Апелляционное определение СК по гражданским делам Приволжского окружного военного суда Самарской области от 14 мая 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Родионова А.А.,
судей: Белкина И.В.,
Иванчикова Д.А.,
при секретаре Печенкиной Е.Ю. рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министра обороны РФ гр. Колеговой А.С. на решение Оренбургского гарнизонного военного суда от 4 марта 2013 года, которым частично удовлетворено заявление военнослужащего войсковой части N гр. Кошелева Вадима Анатольевича об оспаривании действий Министра обороны Российской Федерации, начальника управления кадров Центрального военного округа и командующего войсками Центрального военного округа (далее - ЦВО МО РФ), связанных с отказом рассмотрения рапортов об увольнении заявителя с военной службы.
Заслушав доклад судьи Иванчикова Д.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кошелев проходит военную службу в войсковой части N в воинском звании гр..
4 июня 2012 года решением военно-врачебной комиссии военного госпиталя ФБУ "354 ОВКГ" Министерства обороны Российской Федерации заявитель признан ограниченно годным к военной службе.
8 июля, 3 ноября и 16 декабря 2012 года Кошелев обращался к начальнику службы ракетно-артиллерийского вооружения ЦВО МО РФ и начальнику управления кадров ЦВО МО РФ с рапортами о его досрочном увольнении с военной службы по состоянию здоровья, однако до настоящего момента какого-либо решения по рапортам Кошелева указанными воинскими должностными лицами принято не было.
Полагая, что этим бездействием были нарушены его права, Кошелев через своего представителя Устинова А.Е. обратился в Оренбургский гарнизонный военный суд со следующими требованиями:
признать бездействие начальника управления кадров ЦВО МО РФ в части нереализации его рапорта об увольнении с военной службы по состоянию здоровья Кошелева - незаконным;
обязать начальника управления кадров ЦВО МО РФ оформить представление об увольнении его с военной службы досрочно по состоянию здоровья и представить данное представление на рассмотрение командующего войсками ЦВО МО РФ;
обязать командующего войсками ЦВО МО РФ направить представление об увольнении его с военной службы досрочно по состоянию здоровья установленным порядком вышестоящему командованию для рассмотрения;
обязать Министра обороны Российской Федерации издать приказ о досрочном увольнении его с военной службы по основанию, предусмотренному п.п. "б" п. 3 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", то есть по состоянию здоровья;
взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Кошелева судебные издержки в виде оплаты услуг юриста в размере 20 000, 00 рублей, оплаты услуг нотариуса по оформлению доверенности в размере 700 рублей и оплаты государственной пошлины в размере 200 рублей.
Судом первой инстанции требования, заявленные Кошелевым, были удовлетворены частично, а именно:
бездействие начальника управления кадров ЦВО МО РФ, в части нереализации рапорта об увольнении с военной службы по состоянию здоровья, признано незаконным.
Суд обязал начальника управления кадров ЦВО МО РФ оформить представление об увольнении с военной службы Кошелева досрочно по состоянию здоровья, а командующего войсками ЦВО МО РФ направить представление об увольнении с военной службы Кошелева досрочно по состоянию здоровья.
Кроме того, суд обязал Министра обороны Российской Федерации издать приказ о досрочном увольнении с военной службы Кошелева по основанию, предусмотренному п.п. "б" п. 3 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе.
Согласно решению суда первой инстанции, с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Кошелева постановлено взыскать судебные издержки в сумме 3900 рублей, складывающиеся из оплаты услуг представителя в размере 3000 рублей, оплаты услуг нотариуса в размере 700 рублей и уплаты государственной пошлины в сумме 200 рублей.
В остальной части требований Кошелеву отказано.
Не согласившись с таким решением суда, представитель Министра обороны РФ и командующего войсками ЦВО подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение.
В качестве доводов апелляционной жалобы представитель должностного лица, чьи действия оспорены, утверждает о неполном исследовании судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела и несоответствии выводов, изложенных в решении суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела. По мнению Колеговой, судом нарушены нормы материального и процессуального права.
В апелляционной жалобе указывается, что судом первой инстанции не приняты во внимание обстоятельства уголовного дела, возбужденного в отношении Кошелева 14 ноября 2012 года. Судом ошибочно сделан вывод о том, что Кошелев на момент своего обращения 8 июля 2012 года с рапортом об увольнении его с военной по состоянию здоровья, имел право на увольнение по указанному основанию.
Кроме того, представитель должностного лица, чьи действия оспорены, в своей жалобе обращает внимание на то, что в соответствии с п.п. "в" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрено увольнение военнослужащего с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта. Совершение военнослужащим преступления может рассматриваться как причина для увольнения его с военной службы по указанному основанию.
Совершив противоправные действия, повлекшие 11 июня 2012 года взрыв складов с боеприпасами, начальником которых он являлся в силу занимаемой им воинской должности, Кошелев, по мнению Колеговой, подлежит увольнению с военной службы в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта.
Представитель заявителя в поданных им возражениях просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя воинских должностных лиц, чьи действия оспорены, без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и письменных на нее возражений, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда считает решение Оренбургского гарнизонного военного суда от 4 марта 2013 года законным и обоснованным по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено, что Кошелев освидетельствован военно-врачебной комиссией, по результатам медицинского освидетельствования признан ограничено годным к военной службе, что подтверждается Свидетельством о болезни N от ДД.ММ.ГГГГ
Кошелевым в суд были представлены копии рапортов от 8 июля, 3 ноября и 16 декабря 2012 года, а также почтовые уведомления от 24 июля, 9 ноября 2012 года и 14 января 2013 года, согласно которым подтверждается, что последний обращался к начальнику службы ракетно-артиллерийского вооружения ЦВО МО РФ и начальнику управления кадров ЦВО МО РФ с рапортами о его досрочном увольнении с военной службы по состоянию здоровья.
