Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе: судьи-председательствующего Ковалева А.М.
судей Берестова В.П., Тихенко С.Л.
при секретаре М.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Ковалева А.М. гражданское дело по апелляционной жалобе С. в лице представителя по доверенности П. на решение Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону от 11 января 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
С. обратился в суд с иском к ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" Южный филиал, о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязании включить его с составом семьи для участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечении жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы".
Поводом для его обращения в суд с указанным иском послужило то, что решением комиссии по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения ответчика ему отказано во включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечении жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" со ссылкой на необходимость выполнения ряда условий, установленных п. 5, 9, 10, 17, 19 и 44 "Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов ... , в том числе на необходимость быть признанным в установленном порядке, нуждающимся в улучшении жилищных условий по месту прохождения службы.
Данный отказ ответчика истец считает незаконным по тем основаниям, что проходил действительную военную службу в ВС СССР и РФ. Приказом командира в/ч НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 01 июля 2008 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН уволен с военной службы в запас по состоянию здоровья. Выслуга лет на дату увольнения составляла 12 лет 04 месяца 23 дня.
При этом решением жилищной комиссии в/ч он в установленном законом порядке был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в список на улучшение жилищных условий. Кроме того, факт его нуждаемости в улучшении жилищных условий установлен кассационным определением Северо-Кавказского окружного военного суда от 28 июля 2010 года и определением Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 22 сентября 2010 года.
В суде первой инстанции представитель истца по доверенности П. иск поддержал.
Представитель ответчика Л., действующая на основании доверенности, иск не признала, возражая на иск, пояснила, что заявление о признании истца нуждающимся в улучшении жилищных условий подано им только в мае 2012 года, после 01.03.2005, следовательно, истец не относится к категории лиц, которым ответчиком после увольнения должно предоставляться жилье и которые должны быть поставлены на учет (в случае необеспеченности). Учетное дело истца им не поступало. Функции по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований возложены согласно Приказу МЧС России от 25.07.2011 N 398 на Южный филиал ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" с 01.12.2012. Поскольку истец военнослужащим не является, то признание его нуждающимся в жилом помещении должно производиться по общим основаниям органами местного самоуправления.
11 января 2013 года Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону постановил решение об отказе в удовлетворении исковых требований С.
В апелляционной жалобе представитель С. по доверенности П. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение, ссылаясь на то, что по Приказу МЧС России от 25.07.2011г. N 398 "О мероприятиях по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной пожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований" на ответчика возложена обязанность по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований. При этом обращает внимание на то, что ответчику не поступало учетное дело в отношении С., а потому возникает вопрос, на каком основании было вынесено решение об отказе истцу в постановке на учет участников подпрограммы?
Также ссылается на то, что ответчик не обладает полномочиями для снятия его с учета.
Апеллянт указывает, что при вынесении решения суд применил недействующую редакцию постановления Правительства РФ от 17.12.2010г. N 1050, а также утративший силу пункт Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Считает, что суд не принял во внимание кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда от 28.07.2010г. N 1269-кг, определение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 22.09.2010г. и определение судьи Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 12.07.2011г., имеющие, по его мнению, преюдициальное значение для разрешения настоящего спора.
Также, ссылаясь на ч.3 ст. 40 Конституции РФ, п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, постановление Правительства РФ от 06.09.1998г. N 1054, выражает несогласие со ссылкой суда на то, что признание сотрудников МЧС России нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществлялось до 01.03.2005г. Указывает, что проживание военнослужащего и членов его семьи в избранном постоянном месте жительства после увольнения с военной службы и отсутствие жилой площади является самостоятельным основанием для признания их нуждающимися в жилом помещении, если они являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, либо собственниками жилых помещений.
