Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе: председательствующего судьи Корниловой Т.Г.,
судей Монмаря Д.В., Лукьянова Д.В.,
с участием прокурора Силютина К.В.,
при секретаре: Владимировой И.Н.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лукьянова Д.В. дело по апелляционной жалобе Администрации Дубовского района Ростовской области в лице Главы Дубовского района Ростовской области на решение Зимовниковского районного суда Ростовской области от 27 декабря 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Дубовского района Ростовской области в интересах Кубракова [ФИО]1 обратился в суд с иском к администрации Дубовского района Ростовской области, Правительству Ростовской области о возложении обязанности обеспечить жилым помещением по договору социального найма вне очереди, обязании Правительства Ростовской области выделить денежные средства для приобретения жилого помещения.
В обоснование иска указал, что Кубраков Ю.Ю., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, относится к лицам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку решением ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА мать Кубракова Ю.Ю. - [ФИО]2 лишена родительских прав, а его отец умер ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. В июне 2010 года Кубраков Ю.Ю. окончил пребывание на полном государственном обеспечении в профессиональном училище и подлежал обеспечению жилым помещением в соответствии со ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Родители Кубракова Ю.Ю. собственного жилья не имели, иное жилье за ним в установленном законом порядке не закреплялось. Администрацией Дубовского района Ростовской области направлены соответствующие документы квартирного учета на рассмотрение межведомственной комиссии для принятия решения по вопросу финансирования приобретения жилой площади сироте Кубракову Ю.Ю., однако до настоящего времени он жилым помещением во внеочередном порядке не обеспечен по независящим от него обстоятельствам.
На основании изложенного прокурор просил: обязать администрацию Дубовского района Ростовской области предоставить Кубракову Ю.Ю. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди; обязать Правительство Ростовской области выделить денежные средства для приобретения жилого помещения Кубракову Ю.Ю.
Решением Зимовниковского районного суда Ростовской области от 27 декабря 2012 года исковые требования удовлетворены частично. На администрацию Дубовского района Ростовской области возложена обязанность в установленные законом сроки, со дня поступления финансирования из областного бюджета обеспечить Кубракова Ю.Ю. жилым помещением по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающим санитарным и техническим требованиям. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Администрация муниципального образования "Дубовский район" Ростовской области в лице Главы района обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит вынесенное решение отменить, отказав в иске.
В обоснование доводов жалобы апеллянт указал, что администрацией Дубовского района Ростовской области в установленном порядке направлены соответствующие документы квартирного учета в Администрацию Ростовской области на рассмотрение межведомственной комиссии для принятия решения по вопросу финансирования приобретения жилой площади сироте Кубракову Ю.Ю., в результате чего он был включен в общеобластной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в трехлетний срок с 2013 года по 2015 год.
В соответствии с действующим законодательством вставшие на льготный учет дети-сироты обеспечиваются жильем за счет средств областного бюджета. Поскольку главным распорядителем бюджетных средств на указанные цели является Министерство архитектуры и социального развития Ростовской области, администрация Дубовского района обязана обеспечить истца жильем по договору социального найма только со дня поступления финансирования из областного бюджета.
Поскольку истцом не представлено доказательств нарушения Администрацией Дубовского района Ростовской области его прав при условии отсутствия денежных средств для обеспечения истца жилым помещением, оснований для удовлетворения исковых требований не имелось.
Прокуратурой Дубовского района Ростовской области поданы возражения на апелляционную жалобу, которые сводятся к тому, что оснований для отмены решения не имеется.
