Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда
В составе:
Председательствующего: Ельчаниновой Г.А.,
Судей: Анашкиной М.М. и Орловой О.П.,
При секретаре: Барановой И.Б.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя И. - Д. на решение Гдовского районного суда Псковской области от 12 февраля 2013 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований И. о:
-признании недействительным пункта второго постановления Главы Администрации муниципального образования "Гдовский район" Псковской области N от (дата).2012 года, которым ей отказано в постановке на учет по улучшению жилищных как вдовы участника Великой Отечественной войны;
-обязании администрации муниципального образования "Гдовский район" принять ее, участника Великой Отечественной войны и вдову участника Великой Отечественной войны, на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий;
-признании за нею право на получение субсидии для улучшения жилищных условий, - отказать.
Заслушав доклад судьи Ельчаниновой Г.А., объяснения представителя И. - адвоката Д ... и представителя Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области - П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
И. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования "Гдовский район" о признании недействительным Постановления Главы администрации муниципального образования "Гдовский район" об отказе в постановке на учет по улучшению жилищных условий, обязании принять на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и о признании права на получение субсидии для улучшения жилищных условий.
В обоснование иска И. указала, что является участником Великой Отечественной войны и вдовой инвалида Великой Отечественной войны. В течение продолжительного времени местом ее жительства является двухкомнатная квартира общей площадью " ... " кв.м, расположенная в двухэтажном кирпичном доме, 1964 года постройки, в которой печное отопление, канализация-"люфт-клозет", водоснабжение-общественный шахтный колодец. Указанная квартира была ею приватизирована в 1992 году и в 2011 году подарена дочери, проживающей в настоящее время в ином населенном пункте.
Полагая, что степень благоустроенности занимаемого ею жилья дает основание для постановки на учет нуждающихся в получении жилого помещения, она обратилась с соответствующим заявлением к главе администрации МО "Гдовский район", однако Постановлением главы Администрации МО "Гдовский район" N от (дата)2012 года ей отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании п.п.2,3 ст.54, ч.1 ст.53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В то же время межведомственная комиссия, признав по результатам обследования (дата) 2012 года жилой дом пригодным для проживания, рекомендовала с учетом ее возраста и состояния здоровья, а также с целью создания комфортных условий проживания осуществить постановку на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Полагая нарушенным свое право на обеспечение благоустроенным жилым помещением, предусмотренное Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", и ст.ст.15, 23.2 Федерального закона от 12 января 2005 года N5-ФЗ "О ветеранах", И. просила удовлетворить ее иск в полном объеме.
Представитель Администрации муниципального образования "Гдовский район" - К. иск не признала, полагая, что со стороны И. имеет место намеренное ухудшение жилищных условий, со дня которого не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ срок, в связи с чем ей и было отказано в постановке на учет нуждающихся в получении жилья. Кроме того, уровень обеспеченности И. жилой площадью (общая площадь - " ... " кв.м, жилая площадь - " ... " кв.м) превышает принятую в районе норму для постановки на учет (менее 7 кв.м).
Представитель 3-го лица - Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области (далее - ГГУ СЗН ПО) в суд не явился, представив заявление с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие, а также письменные возражения против иска И., в которых указывалось на несоблюдение истицей процедуры, установленной Положением о порядке предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного Постановлением Администрации Псковской области от 14 августа 2006 года N326. В нарушение указанного Положения И. в Территориальное управление Гдовского района с заявлением о предоставлении субсидии не обращалась, ее заявление на комиссии не рассматривалось.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе представитель И. - Д. просит отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение норм материального права и неправильную оценку доказательств.
В частности, апеллятор обращает внимание на то, что п.3 ч.1 ст.53 ЖК РФ устанавливает в качестве основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях проживание в помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям; установление непригодности жилья для проживания данная норма не предусматривает. Кроме того, по мнению апеллятора, процент благоустроенного жилья в районе позволяет признать условия проживания истицы не отвечающими установленным требованиям, которые перечислены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N47.
Проверив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене в части.
Статьей 14 Федерального закона от 12.01.1995 N5-ФЗ "О ветеранах", которой предусмотрено, что инвалиды Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями ст.23.2 указанного закона. При этом инвалиды Великой Отечественной войны, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации независимо от их имущественного положения один раз (подпункт 4 пункта 1).
Установлено, что И., являясь участником Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и вдовой умершего инвалида Великой Отечественной войны, проживает в квартире, расположенной в двухэтажном кирпичном доме, 1964 года постройки, по адресу: "адрес", которая на основании договора дарения, заключенного (дата)2011 года между И. и ее дочерью Ф., принадлежит последней на праве собственности.
При этом из материалов дела, включая объяснения истицы, следует, что Ф. с И. не проживает, то есть применительно к положениям жилищного законодательства указанные лица членами одной семьи не являются.
Как следует из технического паспорта, общая площадь квартиры составляет " ... " кв.м, жилая - " ... " кв.м; в квартире печное отопление, канализация - "люфт-клозет", водоснабжение - общественный шахтный колодец. При этом межведомственной комиссией по результатам обследования (дата) 2012 года было составлено заключение о пригодности занимаемой истицей квартиры для проживания; одновременно с этим было рекомендовано поставить И. на учет граждан, нуждающихся в улучшении условий.