Помимо того, апеллянт ссылается на п. 26 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации и указывает, что жилищные комиссии и КЭЧ располагают всей необходимой информацией (имеют возможность ее получить) для решения вопроса о признании увольняемого с военной службы военнослужащего нуждающимся в жилом помещении (улучшении жилищных условий), в том числе по избранному месту жительства. Считает, что отсутствие до настоящего времени другого порядка предоставления социальных гарантий, кроме изложенного в Правилах, не может служить основанием для ограничения установленных федеральным законом прав граждан.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя истца, применительно к ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда и удовлетворения жалобы.
Принимая решение по делу, суд установил и материалами дела подтверждается, что С. (истец) проходил службу в в/ч НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Южного регионального центра по делам ГО ЧС и ЛПСБ в должности ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА.
Приказом командира в/ч НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 01 июля 2008 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН истец уволен с военной службы в запас по состоянию здоровья. Выслуга лет на дату увольнения истца составляла 12 лет 04 месяца 23 дня.
Решением жилищной комиссии в/ч НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН истец с составом семьи был включен в список нуждающихся в улучшении жилищных условий по состоянию на 01 июля 2008 года. Затем, протоколом заседания жилищной комиссии НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 25 мая 2009 года истец исключен из списков очередников на получение служебного
жилого помещения в связи с неправомерной постановкой его на очередь. Выпиской из протокола НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН заседания жилищной комиссии в/ч НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 20 сентября 2010 года п. 2 протокол, которым истец был исключен из списков очередников на получение служебного жилого помещения, отменен.
В июне 2010 года С. обжаловал решение командира и жилищной комиссии в/ч НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, связанных с исключением его из списков граждан - участников подпрограммы. Решением Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 18 июня 2010 года в удовлетворении данного иска С. было отказано. Кассационным определением от 28 июля 2010 года Северо-Кавказского окружного военного суда указанное решение суда было отменено и дело направлено на новое рассмотрение. При новом рассмотрении дела, определением Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 22 сентября 2010 года производство по заявлению С. на решение командира и жилищной комиссии в/ч НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН было прекращено в связи с отказом заявителя от иска, так как требование истца было удовлетворено ответчиком добровольно: истец был восстановлен в списках в/ч на получение служебного жилья.
Также судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в мае 2012 года истец обратился к ответчику с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
По результатам рассмотрения заявления, 08 июня 2012 года решением заседания комиссии по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения Южного филиала ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" истцу отказано в удовлетворении заявления в связи с необходимостью выполнения ряда условий, установленных п. 5, 9, 10, 17, 19 и 44 "Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в том числе в связи с необходимостью быть признанным в установленном порядке, нуждающимся в улучшении жилищных условий по месту прохождения службы.
Данный отказ ответчика суд первой инстанции признал правомерным, так как истец не доказал, что он до 1 марта 2005 года был признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоял таковым в ГУ МЧС России по Ростовской области.
При этом суд руководствовался положениями федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050, предусматривающей право на улучшение жилищных условий в рамках программы военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, подлежащих увольнению с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, а также граждан, подлежащих отселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйствования. И применил к правоотношениям сторон пункты 5, 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153, в соответствии с которым, в числе прочих категорий граждан, сотрудники МЧС, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые в т.ч. со службы по состоянию здоровья, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, имеют право на получение государственных жилищных сертификатов в рамках реализации данной подпрограммы, для участия в которой заявителем представлены соответствующий перечень необходимых документов.
Также суд счел, что в силу ст. 6 Федерального закона "О введении в действие ЖК РФ" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2, 3 ст. 52 ЖК РФ, вступившим в законную силу 1 марта 2005 года, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 данного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
То обстоятельство, что истец фактически является нуждающимся в улучшении жилищных условий и никогда не обеспечивался жильем, суд посчитал недостаточным основанием для удовлетворения исковых требований.
Кроме того, суд отметил, что истец не лишен права на улучшение жилищных условий в соответствии с указанной Программой при условии его постановки на соответствующий учет органами местного самоуправления.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе истцу в удовлетворении иска.