В заседание судебной коллегии истец и представитель Правительства Ростовской области не явились, о месте, времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом и заблаговременно, не сообщили причины неявки и не ходатайствовали об отложении слушания дела; судебная коллегия признала возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанных лиц в соответствии с требованиями п. 3 ст. 167, п. 1 ст. 327 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя апеллянта, поддержавшего доводы жалобы и просившего решение суда первой инстанции отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований, прокурора, который просил решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции установил, что Кубраков Ю.Ю., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, относится к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, он не имеет жилого помещения на праве собственности, на праве пользования и нуждается в жилом помещении. В общеобластной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в трехлетний период с 2013 по 2015 годы Кубраков Ю.Ю. включен на основании ходатайства главы администрации муниципального района от 18 января 2011 года, поскольку на момент подачи ходатайства областной список граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в 2012 году, был сформирован и утвержден.
Администрацией Дубовского района Ростовской области в установленном порядке направлены соответствующие документы квартирного учета в адрес Администрации Ростовской области на рассмотрение межведомственной комиссии для принятия решения по вопросу финансирования приобретения жилой площади сироте Кубракову Ю.Ю.
Однако в нарушение Областного закона Ростовской области от 22.10.2004 N 165-ЗС (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) "О социальной поддержке детства в Ростовской области" органами исполнительной власти Кубраков Ю.Ю. не обеспечен жилым помещением во внеочередном порядке по независящим от него обстоятельствам по настоящее время.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Законом Ростовской области от 22.06.2006 N 499-ЗС (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", главным распорядителем бюджетных средств в целях формирования областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период на основании утвержденных областной межведомственной комиссией общеобластного списка на трехлетний период и сводного списков является Министерство строительства, архитектуры и социального развития Ростовской области, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований прокурора к Правительству Ростовской области об обязании выделить денежные средства для приобретения жилого помещения Кубракову Ю.Ю.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия в полной мере согласиться не может.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации регламентировано право каждого на жилище.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Таким образом, предоставление жилых помещений детям-сиротам является государственным полномочием субъекта РФ, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ.
Абзацем вторым п. 1 ст. 8 Федерального закона 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ст. 1 Областного Закона Ростовской области от 22.06.2006 N 499-ЗС (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей находящихся под опекой попечительством, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных учреждениях, в учреждениях всех видов профессионального образования, учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, переданы на неограниченный срок органам местного самоуправления.
Исходя из содержания указанных выше положений предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставилось законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Положения перечисленных норм не содержали указания и на срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, что предполагало возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
Это обстоятельство судом первой инстанции учтено не было.
Кроме того, в соответствии со статьей 72 (пунктами "к" и "ж" части первой) и статьей 76 (частями второй и пятой) Конституции РФ вопросы социальной защиты и жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В связи с этим условия и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, установленные федеральным жилищным законодательством и иными федеральными нормативными правовыми актами, содержащими нормы жилищного права, не могут быть ограничены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, ссылка суда первой инстанции на то, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма должно происходить по мере поступления финансирования из областного бюджета, не может исключать действия норм федерального законодательства и служить основанием ограничения условий реализации прав указанной категории граждан на внеочередное получение жилых помещений по договору социального найма.
Учитывая изложенное, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда находит, что допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального права, являясь существенными, повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Кубракова Ю.Ю., в интересах которого заявлены исковые требования, в связи с чем судебное постановление подлежит изменению в части удовлетворенных требований.
С учетом данных положений действующего законодательства судебная коллегия находит доводы апелляционной о том, что действиями Администрации Дубовского района Ростовской области права Кубракова Ю.Ю. не нарушены, необоснованными. Указание в жалобе на то, что администрация обязана обеспечивать истца по договору социального найма жилым помещением только со дня поступления финансирования из областного бюджета, сводится к неверному пониманию норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зимовниковского районного суда Ростовской области от 27 декабря 2012г. в части удовлетворенных исковых требований изменить, изложив резолютивную часть следующим образом:
"Обязать Администрацию Дубовского района Ростовской области обеспечить Кубракова [ФИО]1, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, вне очереди жилым помещением по договору социального найма площадью не менее нормы предоставления".
В остальной части решение Зимовниковского районного суда Ростовской области от 27 декабря 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Дубовского района Ростовской области в лице Главы Дубовского района Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.