СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ПСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
в составе:
председательствующего Сладковской Е.В.,
судей Белоноговой Н.Ю. и Синиловой Т.П.
при секретаре И.Фатеевой
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации г. Великие Луки на решение Великолукского городского суда Псковской области от 11 февраля 2013 года, которым постановлено о признании незаконным отказа Администрации города Великие Луки в предоставлении Е. земельного участка в аренду без проведения торгов ( аукциона).
Администрация города Великие Луки обязана предоставить в аренду Е. земельный участок площадью " ... " квадратных метров для индивидуального жилищного строительства в границах города Великие Луки Псковской области.
выслушав доклад судьи Сладковская Е.В.,
Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Е., действуя в интересах своей супруги и сына Е.А.А.., 2011 года рождения, который является инвалидом, обратился в суд с иском к Администрации города Великие Луки о признании отказа в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов (аукциона) незаконным и возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду согласно схемы расположения земельного участка.
В обоснование иска указал, что его семья, имеющая в составе ребёнка-инвалида, имеет право на первоочередное получение земельного участка на основании части 14 статьи 17 федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ. 26 апреля 2012 года он обратился в Администрацию города Великие Луки с заявлением о предоставлении ему земельного участка площадью " ... " кв.м. для индивидуального жилищного строительства, расположенного "адрес".
Письмом Администрации города Великие Луки от (дата) 2012 года за исх. номером N в этом ему было отказано в связи с отсутствием решения о постановке членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Находит отказ органа местного самоуправления незаконным, поскольку федеральное законодательство, в частности: часть 14 статьи 17 названного закона; пункт 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющих детей инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утверждённых постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года N 901; и часть 1 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ, не ставит в зависимость предоставление инвалиду земельного участка для индивидуального жилищного строительства от нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.
В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования и просил предоставить его семье земельный участок площадью 600 кв. метров в границах города Великие Луки без указания местоположения земельного участка, поскольку предоставленная схема расположения не утверждена ответчиком.
Представитель ответчика - Администрации города Великие Луки иск не признал, пояснив, что правом на первоочередное предоставление земельного участка семья истца не обладает, так как не признана нуждающейся в жилом помещении.
Привлечённая в качестве третьего лица на стороне истца Е.В.В. исковые требования поддержала.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрации города Великие Луки ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в связи с неправильным толкованием материального закона. Учитывая, что такая мера социальной поддержки инвалидов как право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства является дополнительной гарантией реализации жилищных прав инвалидов, то возможность реализации этого права непосредственно связана с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий, однако суд не принял это во внимание. Также суд необоснованно не учёл наличие у семьи истца в собственности жилого дома, земельных участков для садоводства и для строительства индивидуального жилищного строительства.
В заседание суда апелляционной инстанции не явились истец, представитель ответчика и третье лицо, которые о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, не просили об отложении судебного разбирательства, поэтому судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, соответствующим части 14 статьи 17 федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации " от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ, согласно которой инвалидам и семьям, имеющим в своём составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Судом было установлено, что истец проживает вместе с супругой Е.В.В. и сыном Е.А.А., (дата) рождения, который является инвалидом, что подтверждается справкой МСЭ N, выданной (дата) 2012 года ГУ медико-социальной экспертизы.
(дата) 2012 г. истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 600 кв.метров с указанием места расположения этого участка на основании части 14 статьи 17 названного федерального закона N 181-ФЗ, но получил отказ в связи с отсутствием решения о постановке членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Установив перечисленные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что истец относится к категории лиц, имеющих право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, поскольку действующее законодательство не ставит в зависимость право семей, имеющих детей - инвалидов, на первоочередное получение земельного участка для указанных целей от наличия каких-либо условий.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда первой инстанции, исходит из анализа действующего законодательства, регулирующего спорное правоотношение.
