Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего судьи ХЕЙЛО И.Ф.,
судей АВИЛОВОЙ Е.О., ШАМРАЙ М.С.,
при секретаре Торпуджиян А.Х.
заслушав в судебном заседании по докладу судьи Авиловой Е.О. дело по апелляционной жалобе Матвеева А.Я. на решение Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону от 15.01.2013г.
УСТАНОВИЛА:
Матвеев А.Я. обратился в суд с иском к военному комиссариату Ростовской области, просил признать за ним право на получение пенсии с 01.01.2012 г. исходя из 100 % денежного довольствия, и взыскать задолженность по пенсии, указав, что с 2009 г. он является пенсионером Министерства обороны и получает пенсию через ВК РО. С 01.01.2012 г. ответчик произвел перерасчет его пенсии со ссылкой на Федеральный закон от 07.11.2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (далее - ФЗ N 306).
Истец полагал, что назначенная ему пенсия не подлежит пересмотру, так как предусмотренный законом расчет пенсии исходя из 54 % денежного довольствия, должен применяться только при назначении пенсии с 01.01.2012г.
Истец просил суд восстановить с 01 января 2012 года право на получение пенсии в размере, исчисленном исходя из 100% денежного довольствия, обязав ответчика с 01 января 2012 года производить выплату пенсии в размере 38080руб., а также взыскать задолженность за период с 01 января по октябрь 2012 года в сумме 175168 руб.
Истец в судебное заседание явился о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования уточнил и просил выплату пенсии истцу с 01 января 2012 года производить в размере 47040 руб., а также взыскать задолженность за период с 01 января по декабрь 2012 года в сумме 317721,60 руб.
Представитель Военного Комиссариата Ростовской области в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, полагая отсутствие у истца права на расчет пенсии по предлагаемому истцом варианту.
Решением Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 15.01.2013 г. в удовлетворении исковых требований Матвееву А.Я. отказано.
Постановляя решение, суд первой инстанции (далее - суд), как указано в мотивировочной части решения, руководствовался положениями: ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон N 4468-1); ФЗ N 306; Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"; ст. 12 Федерального закона от 08.11.2011 г. N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".
При этом суд исходил из того, что перерасчет пенсии истца, в основу которого положен расчет денежного довольствия, составляющего 54 % оклада по должности, оклада по специальному званию и надбавки за выслугу лет действующих военнослужащих, включая выплаты, связанные с индексацией денежного довольствия, произведен ответчиком с 01.01.2012 г. с учетом положений указанных законов в их взаимосвязи, в силу прямого указания закона, в связи с чем, по мнению суда, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
Истец не согласился с указанным решением суда и обжаловал его в апелляционном порядке.
Заявитель жалобы полагает решение суда незаконным, необоснованным и вынесенным с нарушением норм материального права, излагая доводы, аналогичные доводам искового заявления и указывая, что Закон РФ N 4468-1 не предусматривает повторного исчисления ранее назначенной пенсии за выслугу лет военнослужащим и лицам, приравненным к ним по пенсионному обеспечению, и назначенная истцу пенсия, по мнению истца, подлежит только пересмотру и не содержат прямого указания на то, что положения ст. распространяются на лиц, пенсии которым назначены до 01.01.2012 г., то есть не указывают на возможность их распространения на отношения, возникшие до введения ее в действие, и соответственно, без специального указания не могут быть распространены на пенсии, назначенные в соответствии с нормами указанного закона до 01.01.2012 г.
По мнению Матвеева А.Я. суд подменил установленный законодательством и гарантированный государством при увольнении размер пенсии в процентах по отношению к денежному содержанию военнослужащего, на рассчитанный размер пенсии в рублях, который в силу своей разнонаправленной изменчивости (инфляция, снижение стимулов к прохождению службы, и др.) не может являться стабильной гарантией государства.
Заслушав представителя ответчика по доверенности - Полухину И.Л., обсудив доводы апелляционной жалобы и проверив материалы дела, судебная коллегия не находит правовых оснований для удовлетворения доводов апелляционной жалобы, исходя при этом из следующего.
Так, обращаясь в суд с настоящим иском, Матвеев А.Я. сослался на несогласие с механизмом исчисления выплачиваемой ему пенсии в соответствии с внесенными в военное пенсионное законодательство изменениями, полагая, что расчет выплачиваемой пенсии должен производиться в порядке, действовавшем на момент возникновения у него права на пенсию, то есть фактически истцом оспаривается законность изменений, внесенных в пенсионное законодательство.
В соответствии с положениями статьи 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Как следует из положений ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу ... " в редакции, действующей с 01.01.2012г., пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 указанного Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия действующих военнослужащих. Для исчисления пенсии должны учитываться в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации: оклад по воинской должности или должностной оклад; оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях); ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), отличающаяся по своему размеру от надбавки, применяемой для исчисления денежного довольствия для действующих военнослужащих; выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54% и, начиная с 1 января 2013 года, ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) Федеральным законом "О федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период ... " указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.
Частью 8 ст.12 Федерального закона от 08 ноября 2011 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что размеры пенсий, назначенных гражданам до 01 января 2012 года в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, подлежат пересмотру с 01 января 2012 года.
