Апелляционное определение СК по гражданским делам Приволжского окружного военного суда Самарской области от 30 апреля 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Родионова А.А.,
судей: Николаева И.В.,
Филиппова В.Н.,
при секретаре Антиповой А.А.,
с участием заявителя Иванова В.Г., его представителя - адвоката Плечистова Ю.Б., представителя командира войсковой части N Дубинина А.Б. рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя Иванова В.Г. на решение Уфимского гарнизонного военного суда от 15 февраля 2013 года, которым отказано в удовлетворении заявления бывшего военнослужащего войсковой части N капитана запаса Иванова Виктора Геннадьевича об оспаривании действий командира войсковой части N, связанных с прекращением допуска к государственной тайне, привлечением к дисциплинарной ответственности, освобождением от занимаемой воинской должности и зачислением в распоряжение командира.
Заслушав доклад судьи Филиппова В.Н., изложившего обстоятельства дела, содержание принятого по делу судебного решения и доводы апелляционной жалобы, выступления в поддержку доводов апелляционной жалобы заявителя Иванова В.Г. и его представителя - адвоката Плечистова Ю.Б., а также возражавшего против ее удовлетворения представителя командира войсковой части N ФИО7, судебная коллегия по гражданским делам окружного военного суда
УСТАНОВИЛА:
Иванов проходил военную службу по контракту в войсковой части N в должности помощника начальника мобилизационной группы части.
Приказом командира войсковой части N от 28 августа 2012 года N327 Иванову в связи с нарушением установленного порядка получения, исполнения и доставки секретных документов объявлен строгий выговор, в связи с чем он был отстранен от исполнения секретных работ и документов, а также лишен допуска к государственной тайне. Приказом командира части от того же числа N11 (по личному составу) Иванов был освобожден от занимаемой должности и зачислен в распоряжение командира для последующего увольнения.
Находя названные приказы командира необоснованными, а свои права нарушенными, заявитель обратился в военный суд с заявлением, в котором просил признать соответствующие приказы незаконными и отменить.
Рассмотрев заявление Иванова, Уфимский гарнизонный военный суд своим решением от 15 февраля 2013 года отказал в его удовлетворении.
Не согласившись с таким решением Иванов подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить его требования.
В обоснование жалобы Иванов указывает, что судом допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права. В частности, судом первой инстанции, по мнению заявителя, были нарушены требования статьи 14 Федерального Конституционного Закона "О военных судах РФ" о подсудности дел. Данное дело, по утверждению заявителя, затрагивает рассмотрение вопросов государственной тайны, а поэтому подлежало рассмотрению окружным военным судом. Допущенное в данном случае нарушение, как полагает заявитель, должно влечь безусловную отмену решения суда первой инстанции.
Также заявитель считает, что суд в решении сослался на обстоятельства, которые фактически не исследовались в судебном заседании и не подтверждены допустимыми доказательствами о том, что он по собственной инициативе вывез за пределы воинской части секретные документы, нарушил правила их перевозки и представил их на подпись лицам, не имевшим к ним допуска.
Как утверждает Иванов, фактические данные по делу свидетельствуют о том, что соответствующие действия с секретными документами им были совершены во исполнение приказа, отданного ему его непосредственными начальниками, что по смыслу закона исключает его виновность в допущенных нарушениях и ответственность за них.
На апелляционную жалобу Иванова представителем командира войсковой части N майором юстиции Дубининым А.Б. поданы возражения, в которых выражается мнение о законности и обоснованности вынесенного судом решения и просьба об оставлении его без изменения, а апелляционной жалобы - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения прибывших в суд лиц и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности вынесенного по делу решения.
Вопреки утверждению заявителя в апелляционной жалобе, решение гарнизонного военного суда основано на совокупности собранных и надлежащим образом оцененных доказательств, которые следует признать допустимыми и достаточными для правильного разрешения заявленных требований. При этом существенных нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Согласно ст. 25 ГПК РФ в случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, гражданские дела рассматриваются военными и иными специализированными судами.
В соответствии со ст. 14 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" окружной (флотский) военный суд рассматривает в первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной.
В то же время, из представленных сторонами и рассмотренных в судебном заседании материалов не усматривается, что в них содержатся и были исследованы сведения, отнесенные законом к государственной тайне.
В данной связи оснований признать, что названные материалы относятся к подсудности окружного, а не гарнизонного военного суда, вопреки утверждению об этом в жалобе, не имеется.
То обстоятельство, что суд в подготовительной части вынес определение о рассмотрении дела в закрытом судебном заседании в соответствии с требованиями статьи 10 ГПК и отобрал у участников судебного разбирательства, не имеющих допуска к государственной тайне, подписку о неразглашении сведений, составляющих государственную тайну, само по себе без исследования в судебном заседании документов секретного характера не может свидетельствовать о нарушении судом правил подсудности при рассмотрении данного гражданского дела.
В соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", условия контракта о прохождении военной службы включают в себя обязанность гражданина проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или органах в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно подп. "в" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта. При этом досрочное увольнение по названному выше основанию не зависит от воли военнослужащего, и он может быть уволен по решению командования.
В соответствии со ст. ст. 22 и 23 Закона РФ от 21 июля 1993 года N5485-1 "О государственной тайне" допуск должностного лица к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя учреждения или организации, в том числе и в случаях однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных контрактом обязательств, связанных с защитой государственной тайны.
Согласно положениям статей 4, 7 и 10 "Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации N 63 от 6 февраля 2010 года, доступ граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, разрешается только при наличии у них допуска к государственной тайне по соответствующей форме.