Судебная коллегия, в конкретном случае, соглашается с таким выводом суда по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 N 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (в редакции постановлений Правительства РФ от 08.08.2003 года N 475, от 14.11.2007 г. N 778, от 06.10.2011 г. N 824), которыми установлен единый порядок постановки на учет указанных категорий граждан, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 7 данных Правил, одним из оснований признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений является проживание в общежитии и на служебной жилой площади. Согласно пункту 12 Правил, ведение учета сотрудников Государственной противопожарной службы, подлежащих увольнению со службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется как отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления, так и территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации МЧС России. В соответствии с подпунктом 4 пункта 8 раздела III Указа Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет учет в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях. Указанный абзац введен Указом Президента РФ от 17 декабря 2010 года в редакции Указа Президента РФ от 30 сентября 2011 года N 1265.
Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1999 года N 825 установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем увольняемых со службы сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
Постановлением Правительства РФ N 153 от 21 марта 2006 года предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно абзацу пятому подпункта "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, правом на участие в подпрограмме по выдаче государственных жилищных сертификатов обладают сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Согласно пункту 18 Правил, выдачу сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба).
В соответствии с пунктом 19 Правил выпуска и реализации ГЖС, для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме с приложением указанных в подпункте "а" данного пункта документов.
В силу пункта 21 Правил, органы исполнительной власти организуют работу по проверке представленных документов. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.
Согласно пункту 22 Правил, основаниями для отказа в признании гражданина участником подпрограммы являются:
а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пунктом 5 настоящих Правил;
б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил;
в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета.
Исходя из приведенных правовых норм, судебная коллегия считает, что надлежащим органом, в который должен обратиться сотрудник ФПС с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с целью участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", является федеральный орган исполнительной власти, где проходит соответствующая служба. При этом за органами местного самоуправления сохранилась обязанность по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма в отношении тех граждан, в том числе сотрудников ФПС, которые были приняты на учет органами местного самоуправления до 1 января 2005 года, до внесения изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности", и не были обеспечены жилыми помещениями. К таким лицам истец не относится, что подтверждается материалами дела. Вместе с тем судебная коллегия учитывает, что само по себе то обстоятельство, что на основании приказа МЧС России от 25 июля 2011 года N 389 функции уполномоченного органа по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников ФПС, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований возложены с 1 октября 2011 года на ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России", не может служить основанием к отказу С. в иске.
Из содержания пункта 11 Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Приказом МЧС России от 6 августа 2004 года N 372 (в ред. Приказа МЧС РФ от 11.01.2012 N 2) следует, что Главное управление МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами участвует в работе по учету военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников ФПС, спасателей аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, дислоцированных на территории субъекта Российской Федерации, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, и обеспечению их жилыми помещениями в установленном порядке во взаимодействии с уполномоченным органом МЧС России по жилищному обеспечению.
Порядок учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений, согласно которому осуществление жилищного учета возложено на ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России", утвержден Приказом МЧС России от 12 января 2012 года N 5.
Поэтому на данное Учреждение в настоящее время возложены функции по ведению учета сотрудников федеральной противопожарной службы, признанных нуждающимися в жилых помещениях, подлежащих обеспечению государственными жилищными сертификатами с последующей их выдачей.
Для получения государственного жилищного сертификата гражданин - участник подпрограммы в период 1 января по 15 июля года, предшествующего планируемому, должен представить в учреждение или орган, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. На основании указанных заявлений формируется список на планируемый год в соответствии с хронологической последовательностью, в какой граждане - участники подпрограммы, был поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Распределение объемов бюджетного финансирования осуществляется на основании утвержденного Правительством РФ графика выпуска и распределения сертификатов, выделенных на реализацию подпрограммы на планируемый год.
Исходя из положений указанных нормативных актов, в июне 2012 года жилищная комиссия Южного филиала ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" в пределах своей компетенции вправе была рассмотреть обращение истца о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для участия в подпрограмме, что и было сделано, заявление истца рассмотрено по существу и в его удовлетворении истцу отказано (л.д. 7).