Таким образом, необходимость произвести перерасчет пенсий, назначенных до 01 января 2012 года, с применением нового механизма исчисления пенсионного обеспечения, прямо предусмотрена положениями ст.12 Федерального закона N 309-ФЗ от 08 ноября 2011 года и ст.5 Федерального закона N 306 от 07 ноября 2011 года "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
Как усматривается из материалов дела, Матвеев А.Я. является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации с 2009г. Размер его пенсии с 01.01.2012 г. составляет 21 723,75 руб. и в результате перерасчета данный размер превышает размер пенсии за выслугу лет, исчисленную в соответствии с действующим законодательством по состоянию до 01.01.2012г. более чем на 10 000руб. То есть условие, предусмотренное ст. 5 ФЗ N 306, не нарушено. При этом следует иметь в виду, что реформой как денежного довольствия военнослужащих, так и пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, предусмотрено именно номинальное, а не относительное увеличения размеров данных (спорных) выплат.
Таким образом, исчисление истцу пенсии произведено в соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1, N 306 ФЗ от 07.11.2011 г. "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в действующей с 01.01.2012г. редакции.
Доводы истца об ухудшении введенным с 01.01.2012 г. правовым регулированием порядка исчисления пенсии, являются необоснованными, поскольку новым законодательством устанавливается механизм номинального (фактического) увеличения размеров пенсий бывших военнослужащих, а не относительное увеличение, на чем фактически настаивает истец. Так как размер пенсии истца, исчисленный по действующим с 01.01.2012 г. правилам, выше уровня пенсионного обеспечения, установленного гражданам, уволенным с военной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.12 г., то при таком положении не ухудшается, а улучшается право истца на пенсионное обеспечение.
Доказательств снижения уровня пенсионного обеспечения истца в результате ее пересмотра с 01.01.2012 года суду не представлено.
Ухудшение своего пенсионного обеспечения истец фактически связывает с тем, что к установленному с 01.01.2012 г. размеру денежного довольствия не применен установленный до 01.01.2012 г. механизм исчисления размера пенсии, но при этом полагает, что прежний механизм расчета пенсии за выслугу лет должен применяться к денежному довольствию, принимаемому для исчисления пенсии, установленному с 01.01 2012г. Однако истцом не учитывается, что порядок исчисления размера пенсий, установленный законодателем с 01.01.2012г., включает в себя одновременно наличие двух условий: размер денежного довольствия, из которого рассчитывается пенсия, принимается в новом исчислении; механизм расчета (перерасчета) пенсии должен соответствовать прямому содержанию ст., ст. 14 и 43 Закона N 4468-1, что исключает возможность произвольного выбора указанных условий по усмотрению истца (правообладателя, пенсионера). То есть истцом, по мнению судебной коллегии, фактически ставится вопрос о применении к расчету (перерасчету) его пенсии за выслугу лет выборочных положений как действующей с 01.01.2012г. редакции ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993г. N 4468-1, так и положений утратившей силу с 01.01.2012г. прежней редакции этой же правовой нормы: истец полагает необходимым, для сохранения его права на предполагаемое "полное" пенсионное обеспечение, принять для расчета размеры окладов по воинской должности и по воинскому званию в новых, установленных с 01.01.2012г. для действующих военнослужащих, размерах из расчета 100%, применив к ним процентную надбавку за выслугу лет в прежнем значении, предусмотренном п. 6 ст. 13 ФЗ "О статусе военнослужащих" в редакции, действовавшей до 01.01.2012г. Истец считает, что исчисление (перерасчет) его пенсии в соответствии с новой редакцией ст. 43 Закона N 4468-1 приводит не к увеличению его пенсии (хотя номинальное повышение имеет место), а к ее относительному (сравнительному) уменьшению.
При указанных обстоятельствах истцу следует учитывать, что необходимость производства перерасчета пенсий, назначенных до 01.01.2012г., с применением нового механизма исчисления пенсионного обеспечения прямо предусмотрена положениями ст. 12 Федерального закона N 309-ФЗ от 08.11.2011 г. и ст. 5 Федерального закона N 306-ФЗ от 07.11.2011 года, а у судов общей юрисдикции не имеется полномочий по проверке соответствия Конституции РФ положений Федеральных законов, о чем фактически ставится вопрос истцом. Суды общей юрисдикции являются правоприменительными органами, то есть судебная коллегия проверяет законность и обоснованность обжалуемого решения лишь на его соответствие действующему законодательству.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что в связи с изменением правового регулирования вопросов о социальных гарантиях военнослужащих и пенсионеров из числа лиц, проходивших военную службу, ухудшения имущественного положения истца не произошло, напротив, пенсия истца была увеличена по сравнению с ранее выплачиваемой до 01.01.2012г.
Таким образом, при указанных выше в настоящем определении обстоятельствах у суда отсутствовали основания для удовлетворения требований истца.
Доводы апелляционной жалобы истца сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование заявленных требований, данные доводы были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная, по мнению судебной коллегии, правовая оценка, основанная на исследованных и оцененных в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст.67 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 15.01.2013г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Матвеева А.Я. оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.