Из сообщения ВрИО начальника службы ракетно-артиллерийского вооружения ЦВО МО РФ следует, что рапорт Кошелева о досрочном увольнении с военной службы в запас по состоянию здоровья был рассмотрен на основании чего, было принято решение об его удовлетворении, а документы направлены в Управление кадров ЦВО МО РФ 21 ноября 2012 года. Между тем, какого-либо окончательного решения соответствующими должностными лицами по рапортам заявителя принято не было.
В соответствии с п. 1 ст. 50 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" увольнение с военной службы военнослужащих в воинских званиях до полковников включительно производится в порядке, установленном "Положением о порядке прохождения военной службы".
В соответствии с п. 2 ст. 34 вышеназванного Порядка, увольнение военнослужащих с военной службы производится по одному из оснований, предусмотренных ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года "О воинской обязанности и военной службе".
В соответствии с п.п. "б" п. 3 ст. 51 указанного Федерального закона военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе.
Указанные положения находят свое отражение и в п.п. "б" п. 5 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы.
Порядок представления военнослужащего к увольнению с военной службы и оформления соответствующих документов определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
В соответствии с п. 20 Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2002 года N 350 "Об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных силах Российской Федерации" работа по проведению мероприятий, обеспечивающих своевременное увольнение военнослужащих, проводится непосредственными командирами (начальниками) при участии кадровых, военно-медицинских и финансово-экономических органов с привлечением аттестационных комиссий и начальников родов войск и служб.
Подпункт "а" п. 22, п.п. 23,25 вышеприведенной инструкции определяют, что на военнослужащего, подлежащего увольнению с военной службы, оформляется представление к увольнению с военной службы, которое подписывается непосредственным (прямым) командиром (начальником) от командира полка, отдельного батальона, им равных и выше. К представлению прилагаются: копия листа беседы, копия аттестационного листа, рапорт военнослужащего (в случае увольнения военнослужащего по основаниям, когда требуется его согласие на увольнение), копия заключения военно-врачебной комиссии (в необходимых случаях) и другие необходимые документы.
Представление и другие необходимые документы для увольнения военнослужащего с военной службы направляются по команде в адрес кадрового органа командира (начальника), имеющего право издания приказа об увольнении данного военнослужащего.
При этом, в случае увольнения военнослужащего с военной службы по состоянию здоровья или его досрочного увольнения (за исключением п.п. "д", "е" и "з" п. 1 и п.п. "д" п. 2 ст. 51 Закона) командир (начальник) воинской части обязан провести все мероприятия, определенные пунктами 22 и 23 вышеуказанной Инструкции, с момента принятия решения по соответствующему рапорту.
Порядок подачи и рассмотрения обращений военнослужащих определяется Дисциплинарным Уставом Вооруженных сил Российской Федерации, утвержденный указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года N 1495.
В соответствии со ст. 106 названного устава военнослужащие имеют право обращаться лично, а также направлять письменные обращения (предложения, заявления или жалобы) в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам в порядке, предусмотренном законами РФ и данным уставом. Письменные обращения, направляемые военнослужащими должностным лицам воинской части, излагаются в форме рапорта.
Согласно статье 107 Дисциплинарного Устава Вооруженных Сил Российской Федерации должностные лица воинской части должны внимательно относиться к поступившим обращениям (предложениям, заявлениям или жалобам).
Должностные лица воинской части обязаны рассмотреть полученное обращение (предложение, заявление или жалобу) и, в случае если оно будет признано обоснованным, немедленно принять меры для его удовлетворения.
Статья 116 Дисциплинарного Устава ВС РФ определяет, что все обращения (предложения, заявления и жалобы) подлежат обязательному рассмотрению в срок до 30 суток со дня их регистрации.
Аналогичное требование находит свое отражение и в ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в соответствии с которой письменные обращения, поступившие в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматриваются в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Из этого следует, что приведенные выше требования Федерального закона и других нормативно-правовых актов воинскими должностными лицами, которые были обязаны разрешить рапорты Кошелева, в месячный срок, равно как и до настоящего времени, не исполнены. Следовательно, все они, как это правильно констатировано судом первой инстанции, проявили бездействие.
При этом для существа данного спора не имеет какого-либо значение то обстоятельство, что в отношении Кошелева в ноябре 2012 года было возбуждено уголовное дело, поскольку после 4 июня 2012 года при отсутствии с его стороны нарушений условий контракта о прохождении им военной службы он имел безусловное право на увольнение с военной службы в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе. Факт возбуждения в отношении заявителя уголовного дела во внимание принят быть не может, поскольку к данным правоотношениям не применим.
Утверждение в апелляционной жалобе о совершении Кошелевым преступления является беспредметным, поскольку в силу части 1 статьи 49 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 14 УПК РФ обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотренном настоящим Кодексом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
Такого обвинительного приговора в отношении Кошелева ни по состоянию на 4 июня 2012 года, ни по настоящее время не вынесено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Оренбургского гарнизонного военного суда от 4 марта 2013 года по гражданскому делу по заявлению военнослужащего войсковой части N гр. Кошелева Вадима Анатольевича об оспаривании действий Министра обороны Российской Федерации, начальника управления кадров Центрального военного округа Министерства обороны Российской Федерации и командующего войсками ЦВО МО РФ, связанных с не рассмотрением его рапортов об увольнении с военной службы, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министра обороны Российской Федерации и командующего войсками Центрального военного округа - без удовлетворения.
Подлинное за надлежащими подписями.
Судья Приволжского окружного военного суда
Д.А. Иванчиков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.