Судебная коллегия по гражданским делам
Ростовского областного суда
в составе: председательствующего судьи Корниловой Т.Г.
судей: Лукьянова Д.В., Монмарь Д.В.,
прокурора: Силютина К.В.,
при секретаре: Владимировой И.Н.,
заслушав в открытом судебном заседании в помещении Ростовского областного суда по докладу судьи Корниловой Т.Г. дело по апелляционной жалобе Главы Администрации Дубовского района Ростовской области на решение Зимовниковского районного суда Ростовской области от 27 декабря 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Дубовского района РО в интересах Сылкиной (Кубраковой) А.Ю. обратился в суд с иском к администрации Дубовского района РО, Правительству РО, об обязании администрации Дубовского района РО предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди, обязании Правительства РО выделить денежные средства для приобретения жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указал, что в соответствии с Постановлением администрации Дубовского района Ростовской области N 639 от 17.11.2010г. Кубракова А.Ю. признана нуждающейся в жилом помещении, и поставлена на квартирный учет, как нуждающаяся в жилом помещении по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, что нарушает её права.
Решением Зимовниковского районного суда Ростовской области от 27 декабря 2012 года исковые требования удовлетворены частично. Суд обязал администрацию Дубовского района Ростовской области в установленные законом сроки, со дня поступления финансирования из областного бюджета Сылкину (Кубракову) А.Ю. обеспечить по договору социального найма, жилым помещением площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающим санитарным и техническим требованиям. В удовлетворении исковых требований прокурора о возложении обязанности на Правительство Ростовской области выделить финансовые средства, необходимые для обеспечения Сылкиной (Кубраковой) А.Ю. жилым помещением отказал.
Глава Администрации Дубовского района Ростовской области с вынесенным решением не согласился, подал апелляционную жалобу, в которой просил об отмене судебного постановления. В обоснование доводов жалобы указал, что администрацией Дубовского района РО в установленном порядке направлены соответствующие документы квартирного учета в Администрацию Ростовской области на рассмотрение межведомственной комиссии для принятия решения по вопросу финансирования приобретения жилой площади сироте Сылкиной А.Ю., в результате чего она была включена в общеобластной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в трехлетний срок с 2013 года по 2015 год. В соответствии с действующим законодательством, вставшие на льготный учет дети-сироты обеспечиваются жильем за счет средств областного бюджета, таким образом, администрация района обязана обеспечить истца по договору социального найма только со дня поступления финансирования из областного бюджета. Поскольку финансирование Правительством Ростовской области не зависит от ответчика, права истицы действиями Администрации Дубовского района РО не нарушены. Кроме того, не прошел предусмотренный законом трехлетний срок, в течение которого истица подлежит обеспечению жилым помещением.
Прокуратурой Дубовского района РО поданы возражения на апелляционную жалобу, которые сводятся к тому, что оснований для отмены решения не имеется.
Ознакомившись с материалами дела в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав представителя администрации Дубовского района Ростовской области - Афанасенко Л.И., Сылкину А.Ю., прокурора, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Кубракова Анастасия Юрьевна родилась 21.12.1988г., в свидетельстве о рождении родителями указаны: отец К.Ю.В.., умер 27.08.1999г. и мать Р.Г.А. решением Дубовского районного суда Ростовской области от 06.09.2001г. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей К.Ю. 30.01.1991г.рождения, Кубраковой Анастасии 21.12.1988г.рождения, К.В. 26.03.1993г.рождения. Дети переданы на воспитание бабушке К.В.А.
На основании Постановления администрации Дубовского района Ростовской области N 639 от 17.11.2010г. Кубракова А.Ю. признана в соответствии со ст.51, 52, п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального Закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", лицом, оставшимся без попечения родителей, нуждающимся в жилом помещении, в связи с чем принята на квартирный учет в администрации Дубовского района.
18.11.2011г. администрацией Дубовского района Ростовской области в адрес Министерства общего и профессионального образования Ростовской области направлено ходатайство о включении Кубраковой А.Ю. в общеобластной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет средств областного бюджета.
В 2012г. Кубракова А.Ю. включена в общеобластной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет средств областного бюджета в трехлетний период с 2013г. по 2015г. под N598.
