Судебная коллегия по гражданским делам
Псковского областного суда
в составе:
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО: Новиковой Л.А.,
СУДЕЙ: Дмитриевой Ю.М. и Малыгиной Г.В.,
при секретаре: Лепешкиной Ю.Ю.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Цоя В.А. на решение Псковского городского суда Псковской области от 06 марта 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования Цоя В.А. к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Псковской области о восстановлении права на получение пятидесятипроцентной надбавки за выслугу лет и обязании выплачивать надбавку за выслугу лет в размере пятидесяти процентов ежемесячно, начиная с 01 января 2013 года, оставить без удовлетворения.
Выслушав доклад судьи Псковского областного суда Малыгиной Г.В., заслушав объяснения Цоя В.А., представителя Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Псковской области Репина Д.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Цой В.А. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Псковской области о восстановлении права на получение пятидесятипроцентной надбавки за выслугу лет к военной пенсии и обязании выплачивать надбавку за выслугу лет в размере пятидесяти процентов в сумме "данные изъяты"., ежемесячно, начиная с 01 января 2013 года.
В обоснование своих требований указал, что он, согласно приказа ФСБ России от 23.10.2008 года N "данные изъяты"лс, в звании подполковника юстиции уволен с военной службы в запас Вооруженных Сил РФ. Приказом председателя Архангельского гарнизонного военного суда от 18.11.2008 года N "данные изъяты" с 01.12.2008 года исключен из списков личного состава данного военного суда.
С 01.12.2008 года Управлением ФСБ России по Псковской области ему назначена пенсия за выслугу лет, которая по состоянию на 31.12.2012 года составляла "данные изъяты"
При исчислении пенсии процентная надбавка за выслугу лет (календарная 18 лет) составляла 50% от размеров оклада по воинской должности и оклада по воинскому званию - "данные изъяты". Данная процентная надбавка была установлена пунктом 6 статьи 13 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Поскольку военные пенсии пересмотрены в связи с изменением федерального законодательства, в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2001 N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и подпунктом 4 пункта 13 статьи 2 Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" Федерального ствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат"она "знании утратившими силу отдельных положений зако ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания установлена в размере 25 процентов при выслуге от 15 до 20 лет, то есть по состоянию на 1 января 2013 года надбавка уменьшилась в 2 раза и составила "данные изъяты"
Полагает, что ответчик неправильно применил указанные Федеральные законы, в связи с чем существенно ухудшилось его пенсионное обеспечение, поскольку произвольное изменение ранее установленной льготы и социальной гарантии по существу означает отмену прав приобретенных в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях, что несовместимо с положениями Конституции Российской Федерации, а также не соответствует позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 04.04.2006 N 89-О и Постановлении от 20.04.2010 N 9-П и положениям Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В судебном заседании истец поддержал заявленные исковые требования.
Представитель ответчика - Управления ФСБ России по Псковской области - Репин Д.В. иск не признал. В судебном заседании пояснил, что истцу с 1 декабря 2008 года назначена пенсия за выслугу лет в размере 59 процентов суммы денежного довольствия, предусмотренного статьёй 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". До 01 января 2013 года истец получал пенсию в размере "данные изъяты"., в том числе: оклад по должности - "данные изъяты"., оклад по званию - "данные изъяты"., процентная надбавка за выслугу лет в размере 50 процентов - "данные изъяты"
С 1 января 2013 года, в соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 49 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1, пенсия истца пересмотрена в связи с увеличением денежного довольствия и составила "данные изъяты"., в том числе: оклад по должности - "данные изъяты" оклад по званию - "данные изъяты" руб., ежемесячная надбавка за выслугу лет в размере 25 процентов - "данные изъяты"
