Апелляционное определение СК по гражданским делам Приволжского окружного военного суда Самарской области от 30 апреля 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Родионова А.А.,
судей: Сафонова К.С.,
Баландина А.Г.,
при секретаре Кадилиной М.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя командира войсковой части N и жилищной комиссии названной воинской части капитана юстиции Половникова М.А. на решение Пермского гарнизонного военного суда от 21 февраля 2013 года, которым удовлетворено заявление военнослужащего войсковой части 3426 старшего лейтенанта МЕЩЕРЯКОВА Юрия Алексеевича об оспаривании решения жилищной комиссии войсковой части N, утвержденного командиром названной воинской части, об отказе в постановке заявителя и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Баландина А.Г., судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
УСТАНОВИЛА:
Мещеряков с 1994 года проходит военную службу по контракту во внутренних войсках МВД РФ, в настоящее время в войсковой части N.
Проживает с супругой и двумя детьми в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью 37,8 кв.м., принадлежащей ему на праве собственности.
Решением жилищной комиссии войсковой части N от 30 ноября 2012 года (протокол N 14-2012), утвержденным командиром названной воинской части, Мещерякову отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях на основании ч. 3 ст. 52 ЖК РФ и распоряжения Главного командования Внутренних войск МВД РФ от 19 апреля 2010 года N 4/22-4186, то есть в связи с непредставлением Мещеряковым выписок из протоколов жилищных комиссий, подтверждающих нахождение его на учете нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года и осуществлением принятия военнослужащих, не состоявших до 1 марта 2005 года на жилищном учете во внутренних войсках МВД РФ, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях через органы местного самоуправления по их месту жительства.
Посчитав свои права нарушенными, Мещеряков обратился в Пермский гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконными вышеназванное решение жилищной комиссии войсковой части 3426 об отказе в постановке его и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также действия командира названной воинской части, связанные с утверждением этого решения, и обязать их повторно рассмотреть вопрос о постановке его и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Рассмотрев данное заявление, Пермский гарнизонный военный суд своим решением от 21 февраля 2013 года требования Мещерякова удовлетворил.
Не согласившись с таким решением суда, представитель командира войсковой части N и жилищной комиссии названной воинской части капитан юстиции Половников подал апелляционную жалобу, в которой просит данное решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование жалобы представитель со ссылками на ч. 3 ст. 52 ЖК РФ и распоряжение Главного командования Внутренних войск МВД РФ от 19 апреля 2010 года N 4/22-4186, указывает на законность принятого жилищной комиссией воинской части решения в отношении заявителя, поскольку на жилищный учет по месту службы принимаются военнослужащие, прибывшие из других воинских частей со справками о необеспеченности жилыми помещениями (либо их сдаче) и выпиской из протокола заседания жилищной комиссии о нахождении их на жилищном учете до 1 марта 2005 года. Признание нуждающимися в жилых помещениях, не состоящих на жилищном учете во Внутренних войсках МВД РФ военнослужащих, осуществляется органами местного самоуправления по их месту жительства.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение Пермского гарнизонного военного суда от 21 февраля 2013 года по настоящему гражданскому делу законным и обоснованным, а апелляционную жалобу представителя командира войсковой части N и жилищной комиссии названной воинской части не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, представлены документы, которые не подтверждают данное право, а также не истек предусмотренный статьей 53 данного Кодекса срок после намеренного ухудшения жилищных условий. При этом решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на вышеназванные нарушения, предусмотренные частью 1 указанной статьи.
Из содержания решения жилищной комиссии войсковой части N от 30 ноября 2012 года (протокол N 14-2012) видно, что заявителю отказано в постановке его и членов его семьи на учет нуждающихся в жилом помещении на основании ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, а также распоряжения Главного командования Внутренними войсками МВД РФ от 19 апреля 2010 года N 4/22-4186, то есть в связи с обеспечением военнослужащих жильем с 1 января 2005 года только через органы местного самоуправления.
Однако данный вывод комиссии противоречит действующему жилищному законодательству и нарушает права заявителя, к правильному выводу о чем пришел суд первой инстанции.
Так, в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Статьёй 39 Федерального закона "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" установлено, что социальные гарантии военнослужащих внутренних войск, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей обеспечиваются в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Согласно ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
В силу положений п. 2 названной статьи жилищное строительство и приобретение жилых помещений для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
В соответствии с п. 22 Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД РФ, утвержденной приказом Министра внутренних дел России от 12 февраля 2010 года N 75 "Об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России", военнослужащие включаются в списки очередников, нуждающихся в жилых помещениях, на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколами и утверждаемых командирами воинских частей.
При таких обстоятельствах заявитель, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1998 года, вопреки доводам апелляционной жалобы, имеет все основания в соответствии с действующим жилищным законодательством обратиться для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении по месту прохождения им военной службы для обеспечения его жильем за счет средств федерального бюджета федеральным органом исполнительной власти, где он проходит военную службу.
Более того, в нарушение вышеназванных положений закона решение жилищной комиссии обязательной ссылки на основания отказа в принятии на учет нуждающихся, установленные частью 1 статьи 54 ЖК РФ, не содержит.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал незаконным вышеназванное решение жилищной комиссии войсковой части N от 30 ноября 2012 года об отказе в постановке заявителя на учет нуждающихся в жилых помещений и, поскольку по существу решение о нуждаемости заявителя и членов его семьи с учетом занимаемого ими жилого помещения комиссией не выносилось, обоснованно возложил на нее обязанность повторно рассмотреть данный вопрос.
Руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пермского гарнизонного военного суда от 21 февраля 2013 года по гражданскому делу по заявлению военнослужащего войсковой части 3426 старшего лейтенанта Мещерякова Юрия Алексеевича об оспаривании решения жилищной комиссии войсковой части 3426, утвержденного командиром названной воинской части, об отказе в постановке заявителя и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя командира и жилищной комиссии воинской части - без удовлетворения.
Подлинное за надлежащими подписями.
Судья
Приволжского окружного военного суда А.Г. Баландин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.