Судебная коллегия по гражданским делам
Псковского областного суда
в составе:
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО: Сладковской Е.В.
СУДЕЙ: Ениславской О.Л. и Виноградовой О.А.
при секретаре Мигачевой О.В.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Франченко А.В. на решение Островского городского суда от *** 2013г., которым постановлено:
"В удовлетворении заявления Франченко А.В. о признании незаконным постановления Администрации Островского района N *** от *** 2013 года о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях - отказать."
Выслушав доклад судьи Ениславской О.Л., объяснения Франченко А.В. и его представителя - Колесник В.А., объяснения представителя Администрации Островского района Мурашкевича С.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Франченко А.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления.
В обоснование требования указал, что постановлением Администрации Островского района N *** от *** 2013 года он был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях на основании п.6 п.1 ст.56 ЖК РФ. Однако указания на то, какое именно из двух предусмотренных этой нормой оснований снятия гражданина с учета было применено, в данном решении не содержится, а также отсутствует и обязательная ссылка на обстоятельства, предусмотренные ч.1 ст.56 ЖК РФ. Помимо этого было допущено нарушение установленных законом сроков уведомления его о принятии указанного постановления.
По существу оспариваемое решение также является незаконным. Он был поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях постановлением Администрации Островского района от ***2010г., которое не содержит указания на соответствующее правовое основание. В тоже время представленные им документы о непригодности занимаемого жилья для постоянного проживания подтверждали его право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях на основании п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ. При этом указание им в заявлении на обеспеченность его семьи жилой площадью менее установленной нормы, явилось следствием введения его в заблуждение сотрудником органа местного самоуправления. Принятие представленных им документов сопровождалось процедурными нарушениями, также как и принятие самого решения о постановке его на учет нуждающихся. Неправомерные действия со стороны должностных лиц Администрации района имели место и в последующем, в связи с чем он был вынужден обратиться в суд с иском о внеочередном предоставлении жилья. Именно в ходе рассмотрения указанного спора и было вынесено оспариваемое постановление, чем фактически были созданы препятствия для защиты его жилищных прав.
При таких обстоятельствах Франченко просил признать постановление Администрации Островского района N *** от *** 2013 года незаконным и обязать орган местного самоуправления устранить допущенные нарушения. Также заявителем был поставлен вопрос о возмещении судебных расходов в виде государственной пошлины в сумме 200 рублей.
Представитель заинтересованного лица - Администрации Островского района возражал против удовлетворения требования, считая позицию заявителя необоснованной. В частности указывалось, что Франченко был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях именно ввиду обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, т.е. на основании п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ. Это следует из его собственного заявления и из протокола заседания жилищной комиссии. Однако в ходе рассмотрения судебного спора по иску Франченко о внеочередном предоставлении жилья было обращено внимание на наличие в его собственности квартиры по адресу: Островский р-н, Б. волость, ул.О., д. ***, кв. ***. Исходя из совокупной площади указанной квартиры (30 кв.м.) и имеющегося у заявителя муниципального жилого помещения (21,5 кв.м.), его обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи (4 человека по состоянию на 2010г.) превышала установленную учетную норму, которая составляет 7 кв.м. Более того, указанный уровень обеспеченности семьи Франченко сохраняется до настоящего времени, независимо от увеличения состава его семьи до 6 человек.
Поскольку все необходимые документы, отражающие данные обстоятельства были представлены Франченко и содержались в его учетном деле, то, следовательно, при решении вопроса о постановке его на учет нуждающихся имели место неправомерные действия должностных лиц органа местного самоуправления.
Установление этого факта обоснованно повлекло издание оспариваемого постановления о снятии заявителя с учета нуждающихся. Никаких нарушений требований закона, в том числе и процедурного характера, при принятии этого решения допущено не было.
С учетом этого представитель заинтересованного лица просил отказать в удовлетворении заявления.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Франченко А.В. просит о его отмене, как вынесенного в условиях неправильного определения юридически значимых обстоятельств и с нарушением норм материального права, ссылаясь по сути на те же нормы и обстоятельства, которые были приведены в обоснование требования.
Проверив материалы дела, с учетом доводов жалобы, судебная коллегия находит состоявшееся судебное постановление подлежащим отмене.