Размер пенсии за выслугу лет в размере 59 процентов суммы денежного довольствия истцу не изменен. Изменение порядка определения одной составляющей денежного довольствия военнослужащих для исчисления пенсии, в частности, изменение размера ежемесячной надбавки за выслугу лет, относится к компетенции законодательной власти. Полагал, что увеличение размера пенсии истца с 1 января 2013 года с "данные изъяты" свидетельствует о том, что изменение порядка определения суммы денежного довольствия для исчисления пенсии не привело к уменьшению размера пенсии истца. Поскольку пенсия истца с 1 января 2013 года пересмотрена в соответствии с действующим законодательством, просил в иске Цою В.А. отказать.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе Цой В.А. ставит вопрос об отмене решения суда в связи с неприменением закона, имеющего большую юридическую силу. Ссылаясь на статьи 2, 18, 19 (части 1 и 2), 54 (часть 1), 55 (часть 2), 57 Конституции Российской Федерации, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04.04.2006 года N 89-О, от 30.09.2004 года N 252-О, от 04.12.2003 года N 415-О, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20.04.2010 года N 9-П, статью 17 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протокол N 1 к ней, полагает, что суд неправильно применил закон; не учел, что к военнослужащим ФСБ России с 01.01.2013 года, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.12.2011 года N 992, размеры окладов по воинским должностям и воинским званиям повышены не менее чем в 3 раза, в то время как пенсионерам из числа военных судей должностные оклады не были повышены в таких размерах, и, соответственно уменьшение процентной надбавки за выслугу лет с сохранением прежнего коэффициента денежного довольствия для исчисления пенсии не может рассматриваться как равное условие пересмотра пенсии. Даже незначительное изменение размера пенсии в сторону увеличения при неравных условиях порядка исчисления с учётом изменения всех составных частей, из которых устанавливается размер пенсии остальным пенсионерам, не свидетельствует о соблюдении баланса интересов между истцом и ответчиком. Полагает, что в соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 49 закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 пересмотр пенсии возможен только при увеличении оклада по воинской должности, оклада по воинскому званию, процентной надбавки за выслугу лет, то есть расчётного денежного довольствия, уменьшение какой-либо составной части денежного довольствия законом не установлено. Просит отменить постановленное решение и принять по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что приказом ФСБ России от 23.10.2008 года N 1110-лс подполковник юстиции Цой В.А. уволен с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
В соответствии с приказом председателя Архангельского гарнизонного военного суда от 18.11.2008 года N "данные изъяты" с 01.12.2008 года Цой В.А. исключен из списков личного состава указанного суда.
На 1 сентября 2008 года выслуга лет для назначения пенсии составляет: календарная - 18 лет 5 месяцев 19 дней, льготная - 2 года 7 месяцев 8 дней, учеба - 2 года 4 месяца 29 дней, всего 23 года 5 месяцев 26 дней.
На основании статьи 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон N 4468-1). с 01.12.2008 года Управлением ФСБ России по Псковской области истцу назначена пенсия по выслуге лет, которая по состоянию на 31.12.2012 года составляла "данные изъяты"
Согласно пункта 6 статьи 13 Федерального Закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" при исчислении пенсии процентная надбавка за выслугу лет составляла 50% от размеров оклада по воинской должности и оклада по воинскому званию - "данные изъяты"
Разрешая спор, суд исходил из того, что в связи с изменением правового регулирования вопросов социальных гарантий пенсионеров из числа военнослужащих, с 01.01.2013 года пенсия истца пересмотрена в связи с увеличением денежного довольствия военнослужащих органов безопасности, при этом, ухудшение имущественного положения истца не произошло, поскольку размер пенсии увеличился.
Судебная коллегия признаёт данные выводы суда первой инстанции правильными и обоснованными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению в сложившейся ситуации, и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Пенсионное обеспечение военнослужащих, уволенных с военной службы, осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1.
В соответствии с пунктами 8, 9 статьи 12 Федерального закона от 08.11.2011 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" размеры пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 года в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1, подлежат пересмотру с 1 января 2012 года в связи с принятием Федерального закона от 07.11.2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) и настоящего Федерального закона.
При пересмотре указанных в части 8 настоящей статьи размеров пенсий в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы) в размерах, установленных в соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 07.11.2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" или статьёй 2 Федерального закона от 19.07.2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона). Размеры окладов по воинским должностям и должностных окладов и порядок их применения для указанных целей устанавливаются Правительством Российской Федерации до 1 января 2012 года.
