Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда
В составе:
Председательствующего: Ельчаниновой Г.А.,
Судей: Ениславской О.Л. и Хряпиной Е.П.,
При секретаре: Барановой И.Б.,
рассмотрела в судебном заседании 02 апреля 2013 года дело по апелляционной жалобе представителя Щеблыкиной Е.А. - Скрипачева А.М. на решение Псковского городского суда от 16 января 2013 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Щ. к Администрации Псковской области, Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области о признании права на предоставление субсидии на приобретение или строительство жилого помещения отказать
Заслушав доклад судьи Ельчаниновой Г.А., объяснения представителя ГГУ СЗН Псковской области - Ч., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Щеблыкина Е.А., являющаяся бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны (далее - бывшие несовершеннолетние узники), обратилась в суд с иском к Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области (далее по тексту - ГГУ СЗН Псковской области) и Администрации Псковской области, в котором согласно уточненным в порядке ст.39 ГПК РФ требованиям просила признать за ней право на предоставление субсидии на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Указом Президента РФ N714 от 07.05.2008 года "Об обеспечении жильем Ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов".
В обоснование иска указывалось, что Постановлением Администрации г.Великие Луки от (дата)2010 года N Щ. была признана нуждающейся в жилом помещении на основании п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации РФ, как проживающая в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, и включена в Сводный список претендентов на получение субсидии на приобретение или строительство жилых помещений, однако в выдаче указанной субсидии ей было отказано.
Ссылаясь на то, что действующим законодательством бывшие несовершеннолетние узники приравнены к ветеранам Великой Отечественной войны по объему и характеру предоставляемых льгот, Щ. просила признать за ней право на предоставление указанной субсидии за счет средств федерального бюджета в рамках Указа Президента РФ N714 от 07.05.2008 года "Об обеспечении жильем Ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", т.е. вне очереди.
В судебном заседании представитель Щ. по доверенности - С. поддержал заявленные требования, настаивал на их удовлетворении.
Представители ответчиков - Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области и Администрации Псковской области в представленных письменных возражениях иск не признали, ссылаясь на то, что Щ. правом на внеочередное получение меры социальной поддержки в виде субсидии на приобретение или строительство жилья не обладает, а предоставление ей указанной субсидии будет произведено после поступления средств из федерального бюджета на улучшение жилищных условий бывшим несовершеннолетним узникам.
Представитель третьего лица - Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в отзыве на исковое заявление указал, что данный орган государственной власти не является стороной спорных правоотношений; просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе представителя Щ. С. ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции по мотиву нарушения норм материального права.
В частности, апеллятор полагает, что законодатель полностью приравнивает бывших несовершеннолетних узников по объему предоставляемых мер социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны. Следовательно, на них в полном объеме распространяется Указ Президента РФ N714 от 07.05.2008 года "Об обеспечении жильем Ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов". В подтверждение своей позиции апеллятор ссылается на постановление Минтруда РФ от 07 июня 1999 года и определение Верховного Суда РФ от 09 сентября 2011 года N6-В11-5.
В представленных письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области полагает, что решение суда является законным и обоснованным, и оснований для его отмены не имеется.
Проверив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для вмешательства в состоявшееся по делу решение суда.
Установлено, что постановлением Администрации г.Великие Луки от (дата) 2010 года N Щ. была признана нуждающейся в жилом помещении и включена в Сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание улучшить свои жилищные условия путем получения субсидии на приобретение или строительство жилого помещения под номером N (среди бывших несовершеннолетних узников - N).
Принадлежность истицы к категории бывших несовершеннолетних узников по делу не оспаривается. Таким образом, спорным является лишь право Щ..А. обеспечение жильем в рамках Указа Президента РФ "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов".
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что действующее законодательство приравнивает бывших несовершеннолетних узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, но не идентифицирует с ними.
Так, в соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года N5-ФЗ "О ветеранах".
Данным законом уточнен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также иных лиц, перечисленных в нем. При этом такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники, в законе не упоминается, а потому действие Указа Президента РФ 07.05.2008 N714 на них не распространяется.
Вместе с тем, в соответствии с Указом Президента РФ от 15.10.1992 N1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны" бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Данный Указ фактически утратил силу в части установления льгот в связи с вступлением в силу с 1 января 2005 года Федерального закона от 22.08.2004 N122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в п.8 ст.154 которого определено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Таким образом, приведенная норма приравнивает несовершеннолетних узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, но не идентифицирует с ними.
В то же время приравнивание узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны не дает правовых оснований для обеспечения их жилым помещением за счет средств федерального бюджета во внеочередном порядке в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N714, поскольку на данную категорию лиц его действие не распространяется, и расширительному толкованию он не подлежит.
Ссылка апеллятора на постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 7 июля 1999 года N20, в п.5 которого указано, что бывшие несовершеннолетние узники приравнены по материально-бытовым льготам к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются льготы, аналогичные предусмотренным ст.14 и 15 Федеральному закону от 12.01.1995 года N5-ФЗ "О ветеранах", не опровергает выводов суда.
Статьями 14 и 15 вышеуказанного закона "О ветеранах" установлены меры социальной поддержки для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, в числе которых предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем данных категорий граждан, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах". Указанные лица, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации независимо от их имущественного положения (п.п. 4 п.1 ст.14 и п.п.3 п.1 ст.15 Федерального закона от 12.01.1995 N5-ФЗ "О ветеранах").
Согласно п.1 ст.23.2 названного Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст. 14, 15, 17 - 19 и 21 этого же Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В целях реализации переданных органам государственной власти субъектов РФ полномочий по обеспечению жильем указанных категорий граждан был принят Закон Псковской области N563-оз от 07.07.2006 "О предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Псковской области", которым форма предоставления вышеназванной меры социальной поддержки была определена в виде субсидии на приобретение или строительство жилья.
При этом в соответствии с п.3.1 Приложения к указанному закону Псковской области в Перечень категорий лиц и семей, в отношении которых федеральным законодательством установлена мера социальной поддержки по обеспечению жильем, включены
бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны.
Таким образом, Щ., как бывший несовершеннолетний узник, вправе претендовать на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета в соответствии с вышеуказанными нормами Федерального закона от 12.01.1995 N5-ФЗ "О ветеранах" в порядке очередности постановки на учет, что признали и представители ответчиков, включив ее в Сводный список граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание улучшить свои жилищные условия путем получения субсидии на приобретение или строительство жилого помещения.
Что касается ссылки представителя Щ. - С. на определение Верховного Суда РФ от 09.09.2011 года N6-В11-5, то оно принято с учетом иных обстоятельств дела и не носит общеобязательного характера.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
Поскольку суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным судом обстоятельствам и материалам дела, нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, по делу не допущено, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Псковского городского суда Псковской области от 16 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Щ. С. - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.А. Ельчанинова
Судьи О.Л.Ениславская
Е.П.Хряпина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.