Положения "Инструкции о порядке допуска сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов внутренних дел, военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск МВД России к государственной тайне", утвержденной приказом МВД России от 20 августа 2010 года N 600, содержат аналогичные требования к сотрудникам МВД РФ и обязательства по нераспространению сведений, составляющих государственную тайну.
При этом в п. "б" ст. 13 названной Инструкции указывается, что допуск сотрудника к государственной тайне может быть прекращен по решению должностного лица, принявшего решение о его допуске к государственной тайне, в случае однократного нарушения им обязательств, связанных с защитой государственной тайны.
Материалами дела установлено, что Иванов принял на себя соответствующие добровольные обязательства, связанные с оформлением допуска к государственной тайне, на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о защите государственной тайны. Заключая контракт о прохождении военной службы, а также дополнительно подписывая приведенное выше обязательство, Иванов согласился с тем, что контракт может быть расторгнут, в случае хотя бы однократного нарушения им обеспечения защиты государственной тайны, в соответствии с абзацем 3 статьи 23 Закона РФ от 21 июля 1993 года N5485-1 "О государственной тайне" и подпунктом "б" пункта 15 Инструкции, утвержденной Постановлением Правительства РФ N 63.
В судебном заседании судом первой инстанции на основании представленных материалов и свидетельских показаний ряда военнослужащих было установлено, что Иванов убыл с секретными документами на личном автомобиле из воинской части в командировку в город Магнитогорск, без соблюдения предусмотренных в подобных случаях мер обеспечения сохранения государственной тайны, а по прибытии на место представил упомянутые документы для подписания сотрудникам Магнитогорской дистанции пути ЮУЖД Калугину И.П. и Абдусаматову И.Г., не имеющим допуска к государственной тайне, не удостоверившись в их правомочности знакомиться с названными секретными документами.
Эти обстоятельства были установлены в результате проведенного в воинской части по данному факту разбирательства и подтверждены самим заявителем в поданном им 20 августа 2012 года на имя командира воинской части объяснении, где он пояснил, что не проявил должной бдительности и не удостоверился в наличии у названных лиц документов, подтверждающих допуск к государственной тайне, чем допустил нарушения режима секретности.
С учетом этого в заключении по фату разбирательства правомерно было констатировано, что Ивановым в указанном случае был нарушен порядок обращения с секретными документами, установленный вышеприведенными нормами законодательства и приказа ГК ВВ МВД РФ N 025, что давало основания для принятия в отношении заявителя полномочными должностными лицами соответствующих мер, связанных с привлечением его к дисциплинарной ответственности за допущенное нарушение, а также прекращением ему допуска к государственной тайне, освобождением от занимаемой воинской должности и зачислением в распоряжение.
Ссылка Иванова в апелляционной жалобе на то, что нарушения режима секретности он допустил не по своей вине, так как выполнял приказ начальников, не может быть признана состоятельной.
Из пояснений свидетеля Орехова, допрошенного в судебном заседании суда первой инстанции, следует, что он исполнял обязанности командира воинской части в период командировок Иванова в город Магнитогорск. При этом Иванов не докладывал ему о своем убытии в командировку и не спрашивал разрешения на перевозку секретных документов нарочно, без вооруженного сопровождения, то есть с нарушением правил сохранности, а также на ознакомление с этими документами иных лиц - сотрудников дистанции пути ЮУЖД. Между тем такое разрешение мог дать только он, Орехов, как врио командира части, и только после проверки у указанных лиц документов, подтверждающих наличие у них допуска к государственной тайне.
Согласно этим же пояснениям Орехова, Иванов ни при убытии в командировку, ни по возвращении из нее не докладывал ему о незаконности отданных ему приказаний на доставку секретных документов и ознакомление с ними иных лиц, вопреки установленным требованиям и с нарушениями, создающими предпосылки к разглашению государственной тайны.
То обстоятельство, что по результатам разбирательства были выявлены определенные нарушения в соблюдении законодательства о государственной тайне со стороны других воинских должностных лиц, на что имеется ссылка в апелляционной жалобе, не может снимать ответственность с самого заявителя за допущенные им лично нарушения взятых на себя обязательств по сохранению гостайны, на что обоснованно указал суд первой инстанции в своем решении.
Правильно суд признал несостоятельными также доводы заявителя о нарушении командованием установленных сроков привлечения его к дисциплинарной ответственности. Согласно пояснениям заявителя, о допущенных нарушениях режима секретности он сообщил командиру части в своем письменном объяснении от 20 августа 2012 года. Иных сведений о времени осведомленности командира об этих нарушениях по делу не представлено. С учетом этого наложение на заявителя дисциплинарного взыскания за указанный проступок приказом командира воинской части от 28 августа 2012 года не превышало установленного ст. 83 Дисциплинарного устава ВС РФ 10-дневного срока давности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия считает, что оспариваемые действия командования в отношении Иванова были объективно обусловлены допущенным с его стороны нарушением режима секретности и осуществлены законно в пределах предоставленных командиру воинской части полномочий.
Именно к такому выводу правомерно пришел суд первой инстанции, не усмотрев оснований для удовлетворения требований заявителя, что не может быть подвергнуто сомнению исходя из доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.327.1, п.1 ст.328 и ст.329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Уфимского гарнизонного военного суда от 15 февраля 2013 года по гражданскому делу по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части N капитана запаса Иванова Виктора Геннадьевича об оспаривании действий командира войсковой части N, связанных с прекращением заявителю допуска к государственной тайне, привлечением его к дисциплинарной ответственности, освобождением от занимаемой воинской должности и зачислением в распоряжение командира, оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя Иванова В.Г. - без удовлетворения.
Подлинное за надлежащими подписями.
Верно:
Судья Приволжского окружного военного суда В.Н.Филиппов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.