В соответствии с положениями ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В данном случае Франченко А.В. оспаривает законность постановления Администрации Островского района N *** от ***2013г., которым он был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях на основании п.6 ч.1 ст.56 ЖК РФ.
Эта норма предусматривает возможность снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Отказывая в удовлетворении настоящего заявления Франченко, суд указал на то, что поскольку факт неправомерных действий должностных лиц органа местного самоуправления при решении вопроса о принятии заявителя на учет нуждающихся нашел свое подтверждение, то его снятие с этого учета на основании оспариваемого постановления было произведено законно.
Не соглашаясь с обоснованностью итоговой оценки обстоятельств дела и правильностью постановленного решения, судебная коллегия исходит из следующего.
По делу установлено, что постановлением Администрации Островского района N *** от ***10г. Франченко А.В., семья которого в составе 4 человек была зарегистрирована в квартире *** дома *** по ул. О. в г.Острове, общей площадью 21,4 кв.м., был принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения.
Протокол заседания жилищной комиссии от ***2010г. и собственное заявление Франченко действительно свидетельствуют о том, что основанием для постановки заявителя на учет нуждающихся явилась обеспеченность его семьи общей площадью жилого помещения менее установленной нормы (7 кв.м. на 1 человека), т.е. п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ.
Однако, помимо указанного жилого помещения в собственности Франченко на основании договора дарения от ***2007г. находилась также однокомнатная квартира по адресу: Островский р-н, Б. волость, ул.О., д. ***, кв. ***. Её общая площадь составляла 30,0 кв.м.
Исходя, как это предусмотрено ч.2 ст.51 ЖК РФ, из суммарной общей площади этих двух помещений (51,4 кв.м.) уровень обеспеченности заявителя и членов его семьи превышал учетную норму.
С учетом этого оснований для постановки Франченко на учет нуждающихся по п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ действительно не имелось, что при принятии документов выявлено не было.
В тоже время, из материалов дела следует, что еще в 1989г. жилой дом *** по ул. О. в г.Острове был признан межведомственной комиссией непригодным для проживания.
Соответствующий акт был представлен Франченко в числе иных документов при его обращении с заявлением о постановке на учет нуждающихся, что спорным не является.
При его наличии имелись объективные основания для признания заявителя нуждающимся в жилом помещении по п.3 ч.2 ст.51 ЖК РФ, т.е. как лица проживающего в жилом помещении, не отвечающем установленным требованиям.
Более того, по результатам обследования, проведенного межведомственной комиссией в декабре 2010г., была установлена нуждаемость занимаемого Франченко жилья в проведении капитального ремонта.
Тем самым было фактически подтверждено несоответствие квартиры *** дома *** по ул. О. в г.Острове установленным требованиям, о чем указано и в заключении межведомственной комиссии от ***2011г.
Данные обстоятельства в совокупности свидетельствовали о наличии потенциальной нуждаемости Франченко в жилом помещении по основаниям, предусмотренным п.3 ч.2 ст.51 ЖК РФ.
Поскольку, капитальный ремонт жилья заявителя так и не был произведен, несмотря на принятие органом местного самоуправления соответствующего решения, то вышеуказанное основание для состояния Франченко на учете нуждающихся фактически не было утрачено, в том числе и по состоянию на январь 2013г., когда было издано оспариваемое постановление.
В этих условиях последнее не может быть признано законным и обоснованным.
Иной вывод суда 1 инстанции был обусловлен неправильным определением обстоятельств, имеющий значение для дела.
На основании изложенного судебная коллегия признает постановленное решение подлежащим отмене и ввиду отсутствия необходимости в установлении новых обстоятельств и исследовании дополнительных доказательств находит возможным постановить новое решение об удовлетворении требований.
При этом учитывается, что непосредственно вопрос о праве заявителя на обеспечение жильем во внеочередном порядке на основании п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ является в настоящее время предметом самостоятельного спора, в рамках которого он и подлежит разрешению.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Островского городского суда от *** 2013г. по гражданскому делу N *** отменить.
Постановить новое решение:
"Признать постановление Администрации Островского района N *** от ***2013г. незаконным.
Обязать Администрацию Островского района восстановить Франченко А.В. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Взыскать с Администрации Островского района в пользу Франченко А.В. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей."
Председательствующий Е.В. Сладковская
Судьи О.Л. Ениславская О.А. Виноградова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.