Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего судьи Мамедова Б.О.,
судей Маримова В.П., Москаленко Ю.М.,
при секретаре Магакьян Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мамедова Б.О. гражданское дело по апелляционному представлению помощника прокурора Кировского района г.Ростова-на-Дону на решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 11.12.2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ростовской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Правительства Ростовской области в части невыполнения санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обязании организовать проведение предусмотренных законодательством санитарно-противоэпидемиологических мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории Ростовской области, ссылаясь на то, что в ходе проведения проверки исполнения федерального законодательства, регулирующего отношения в области предупреждения и ликвидации болезней животных, их лечения, защиты населения от болезней, общих для человека и животных установлено, что имеет место значительное число обращений граждан в медицинские учреждения по поводу нападения безнадзорных животных, нападение бродячих животных на несовершеннолетних, в том числе со смертельным исходом. Такое положение стало возможным вследствие того, что на территории Ростовской области не установлен единый порядок отлова и содержания безнадзорных животных.
Из содержания норм ст. 1., п. 1 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 4.8 Санитарных правил СП 3.1.096-96. Ветеринарных правил ВП 13.3.1103-96 следует, что мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных отнесены к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мерам в области предупреждения и ликвидации болезней животных, их лечению, защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
В соответствии с п.п. "б", "н" ст. 72 Конституции РФ защита прав и свобод человека и гражданина, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления отнесены к совместному ведению РФ и субъектов РФ. В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 01.05.1993 года N 4979-1 "О ветеринарии", ст.ст.3.4 ФЗ от 30.03.1999 года N 52-ФЗ отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, защиты населения от болезней, а также отношения вытекающие из области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В соответствии со ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ, ст. 3 Закона РФ от 14.05.1993 года N 4979-1 " О ветеринарии" к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ отнесена организация проведения на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней общих для человека и животных.
По результатам проверки исполнения законодательства, регулирующего отношения в области предупреждения и ликвидации болезней животных, их лечения, защиты населения от болезней, общих для человека и животных, прокуратурой Ростовской области Губернатору Ростовской области 06.02.2012 года внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. В соответствии с письмом Правительства Ростовской области от 16.03.2012 года N 2\82 и от 22.03.2012 года N 2\92 требования прокурора признаны необоснованными, представление не удовлетворено. Прокурор Ростовской области указал, что отсутствие единого порядка отлова и содержания безнадзорных животных создает опасность для жизни и здоровья граждан, влечет нарушение интересов неопределенного круга лиц.
Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 11.12.2012 года заявление прокурора Ростовской области оставлено без удовлетворения.
В апелляционном представлении помощник прокурора Кировского района г. Ростова-на-Дону Луценко Е.Б. просит отменить решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 11 декабря 2012 года, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, указывая, что вывод суда о недоказанности нарушения прав граждан бездействием Правительства Ростовской области является необоснованным. Фактически обязанности по отлову безнадзорных животных с соответствующим финансированием этих работ из бюджетов муниципальных образований установлены лишь в ряде крупных городов и районов Ростовской области. В г.Таганроге, других муниципальных образованиях порядок отлова и содержания безнадзорных животных не установлен. Правительством Ростовской области не представлены доказательства тому, что все муниципальные образования Ростовской области приняли на себя обязательства по выполнению мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, возражения на него, заслушав лиц, присутствовавших при апелляционном рассмотрении дела, проверив обжалуемое решение на предмет законности и обоснованности, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного крута лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Пунктом 4.8 Санитарных правил СП 3.1.096-96. Ветеринарных правил ВП. 13.3.1103-96., утвержденных Госкомсанэпиднадзором РФ 31 мая 1996 года N11, Минсельхозпродом РФ 18 июня 1996 N 23, установлено, что собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, и безнадзорные кошки подлежат отлову.
В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии", а также статей 3, 4 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии" к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Статья 26.3 (пункт 1) Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусматривает, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3 указанного Федерального закона к таким полномочиям отнесена организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
В соответствии с требованиями п. 19 ч 1 ст. 14, п. 25 ч 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" организация благоустройства осуществляется органами местного самоуправления.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 года N 613 утверждены Методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований.
Пунктами 8.10.5, 8.10.6 Методических рекомендаций предусмотрено осуществление отлова собак и кошек, независимо от породы и назначения, находящихся на улицах или в общественных местах без сопровождения лиц, путем заключения договоров администрациями муниципальных образований со специализированными организациями в пределах средств, в пределах средств, предусмотренных в бюджете муниципальных образований на эти цели.
В соответствии с п. 4.9 ВП 13.3.1103-96 порядок отлова безнадзорных животных, их содержания и использования устанавливает местная администрация.
Постановляя решение об отказе в удовлетворении требований прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку установление порядка отлова и содержания безнадзорных животных относится к мерам по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, указанные полномочия относятся к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации, однако, отсутствие единого порядка отлова и содержания безнадзорных животных само по себе не создает опасности для жизни и здоровья граждан, организация благоустройства осуществляется органами местного самоуправления.
В связи с этим суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии доказательств нарушения прав граждан бездействием Правительства Ростовской области.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, считает их обоснованными и соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
В настоящее время на территории Ростовской области действует ряд муниципальных правовых актов, регулирующих порядок отлова безнадзорных животных. Из представленных муниципальных контрактов следует, что работа по организации санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных проводится, на основании муниципальных контрактов, заключаемых путем проведения аукциона определены организации, которые проводят соответствующую работу.
На территории г. Ростова-на-Дону создано Муниципальное казенное учреждение ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА. К числу целей и задач организации отнесено исполнение функций "заказчика" по производству работ, реализации услуг по санитарной очистке улиц города от безнадзорных животных и прочих работ; осуществление контроля над распространением особо опасных для человека заболеваний, общих для человека и животных, реализации мероприятий по пресечению безнадзорного обитания животных на улицах города и реализации программы стерилизации животных.
При таком положении, вывод суда о том, что отсутствие единого порядка отлова и содержания безнадзорных животных само по себе не создает опасности для жизни и здоровья граждан, в связи с чем права граждан бездействием Правительства Ростовской области не нарушены, следует признать правильным.
Доводы апелляционного представления сводятся к несогласию с оценкой исследованных по делу доказательств и не свидетельствуют о том, что причиной несчастных случаев с участием безнадзорных животных является отсутствие установленного Правительством Ростовской области единого порядка отлова и содержания безнадзорных животных.
Также, не свидетельствует об этом и отсутствие в г.Таганроге установленного порядка отлова и содержания безнадзорных животных, на которое ссылается помощника прокурора Кировского района г.Ростова-на-Дону в своем апелляционном представлении.
В связи с изложенным, доводы апелляционного представления не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Оснований к отмене решения, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 11.12.2012 года оставить без изменения, а апелляционное представление помощника прокурора Кировского района г.Ростова-на-Дону ? без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.