и обоснованности вынесенного судом решения и просьба об оставлении его без изменения, а апелляционной жалобы - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, выслушав прибывших в суд лиц и заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы и поданных на нее возражений, судебная коллегия находит, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Вопреки утверждениям в апелляционной жалобе, выводы суда первой инстанции по делу основаны на правильной оценке исследованных фактических данных и верном толковании и применении норм законодательства, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок принятия военнослужащих на жилищный учет и выделения им жилья определен в Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" (приложение N 1).
Как предусмотрено п. 1 вышеназванной Инструкции, для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа, к которому прикладываются перечисленные в данном пункте документы.
Согласно п.п. 3, 7, 8 той же Инструкции признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления.
Уполномоченный орган ведет единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, по рекомендуемому образцу.
Дата принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях определяется датой подачи (отправки по почте) ими в структурное подразделение уполномоченного органа заявлений и документов, указанных в пункте 1 настоящей Инструкции.
Пунктом 11 Инструкции предусмотрено, что жилые помещения, предоставляемые по договору социального найма, распределяются уполномоченным органом военнослужащим, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях, по очередности, которая определяется датой принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Эти положения согласуются и со ст. 52 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Исходя из вышеизложенных правовых норм, вопрос о предоставлении жилого помещения находится в непосредственной взаимосвязи с пребыванием лица на соответствующем жилищном учете, то есть, прежде чем получить жилое помещение лицо в установленном порядке должно быть признано нуждающимся в его получении или улучшении жилищных условий и внесено в качестве такового в соответствующую учетную базу данных.
Судом первой инстанции в судебном заседании было установлено, что заявитель в период прохождения военной службы в Вооруженных Силах РФ с просьбами о постановке его на учет нуждающихся в получении жилых помещений не обращался и в установленном порядке в качестве такового признан не был.
В своем рапорте об увольнении с военной службы он изъявил согласие на увольнение с таковой и исключение из списков личного состава части без предоставления ему жилого помещения, пояснив это тем, что намерен решать свой жилищный вопрос самостоятельно после увольнения с военной службы.
При таких обстоятельствах у командования отсутствовали какие-либо препятствия для увольнения его с военной службы и исключения из списков личного состава части.
С заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в получения жилого помещения по договору социального найма Овчаров обратился в ФГКУ "Востокрегионжилье" лишь в декабре 2011 года, то есть тогда, когда он уже не являлся военнослужащим, что послужило законным основанием для отказа в постановке его на соответствующий учет, поскольку рассмотрение указанным жилищным органом подобного рода вопросов и принятие по ним решений возможно лишь в отношении военнослужащих в период прохождения ими военной службы.
Что касается требований заявителя в части признания незаконными и отмены соответствующих приказов об увольнении с военной службы и исключении из списков личного состава воинской части, то суд первой инстанции правомерно признал их не подлежащими удовлетворению в связи с пропуском процессуального срока на обращение в суд с заявлением.
По делу достоверно установлено, что об изданных в отношении него приказах командующего войсками Дальневосточного военного округа от 28 декабря 2009 года N 548 об увольнении и командира войсковой части 44284 от 30 апреля 2010 года N 120 об исключении из списков личного состава воинской части заявителю стало известно не позднее последней даты.
С заявлением же в суд об оспаривании данных приказов, как видно по делу, Овчаров обратился только 11 февраля 2013 года, то есть спустя более двух лет с указанного времени.
Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трёх месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск срока обращения в суд может являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Таким образом, установленный законом срок обращения в суд с заявлением об оспаривании названных приказов Овчаровым был пропущен. При этом каких-либо доказательств того, что названный срок был пропущен по уважительной причине, им представлено не было.
С учётом этого суд первой инстанции, руководствуясь требованиями ст. 256 ГПК РФ, правильно принял решение об отказе в удовлетворении упомянутых требований заявителя по указанному основанию.
Доводы представителя заявителя в жалобе о том, что срок на обжалование приказов надлежит исчислять с даты получения заявителем ответа из ФГКУ "Востокрегионжилье", нельзя признать состоятельными, так как на момент увольнения и исключения из списков личного состава воинской части вопрос нуждаемости заявителя в жилом помещении и обеспечения его таковым разрешен не был, чего Овчаров не мог не осознавать, и это обстоятельство являлось самостоятельным основанием для оспаривания акта увольнения с целью восстановления на службе до момента обеспечения жилым помещением.
Однако заявителем каких-либо мер к этому в установленный законом срок принято не было, хотя объективных препятствий к этому не имелось.
Утверждение в апелляционной жалобе о том, что соответствующего содержания рапорт с указанием о разрешении жилищного вопроса самостоятельно Овчаровым был написан под психологическим давлением командира части и под влиянием имеющегося расстройства здоровья, в силу которого он не мог в полной мере оценивать значение своих действий, также следует признать несостоятельным, так как доказательств подобного инцидента и наличия у заявителя заболевания, способствующего такому состоянию, им в судебное заседание представлено не было.
Не убедительной является ссылка в апелляционной жалобе и на то, что командованием воинской части не были соблюдены требования законодательства в части необходимости разъяснения заявителю его жилищных прав при увольнении, поскольку об этих правах должен знать каждый военнослужащий в силу уровня своего образования, профессиональных и общих правовых знаний, жизненного опыта и инициатива в разрешении жилищного вопроса должна исходить от военнослужащего, а не возлагаться на командование.
Таким образом, приведённые в апелляционной жалобе доводы не подвергают сомнению законность принятого судом первой инстанции решения по делу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327.1, ч. 2 ст.328, 329, ч.2 ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пензенского гарнизонного военного суда от 25 февраля 2013 года по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части N гр. Овчарова Андрея Петровича об оспаривании приказов Командующего войсками Дальневосточного военного округа от 28 ноября 2009 года N 548 и командира войсковой части N от 30 апреля 2010 года N 120 об увольнении заявителя с военной службы и исключении из списков личного состава воинской части, соответственно, а также решения исполняющего обязанности заместителя начальника Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанного с отказом в принятии заявителя на учет нуждающихся в получении жилых помещений, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя заявителя Кротова М.А. - без удовлетворения.
Подлинное за надлежащими подписями.
Судья Приволжского окружного военного суда
В.Н. Филиппов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.