Судебная коллегия по гражданским делам
Псковского областного суда
В составе:
Председательствующего Новиковой Л.А.
Судей Дмитриевой Ю.М., Спесивцевой С.Ю.
При секретаре Ищенко О.В.
рассмотрела в судебном заседании 16 апреля 2013 года гражданское дело по апелляционной жалобе "Б." на решение Великолукского городского суда Псковской области от 15 февраля 2013 года, которым постановлено:
"Б." в иске к Государственному учреждению - Псковское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Управлению федерального Казначейства по Псковской области о взыскании стоимости не предоставленной путевки на санаторно-курортное лечение и компенсации морального вреда отказать.
Выслушав доклад судьи Спесивцевой С.Ю., объяснения представителя ГУ - Псковское региональное отделение Фонда социального страхования РФ - Лучкова Г.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
"Б." обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Псковское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Управлению федерального Казначейства по Псковской области о взыскании стоимости не предоставленной путевки на санаторно-курортное лечение за 2012 год в размере "сумма" руб. и компенсации морального вреда в размере "сумма" руб.
В обоснование иска указал, что является инвалидом вследствие Чернобыльской катастрофы и в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" имеет право на получение набора социальных услуг, в частности на санаторно-курортное лечение. В 2012 году ответчиком путевка на санаторно-курортное лечение ему не предоставлена. Ссылаясь на приказ Минздравсоцразвития РФ N 1129н от 04.10.2011, просил суд взыскать с ответчика стоимость 18 дней санаторно-курортного лечения в размере "сумма" руб. ( ".." х 18 дней), а также компенсировать моральный вред в размере "сумма" рублей.
Представитель ответчика - Псковского регионального отделения Фонда социального страхования РФ иск не признал, пояснил, что в 2012 году "Б." путевка на санаторно-курортное лечение не предоставлена в связи с недостаточностью средств, перечисляемых Фонду из федерального бюджета. Указал, что положения Федерального закона N 178-ФЗ от 17.07.1999 "О государственной социальной помощи" не предусматривают права на компенсацию стоимости набора социальных услуг или его части.
Представитель ответчика - Управления Федерального казначейства по Псковской области, в судебное заседание не явился, предоставил письменные возражения, в которых с иском не согласился, указав, что Федеральными законами "О государственной социальной помощи", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусмотрена возможность получения денежной компенсации взамен входящей в набор социальных услуг путевки на санаторно-курортное лечение.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе "Б." просит об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права.
"Б." и представитель Управления Федерального казначейства по Псковской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены.
Проверив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 6.7 Федерального закона от 17.07. 1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и приравненные к ним категории граждан, имеют право обратиться за предоставлением им набора социальных услуг, в состав которых входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
Из материалов дела видно, что "Б." является инвалидом II группы вследствие ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д.5, 9) и имеет право на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
"дата" истец обратился в ГУ - Псковское региональное отделение ФСС Российской Федерации с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение и был поставлен на учет под N (л.д. 6-8)
Судом установлено, что заявление "Б." не удовлетворено в связи с недостаточностью средств федерального бюджета, перечисленных в ГУ - Псковское региональное отделение ФСС Российской Федерации в 2012 году для обеспечения путевками всех желающих граждан, имеющих право на санаторно-курортное лечение, то есть по объективным причинам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Согласно пункту 4 Правил финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
За счет именно выделенных средств Фонд производит оплату стоимости путевок санаторно-курортным учреждениям, отобранным в установленном порядке Фондом социального страхования Российской Федерации и включенным в перечень, утверждаемый Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Таким образом, Фонд социального страхования осуществляет организацию приобретения путевок на санаторно-курортное лечение в пределах выделенных бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о бюджете.
При таких обстоятельствах, суд 1 инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии вины ГУ Псковское региональное отделение ФСС Российской Федерации в нарушении права истца на санаторно-курортное лечение.
Постановляя решение, суд первой инстанции, проанализировав положения Федерального закона от 17.07.1999 N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", верно констатировал в решении, что указанными Федеральными законами не предусмотрена возможность компенсации входящей в набор социальных услуг путевки на санаторно-курортное лечение, а поэтому правовых оснований для удовлетворения иска "Б." не имелось.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается и с выводом суда об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о нарушении личных неимущественных прав "Б." действиями ответчика, влекущими его обязанность по компенсации морального вреда.
Выводы апелляционной жалобы о праве "Б." на компенсацию стоимости не предоставленной ГУ - Псковское региональное отделение ФСС Российской Федерации путевки на санаторно-курортное лечение, основаны на неверном толковании норм материального права.
Ссылки апелляционной жалобы на Постановление Правительства РФ от 23.04.1996 N 504 "О порядке предоставления бесплатных путевок в санаторно-курортное или другое оздоровительное учреждение либо выплаты денежной компенсации в случае невозможности предоставления путевок участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС" являются неубедительными, поскольку данный нормативный акт фактически утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы о праве "Б." на внеочередное предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, основанные на положениях пункта 9 статьи 14 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гарантирующего инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы внеочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях и аптеках, не влияют на решение суда, поскольку данная норма права не подлежит применению к возникшим правоотношениям. Реализация права на санаторно-курортное лечение регулируется Федеральным законом от 17.07.1999 N178-ФЗ "О государственной социальной помощи", статья 6.1 которого предусматривает девять категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. При этом, как правильно указал суд в решении, ни одним нормативным актом не предусмотрено первоочередного права на получение санаторной путевки ни одной из льготных категорий граждан.
Ссылки апелляционной жалобы на определение Верховного суда РФ от 04.05.2012 N84-ВПР12-1 не могут быть приняты во внимание в связи с иным предметом иска. Из содержания данного судебного акта видно, что требования иска направлены на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение и не связаны с компенсацией ее стоимости.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, спор разрешен с соблюдением норм материального и процессуального права. Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда и были предметом рассмотрения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Великолукского городского суда Псковской области от 15 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу "Б." - без удовлетворения.
Председательствующий Л.А. Новикова
Судьи Ю.М. Дмитриева
С.Ю. Спесивцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.