В то же время, постановлением Администрации Гдовского района от (дата)2012 N И. отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании п.п.2,3 ч.1 ст.54 Жилищного Кодекса Российской Федерации (представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок со дня совершения намеренных действий с целью постановки на учет). Кроме того, указывалось на обеспеченность И. жилой площадью сверх учетной нормы жилой площади по г.Гдову, определенную распоряжением администрации Гдовского района от 31.05.2005 года N125-р и составляющую 7 кв.м на одного человека.
С такой позицией ответчика согласился и суд первой инстанции.
Однако судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда полагает такой вывод ошибочным, поскольку он сделан без учета всех обстоятельств по делу в их совокупности.
Действительно, статьей 53 Жилищного Кодекса РФ предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу указанной нормы права ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях применимы лишь в том случае, если ими совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий.
Между тем, по данному делу усматривается, что после заключения договора дарения И. осталась проживать в квартире, расположенной по адресу: "адрес".
При этом доля жилой площади, приходящейся на одного человека в указанной квартире, превышает учетную норму жилой площади по г.Гдову.
Таким образом, само по себе отчуждение И. квартиры в пользу своей дочери не могло повлечь за собой возникновение оснований для постановки ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Следовательно, заключение истицей договора дарения не может расцениваться как намеренное ухудшение жилищных условий применительно к ст.53 ЖК РФ.
Что касается наличия оснований для постановки на учет нуждающихся в жилых помещений, то их перечень определен в статье 51 ЖК РФ, которая к числу обстоятельств, влекущих постановку на соответствующий учет, относит проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
При этом необходимость установления непригодности жилья для проживания этой нормой ЖК РФ не предусмотрена.
В то же время, в разделе 2 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (далее - Положение), определены требования, которым должно отвечать жилое помещение.
Согласно п. 12 раздела 2 Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Как установлено по делу, занимаемое истицей жилье соответствующими инженерными системами не оборудовано, в то время как согласно статистическим данным еще в 1993 году около 30% жилого фонда в г.Гдов было ими обеспечено.
Именно условия проживания истицы послужили для межведомственной комиссии, в состав которой входили и должностные лица Администрации МО "Гдовский район", основанием для рекомендации осуществить ее постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, что отражено в акте от (дата) 2012 года.
Кроме того, положениями, закрепленными законодателем в преамбуле Федерального закона "О ветеранах", предусматривается, что названный Федеральный закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе; позиция же ответчика исключает для И. возможность реализации указанного права во внесудебном порядке.
Таким образом, перечисленные характеристики занимаемого истицей жилого помещения объективно не обеспечивают И. - участнице Великой Отечественной войны, достигшей 90-летнего возраста, необходимых условий проживания, что в совокупности с вышеизложенным обусловливает возникновение нуждаемости в их улучшении и, как следствие, постановку на соответствующий учет.
Следовательно, решение суда в части отказа И. в постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Что касается исковых требований о признании права на получение субсидии на приобретение жилого помещения, то оснований для их удовлетворения судебная коллегия не усматривает.
Так, в соответствии со ст.23.2 Федерального закона "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки, определение порядка предоставления жилых помещений, а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Администрации Псковской области от 14.08.2006 N326 утверждено Положение о порядке предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусматривающее обращение граждан, изъявивших желание улучшить свои жилищные условия путем получения субсидии, в территориальные управления Главного государственного управления социальной защиты населения, формирование Управлением сводного списка граждан и принятие решения Комиссией при Администрации области по вопросам предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Следовательно, Администрация Гдовского района, к которой истица адресовала свои исковые требования, не является компетентным органом в решении вопросов по предоставлению меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем путем предоставления субсидии, а к надлежащему ответчику исковые требования И. не заявлялись.
Более того, вопрос предоставления субсидии в установленном порядке компетентным органом не рассматривался ввиду отсутствия соответствующего заявления со стороны И.
При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований И. к Администрации Гдовского района о признании права на получение субсидии для улучшения жилищных условий является верным.
Руководствуясь ст.328, п.3,4 ч.1 ст.3330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гдовского районного суда Псковской области от 12 февраля 2013 года в части отказа И. в удовлетворении исковых требований к Администрации муниципального образования "Гдовский район" о признании недействительным пункта второго постановления Главы Администрации муниципального образования "Гдовский район" Псковской области N от (дата)2012 года, об обязании принять ее как участника Великой Отечественной войны и вдову участника Великой Отечественной войны на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий - отменить.
Постановить в этой части новое решение, которым признать недействительным пункт второй постановления Главы Администрации муниципального образования "Гдовский район" Псковской области N от (дата)2012 года об отказе в принятии И. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
Обязать Администрацию муниципального образования "Гдовский район" поставить И. на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя И. - Д. - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.А.Ельчанинова
Судьи: М.М.Анашкина
О.П.Орлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.