Так, часть 14 статьи 17 Федерального закона N 181-ФЗ прямо не предусматривает, что реализация права семьи, имеющего ребёнка-инвалида, на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства возможна только в случае признания такой семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с пунктом 17 Правил Предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утверждённых постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года и принятых во исполнение Федерального закона N 181- ФЗ, инвалид и семьи, имеющие в своём составе инвалидов, для реализации права на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен предоставить в органы местного самоуправления заявление и копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы. Предоставление иных документов, в том числе подтверждающих нуждаемость инвалида в улучшении жилищных условий, Правилами не предусмотрено.
Вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, порядок и особенности предоставления таких земельных участков для жилищного строительства урегулированы статьями 28, 30 и 30.1 Земельного кодекса РФ.
Согласно части 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ, по общему правилу, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются за плату; для жилищного строительства - предоставляются в собственность или в аренду, продажа таких участков или продажа права на заключение договоров аренды осуществляется на аукционах, за исключением некоторых случаев указанных в законе (ч. 1 и ч.2 ст.30.1 Земельного кодекса РФ).
Таким образом, указанными нормами Земельного кодекса РФ закреплена возмездность получения семьёй с ребёнком-инвалидом земельного участка для жилищного строительства в собственность или в аренду.
Нуждаемость в улучшении жилищных условий в качестве основания получения земельного участка в собственность или в аренду для индивидуального жилищного строительства Земельным кодексом также не предусмотрена.
О возможности получения земельных участков в собственность бесплатно гражданами и юридическими лицами говорится в этой же части 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ, но только в случаях, предусмотренных настоящим кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
О дополнительных льготах инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, которые могут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления за счёт собственных средств, содержится указание и в пункте 18 названных выше Правил.
Действующее на территории города Великие Луки Положение о порядке предоставления земельных участков на территории муниципального образования "Город Великие Луки", принятое решением Великолукской городской Думы от 27 сентября 2006 года N 75 (в редакции от 6 октября 2011 года) и регламентирующее распоряжение земельными участками, находящимися в собственности или в ведении органа местного самоуправления, не устанавливает каких-либо особых условий получения земельных участков для жилищного строительства инвалидами в городе Великие Луки. На уровне субъекта Российской Федерации - Псковской области такой нормативный акт принят только в отношении земельных участков в городе Пскове, государственная собственность на которые не разграничена (постановление Администрации Псковской области от 6 декабря 2007 года N 435, в котором нуждаемость в улучшении жилищных условий инвалида не учитывается).
Признавая за истцом права на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду без проведения торгов (аукциона), несмотря на требования части 2 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ, суд первой инстанции верно исходил из права первоочередности семьи с ребёнком-инвалидом, что предполагает безусловное предоставление земельного участка без проведения аукциона (торгов) в собственность или в аренду.
То обстоятельство, что такая социальная гарантия инвалидов как право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства (часть 14 статьи 17 федерального закона 181-ФЗ) содержится в статье под названием "Обеспечение инвалидов жилой площадью", не свидетельствует о том, что к ней применяются требования, указанные в части первой этой правовой нормы о нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий и нахождении его на соответствующем учёте, поскольку эти нормы имеют разное правовое регулирование: к части 1 статьи 17 применяется жилищное законодательство, а к части 14 статьи 17 - земельное. В первом случае инвалид получает жилое помещение всегда бесплатно, а во втором - за плату, и только за счёт средств субъекта Российской Федерации инвалид может получить земельный участок под жилищное строительство бесплатно в случае принятия субъектом такого закона.
Поскольку в Псковской области отсутствует правовое регулирование о предоставлении инвалидам и семье с ребёнком-инвалидом земельных участков в собственность бесплатно, то семья с ребёнком-инвалидом может получить земельный участок для индивидуального жилищного строительства как дополнительную меру социальной поддержки за плату в собственность или в аренду без проведения торгов.
Другие доводы апелляционной жалобы также не могут быть признаны состоятельными как не являющиеся юридически значимыми по данному делу. Имеющаяся в собственности семьи истца недвижимость, в том числе и земельные участки, не предоставлялись Е. в рамках реализации дополнительных гарантий и льгот, предусмотренных названным федеральным законом N 181-ФЗ.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Великолукского городского суда Псковской области от 11 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Великие Луки - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Сладковская
Судьи Н.Белоногова и Т. Синилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.