Апелляционное определение СК по гражданским делам Приволжского окружного военного суда Самарской области от 14 мая 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Родионова А.А.,
судей: Сафонова К.С.,
Филиппова В.Н.,
при секретаре Антиповой А.А.,
с участием военного прокурора отдела военной прокуратуры Центрального военного округа подполковника юстиции Аюкасова С.Х. рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя заявителя Умарова А.Т. - Замятиной О.В. на решение Уфимского гарнизонного военного суда от 18 февраля 2013 года, которым частично удовлетворено заявление бывшего военнослужащего войсковой части N гр. Умарова Амирбека Тиллоевича об оспаривании действий командира войсковой части N и Министра обороны Российской Федерации, связанных с увольнением заявителя с военной службы в связи с несоблюдением им условий контракта и не предоставлением основного отпуска за 2012 год.
Заслушав доклад судьи Филиппова В.Н. и мнение военного прокурора отдела военной прокуратуры Центрального военного округа подполковника юстиции Аюкасова С.Х., полагавшего необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия по гражданским делам окружного военного суда
УСТАНОВИЛА:
Умаров проходил военную службу по контракту в войсковой части N.
Приказом Министра обороны РФ от 18 сентября 2012 года N 1975 Умаров был уволен с военной службы в запас на основании п.п. "в" п. 2 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе, то есть в связи с невыполнением им условий контракта и с 15 октября 2012 года исключен из списков личного состава воинской части.
Во исполнение данного приказа командиром войсковой части N 31 октября 2012 года был издан приказ об увольнении Умарова с военной службы и исключении его из списков личного состава воинской части.
Полагая, что этими приказами нарушены его права, поскольку его представление к увольнению произведено до момента получения заключения ВВК о состоянии его здоровья, и без предоставления ему основного отпуска за 2012 год, Умаров обратился в военный суд с заявлением, в котором с учетом уточненных в судебном заседании требований просил признать соответствующий приказ Министра обороны РФ об увольнении и исключении его из списков личного состава воинской части незаконным, обязать указанное должностное лицо отменить приказ в данной части и восстановить его на военной службе, после чего уволить с нее установленным порядком в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе, предоставив отпуск и обеспечив его за период незаконного увольнения положенными видами довольствия и денежными выплатами.
Уфимский гарнизонный военный суд своим решением от 18 февраля 2013 года заявление Умарова удовлетворил частично.
Суд признал оспариваемые действия Министра обороны РФ в части исключения заявителя из списков личного состава воинской части без предоставления основного отпуска за 2012 год незаконными и обязал данное должностное лицо внести в приказ от 18 сентября 2012 года N 1975 изменения, в соответствии с которыми перенести дату исключения заявителя из списков личного состава воинской части на количество дней полагавшегося ему отпуска за 2012 год, то есть с 15 октября 2012 года на 13 декабря 2012 года, обеспечив его за указанный период всеми положенными видами довольствия.
В остальной части требования Умарова суд оставил без удовлетворения.
Не согласившись с таким решением суда, Умаров через своего представителя Замятину О.В. подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование этой просьбы в жалобе указывается, что вопреки выводам суда об отсутствии у командования оснований для направления его на военно-врачебную комиссию, такая обязанность вытекает из обстоятельств дела, поскольку в марте 2012 года он обратился к начальнику медицинской службы части с жалобами на состояние здоровья и был направлен на медицинское обследование и лечение в военный госпиталь, где ему было рекомендовано пройти ВВК для определения категории годности к военной службе. Однако ввиду того, что командованием не было представлено в отношении него необходимых документов, надлежащее освидетельствование ему проведено не было, что в дальнейшем обусловило необходимость более углубленного его обследования в окружном военном госпитале в городе Самаре и получения с этой целью направления командира воинской части. Именно по результатам этого освидетельствования он военно-врачебной комиссией был признан ограниченно годным к военной службе.
С учетом этого, считает заявитель, прежде чем уволить его с военной службы, командованию следовало направить его на ВВК для установления категории его годности к военной службе. Невыполнение этого, по его мнению, лишило его возможности быть уволенным по состоянию здоровья.
Рассмотрев материалы дела, заслушав мнение прокурора, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд дал правильную правовую оценку действиям командования по настоящему судебному спору и верно применил нормы действующего законодательства при его разрешении.
Согласно подпункту "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта.
Это же положение содержится и в подпункте "в" пункта 4 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года N 1237, где указано, что военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта.