Давая оценку правомерности отказа ответчика в удовлетворении заявления истцу, судебная коллегия при рассмотрении апелляционной жалобы не находит правовых оснований для признания истца нуждающимся в получении жилья в качестве участника подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Поскольку истец, хотя и не был лишен, но не предоставил суду в обоснование иска достаточно доказательств: полный пакет документов, предусмотренных пунктом 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, подтверждающих его нуждаемость в жилом помещении на момент обращения с заявлением к ответчику, и сведения о реализации им права на обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета, в материалах дела отсутствуют.
Довод апеллянта о том, что суд в решении ссылается на недействующую редакцию постановления Правительства РФ от 17.12.2010г. N 1050 отклоняется судебной коллегией, поскольку суд первой инстанции к возникшим правоотношениям сторон применил, в том числе действующие положения данного постановления.
Правильное же по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним формальным соображениям (ч. 6 ст. 330 ГПК РФ).
Также формальным соображением апеллянта судебная коллегия находит его довод об ошибочности вывода суда о том, что признание сотрудников МЧС России по Ростовской области, нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществлялось до 01 марта 2005 года, то есть до введения в действие Жилищного кодекса РФ, так как это суждение суда не является единственным основанием к отказу в иске. К выводу об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований суд пришел на основании анализа не только норм Жилищного кодекса РФ, но и постановлений Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 и от 17.12.2010 N 1050, а также оценки представленных доказательств по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Поэтому не принимается во внимание ссылка в жалобе на то, что нормы Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшения жилищных условий в избранном постоянном месте жительства в части возложения на органы местного самоуправления обязанностей по учету и обеспечению жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению после 01.01.2005г., признаны Верховным Судом РФ (определение от 14.04.2009г. N 2н-9/09) противоречащими закону и в силу ст. 120 Конституции РФ, ч. 2 ст. 11 ГПК РФ применению не подлежат.
Несостоятельным является довод жалобы о том, что определение Судебной коллегии по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда от 28.07.2010г., определение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 22.09.2010г. и определение судьи Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 12.07.2011г. имеют преюдициальное значение, поскольку в настоящем деле участвуют другие лица: ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" Южный филиал (ответчик) не принимал участия в ранее рассмотренных делах, в процессе которых были вынесены названные определения судов.
Тогда как применительно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обязательными для суда являются установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу обстоятельства, они не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В связи с этим необоснованным является и довод жалобы о доказанности того, что истец на момент рассмотрения спора по настоящему делу состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
При этом, представленный истцом список, согласно которому он в числе других военнослужащих значится в качестве лица, не имеющего жилой площади и нуждающегося в улучшении жилищных условий по в/ч НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, судебная коллегия не может принять в качестве достоверного и достаточного доказательства, подтверждающего данный факт, так как указанный список датирован по состоянию на 1 июля 2008 года. Иск же предъявлен в 2012 году, на эту дату и предшествующую ей, начиная с 01.07.2008 сведений о том, что истец продолжает состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, материалы дела не содержат.
Причем согласно имеющемуся в деле реестру учетных (жилищных) дел военнослужащих в/ч НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (л.д. 38-45), переданных ответчику, учетное (жилищное) дело в отношении истца не передавалось. Войсковая часть НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН к участию в настоящем деле в качестве третьего лица не привлекалась и сведения о причинах не передачи учетного (жилищного) дела истца у в/ч НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН не запрашивались, так как истец в нарушение ст. ст. 43, 56, 57 ГПК РФ об этом не ходатайствовал перед судом. Вместе с тем доказанность истцом указанного обстоятельства имело существенное значение для дела, так как от его установления зависит реализация истцом права на включение в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы" Жилище" на 2011-2015 годы.
Таким образом, судебная коллегия считает, что в пределах доводов апелляционной жалобы нет оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда и принятия нового решения об удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону от 11 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя С. по доверенности П. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.