Положения нового федерального законодательства в отношении военнослужащих органов федеральной службы безопасности применяются с 1 января 2013 года.
В соответствии с положениями статьи 49 Закона N 4468-1 (в редакции Федерального закона от 08.11.2011 года N 309-ФЗ), определяющей порядок пересмотра пенсий, минимальных размеров пенсий, надбавок к пенсиям, увеличений и повышений пенсий, пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, подлежат пересмотру:
а) одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий;
б) с 01 января каждого года с учётом увеличения денежного довольствия, установленного частью 2 статьи 43 настоящего Закона.
Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, при увеличении расчётного размера пенсии, указанного в части 1 статьи 46 настоящего Закона, подлежат пересмотру одновременно с увеличением указанного расчётного размера пенсии.
Пенсии, минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий подлежат пересмотру при возникновении любого из оснований, указанных в настоящей статье, в том числе возникших одновременно.
В соответствии со статьёй 43 Закона N 4468-1 (в редакции Федерального закона от 08.11.2011 года N 309-ФЗ) пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в том числе проходившим военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и, начиная с 1 января 2013 года, ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.
При этом, положения части 2 статьи 43 не применяются в отношении судей Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и военный судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации (в том числе военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), пенсионеров из числа указанных лиц и членов их семей.
Соответственно, порядок перерасчёта пенсий пенсионеров из числа военных судей отличается от порядка перерасчёта пенсий других военных пенсионеров, поскольку для исчисления пенсии в отношении военных судей применяются должностные оклады судей в соответствии с Законом РФ от 26.06.1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации".
В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 2 Федерального закона от 07.11.2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (далее - оклад по воинскому званию) и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (далее - оклад по воинской должности), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего (далее - оклад денежного содержания), и из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
Согласно подпункта 4 пункта 13 статьи 2 ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания при выслуге от 15 до 20 лет устанавливается в размере 25 процентов.
В соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", пенсии военнослужащим исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в пунктах 9 и 10 настоящего Постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчёта им пенсии.
Подпунктом "а" пункта 9 данного Постановления установлено, что в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий, лицам, уволенным с военной службы, включается оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому званию и ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу месячного денежного содержания военнослужащего, исчисленную из этих окладов.
Проанализировав нормы материального права в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что с 01 января 2013 года пенсии военных пенсионеров органов федеральной службы безопасности, к которым относится истец, 01 января 2012 года,8, 9 статьи 12 Федерального закона от 08.11.2011 года N 309-ФЗ содержат прямое указаниееняются с подлежат пересмотру в связи с изменением правового регулирования, поскольку положения пунктов 8, 9 статьи 12 Федерального закона от 08.11.2011 года N 309-ФЗ содержат прямое указание на пересмотр пенсий, назначенных ранее 01 января 2012 года.
Кроме того, суд первой инстанции правильно отметил, что ухудшение имущественного положения истца не произошло, поскольку размер пенсии с 1 января 2013 г. увеличен с "данные изъяты". до "данные изъяты"
Судебная коллегия также принимает во внимание, что при повышении должностных окладов судей, в соответствии с Законом РФ от 26.06.1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" повышаются оклады военных судей, в связи с чем довод апелляционной жалобы о неравных условиях порядка исчисления пенсии пенсионерам из числа военных судей в связи с существенным увеличением должностных окладов военнослужащих ФСБ России, не основан на нормах права, поскольку в отношении военных судей федеральным законодательством установлен иной порядок исчисления такой составляющей военной пенсии как должностной оклад, отличающийся от исчисления должностных окладов других военнослужащих.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены постановленного судом решения, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела и являющихся основанием к отмене судебного постановления, при рассмотрении дела судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьёй 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Псковского городского суда Псковской области от 06 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Цоя В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий: Л.А.Новикова
Судьи: Ю.М.Дмитриева
Г.В.Малыгина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.