В июне 2012г. Кубракова А.Ю. закончила обучение в государственном автономном образовательном учреждении профессионального образования "Южный федеральный университет (очная форма)". Своего жилья не имеет, проживает временно по договору поднайма от 13.11.2010г. в домовладении матери её супруга
Согласно справки ГУПТИ РО Дубовского филиала Кубракова А.Ю. недвижимого имущества на территории Дубовского района не имеет.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 57 ЖК РФ, ст.8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Законами Ростовской области N165-ЗС от 22.10.2004г. (в ред. от 03.12.2012г.) "О социальной поддержке детства в Ростовской области", N 499-ЗС от 22.06.2006г.(в ред. от 03.12.2012г.) "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", N 636-ЗС от 01.08.2011г. (в ред. от 22.06.2012г.) "О правительстве Ростовской области", Положениями "О порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством), "О порядке расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством), утв. Постановлением Правительства Ростовской области N 539 от 25.06.2012г., и исходил из того, что Сылкина (Кубракова) А.Ю. как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как по достижению возраста 18 лет, так и на момент окончания обучения в общеобразовательном учреждении профессионального образования не обеспечена во внеочередном порядке жилым помещением по договору социального найма, что является нарушением её прав.
Возлагая обязанность обеспечения Сылкиной А.Ю. жилым помещением на администрацию Дубовского района Ростовской области, суд исходил из положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ст. 1 Закона Ростовской области N499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которым государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных учреждениях, в учреждениях всех видов профессионального образования, учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, переданы на неограниченный срок органам местного самоуправления.
Учитывая, что Сылкина (Кубракова) А.Ю. имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей, что соответствует требованиям п. 1 ст. 121 СК РФ, абз.3 ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ, поскольку в возрасте до 18 лет, осталась без попечения обоих родителей в связи со смертью отца и лишением родительских прав матери, проживает в Дубовском районе Ростовской области, поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в администрации Дубовского района Ростовской области, своего жилья не имеет, то с учетом приведенных норм материального права, представленных доказательств, суд пришел к правильному выводу о возложении именно на администрацию Дубовского района Ростовской области обязанности по обеспечению Сылкиной (Кубраковой) А.Ю. жилым помещением по договору социального найма.
Отказывая в требованиях прокурора об обязании Правительства Ростовской области выделить денежные средства для приобретения жилого помещения Сылкиной (Кубраковой) А.Ю., суд обоснованно исходил из анализа норм Закона РО от 22.10.2005г. N 380-ЗС "О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области" указав, что обязание Правительства Ростовской области выделить денежные средства администрации Дубовского района Ростовской области для приобретения жилого помещения Сылкиной (Кубраковой) А.Ю. будет направлено на вмешательство суда в регулирование межбюджетных отношений в Ростовской области.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно были определены обстоятельства имеющие значение для дела, указаны нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения. Однако допущено ряд нарушений в применении норм материального права, которые подлежат исправлению судебной коллегией.
Так, суд первой инстанции, признавая за Сылкиной (Кубраковой) А.Ю. право на обеспечение жилым помещением по основаниям п.2.ч.2 ст. 57 ЖК РФ, абз.2 п.1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которыми указанные категории детей обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, не указал в резолютивной части на право Сылкиной (Кубраковой) А.Ю. на вне очередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма.
Также судебная коллегия полагает необоснованной ссылку суда на то, что право Сылкиной (Кубраковой) А.Ю. быть обеспеченной жилой площадью по договору социального найма может возникнуть только после выделения из областного бюджета субвенций органу местного самоуправления на приобретение для неё жилья.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Из положений абзаца 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года, следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Исходя из содержания указанных выше положений предоставления вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставилось законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий. Приведенные нормы закона не содержат указания и на срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
Кроме того, в соответствии со статьей 72 (пунктами "к" и "ж" части первой) и статьей 76 (части вторая и пятая) Конституции РФ вопросы социальной защиты и жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В связи с этим условия и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, установленные федеральным жилищным законодательством и иными федеральными нормативными правовыми актами, содержащими нормы жилищного права, не могут быть ограничены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, ссылка суда первой инстанции на то, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма по мере поступления финансирования из областного бюджета, не может исключать действия норм федерального законодательства и не может служить основанием ограничения условий реализации прав указанной категории граждан на внеочередное получение жилых помещений по договору социального найма.
С учетом указанных нарушений решение суда в указанной части подлежит изменению, в связи с неправильным толкованием норм материального права по основаниям ч.3 ст. 330 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что действиями Администрации Дубовского района Ростовской области не нарушены права Сылкиной (Кубраковой) А.Ю., что без необходимых субвенций, которые выделяются из областного бюджета, невозможно предоставление вне очереди жилого помещения истцу по договору социального найма, не могут повлечь за собой отмены судебного решения, поскольку направлены на переоценку выводов суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели юридическое значение при принятии решения, а также влияли на законность и обоснованность решения суда. Кроме того, судебная коллегия отмечает, что апеллятором допущено неправильное толкование норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зимовниковского районного суда Ростовской области от 27 декабря 2012г. в части удовлетворенных требований изменить, изложив резолютивную часть: обязать администрацию Дубовского района Ростовской области предоставить Сылкиной (Кубраковой) Анастасии Юрьевне, 21 декабря 1988г.рождения вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Главы администрации Дубовского района Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.