В пункте 3 статьи 32 вышеупомянутого Закона, а также в подпункте "а" пункта 5 статьи 4 "Положения о порядке прохождения военной службы" в числе условий контракта о прохождении военной службы закреплена необходимость добросовестного исполнения военнослужащим всех общих, должностных и специальных обязанностей, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как установлено по делу, Умаров за последний период службы с конца 2011 года и в начале 2012 года неоднократно совершал грубые дисциплинарные проступки, связанные с невыходами на службу, за которые привлекался к дисциплинарной ответственности. В том числе в марте 2013 года Умаров безмотивно отказался выполнить приказ командира воинской части об убытии в служебную командировку, что также явилось предметом административного расследования и в совокупности с предыдущими фактами негативного отношения к службе послужило основанием к тому, что 11 марта 2012 года аттестационной комиссией воинской части было дано заключение о несоответствии Умарова занимаемой должности и рекомендация к досрочному увольнению его с военной службы в связи с несоблюдением им условий контракта.
Обязанность направить подчиненного военнослужащего на ВВК у командира воинской части возникает лишь в случаях, предусмотренных п. 83 "Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в Вооруженных Силах Российской Федерации", утвержденной приказом Министра обороны РФ N 200 от 20 августа 2003 года.
Названный пункт не содержит в числе таких оснований - представление военнослужащего к досрочному увольнению с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта, из чего следует, что при принятии командиром воинской части соответствующего решения у него не возникало обязанности по своей инициативе направлять Умарова на военно-врачебную комиссию для определения категории годности его к военной службе. Это могло иметь место лишь в случае наличия со стороны данного военнослужащего волеизъявления, оформленного в виде письменного рапорта о проведении в отношении него ВВК.
Как установлено по делу, Умаров лично присутствовал на заседании аттестационной комиссии 11 марта 2012 года, был осведомлен о принятом ею в отношении него решении и поставил свою подпись в соответствующем протоколе, однако при этом каких-либо заявлений, пожеланий или обращений не выразил и в дальнейшем с рапортом о направлении его на ВВК к командованию не обращался и указанное заключение аттестационной комиссии не оспорил.
Имевшееся со стороны Умарова в конце марта 2012 года обращение в медицинский пункт части по поводу состояния здоровья, что в дальнейшем обусловило его обследование и направление на ВВК, также не может свидетельствовать о том, что командование обязано было проверить состояние здоровья заявителя перед его увольнением по вышеуказанному основанию.
При изложенных данных представление командованием воинской части Умарова к досрочному увольнению с военной службы в связи с несоблюдением им условий контракта, также как и состоявшийся по этому поводу приказ Министра обороны РФ от 18 сентября 2012 года, не противоречили положениям законодательства и являлись обоснованными.
Кроме того, как правильно было отмечено в решении суда, даже при возникновении в последующем у Умарова другого основания для увольнения с военной службы, связанного с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе, в данном конкретном случае он не мог воспользоваться правом выбора по своему усмотрению основания увольнения, предусмотренного п. 11 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года N 1237, поскольку согласно этой же норме такое право не распространяется на случаи увольнения по отдельным основаниям, к числу которых отнесено и увольнение в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта.
В этой связи, утверждение в апелляционной жалобе о том, что Умаров был необоснованно лишен права на увольнение по состоянию здоровья, является ошибочным, так как такого права у него не имелось.
В части требований заявителя о предоставлении ему основного отпуска за 2012 год суд пришел к правильному выводу о возможности восстановления его прав путем переноса даты исключения его из списков личного состава воинской части на соответствующее количество дней, с обеспечением его за указанный период всеми положенными видами довольствия, без восстановления в списках личного состава.
При этом суд обоснованно руководствовался принципом разумности и адекватности возмещения причиненного вреда, сопоставимо с допущенными в отношении заявителя нарушениями.
Таким образом, доводы представителя заявителя, приведенные в апелляционной жалобе, не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции по делу решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 327, 327-1, п.1 ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Уфимского гарнизонного военного суда от 18 февраля 2013 года по гражданскому делу по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части N гр. Умарова Амирбека Тиллоевича об оспаривании действий командира указанной воинской части и Министра обороны Российской Федерации, связанных с увольнением заявителя с военной службы в связи с несоблюдением им условий контракта и не предоставлением основного отпуска за 2012 год, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя заявителя Замятиной О.В. - без удовлетворения.
Подлинное за надлежащими подписями.
Верно:
Судья Приволжского окружного военного суда
В.Н. Филиппов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.