Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего Зинкиной И.В.,
судей Романова П.Г., Пановой Л.А.,
с участием прокурора Котова Д.А.,
при секретаре Слизкове А.А.
заслушав в судебном заседании по докладу судьи Романова П.Г. дело по апелляционной жалобе Администрации МО "Верхнедонской район" на решение Шолоховского районного суда Ростовской области от 21 декабря 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Верхнедонского района в интересах САА обратился в суд с иском к Правительству Ростовской области об обязании перечислить Администрации Верхнедонского района финансовые средства, необходимые для обеспечения САА жилым помещением площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающих санитарным и техническим требованиям, к Администрации МО "Верхнедонской район" об обязании в течение не позднее трех месяцев со дня поступления финансирования из областного бюджета обеспечить САА жилым помещением площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающих санитарным и техническим требованиям.
В обоснование своих требований истец указал, что САА, 24.12.1988 года рождения, является сиротой, и Постановлением Администрации Верхнедонского района Ростовской области от 12.05.2011 г. N464 поставлена на регистрационный учет для получения жилья с составом 3 человека и включена в общеобластной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Однако до настоящего времени она жильем не обеспечена в виду отсутствия бюджетного финансирования.
Решением Шолоховского районного суда Ростовской области от 21 декабря 2012 года исковое заявление Прокурора Верхнедонского района в интересах САА удовлетворено частично.
Суд обязал Администрацию МО "Верхнедонской район" обеспечить в трехмесячный срок САА жилым помещением площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающим санитарным и техническим требованиям.
В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Администрация МО "Верхнедонской район" просит решение отменить.
Апеллянт указывает, что предоставление субвенций местным бюджетам на социальные выплаты производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующих финансовый год. При этом органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий обязаны осуществлять их в пределах выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов.
По мнению апеллянта, право на обеспечение САА жилым помещением в настоящее время не нарушено. В частности заявитель обращает внимание судебной коллегии на то, что в настоящее время САА включена в общеобластной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получателей жилья за счет средств областного бюджета. Администрация Верхнедонского района просила учесть то обстоятельство, что обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в установленном законом порядке, в соответствии с датой постановки на квартирный учет, по мере предоставления местному бюджету субвенций из областного бюджета.
Ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 155.3 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Пунктом 1 статьи 8 ФЗ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как установлено судом, САА, 24.12.1988 года рождения, является сиротой. Постановлением Администрации Верхнедонского района Ростовской области от 12.05.2011 г. N464 САА поставлена на регистрационный учет для получения жилья с составом 3 человека и включена в общеобластной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Однако до настоящего времени жильем не обеспечена.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции обоснованно руководствовался статьей 40 Конституции РФ, частями 1, 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, статьей 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьей 1 Областного закона от 22.06.2006 г. N 499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями РО по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", и правильно исходил из того, что САА, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящая на учете нуждающихся в жилом помещении, имеет право на предоставление в трехмесячный срок жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающим санитарным и техническим требованиям.
Выводы суда первой инстанции основаны на оценке всех доказательств, представленных сторонами спора, и сделаны при правильном применении закона, регулирующего спорные правоотношения.
Суд первой инстанции правильно указал, что в соответствии со ст. 1 Областного закона от 22.06.2006 N 499-ЗС, именно исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области переданы на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в организациях, в которые они помещались под надзор (образовательные, медицинские, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Кроме того, в соответствии со ст. 9.3 Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой попечительством приложение N1 к Постановлению Администрации области от 18.09.2006 года N 384 администрации муниципальных районов и городских округов: обеспечивают целевое использование средств федерального бюджета и (или) областного бюджета, выделенных на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, принятие жилых помещений в муниципальную собственность и предоставление их по договорам социального найма гражданам указанной категории.
Исходя из изложенного, суд обоснованно счел, что именно на ответчика - Администрацию МО "Верхнедонской район" законом возложены государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жильем названной категории граждан.
Полномочия по обеспечению жильем детей-сирот считаются исполненными с момента заключения договора социального найма с ребенком-сиротой.
С учетом фактических обстоятельств дела, суд обоснованно обязал Администрацию Верхнедонского района Ростовской области предоставить САА жилое помещение, которым она должна быть обеспечена.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, находит их обоснованными и законными.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что со стороны Администрации МО "Верхнедонской район" отсутствует факт нарушения прав ребенка-сироты, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании закона, прямо возлагающим на орган местного самоуправления обязанность по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в трехмесячный срок.
Довод апелляционной жалобы о том, что предоставление социальных выплат на приобретение жилья осуществляется в пределах и за счет средств областного бюджета, выделяемых в виде субвенций, является не состоятельным и не может служить основанием для отмены или изменения правильного по сути решения, поскольку указанные обстоятельства не могут препятствовать реализации права гражданина на жилище.
Право на внеочередное получение жилья детьми, оставшимися без попечения родителей, возникает с момента принятия их на учет и по их требованию должно быть реализовано. Закон не связывает осуществление этого права с какими-либо иными обстоятельствами, кроме правового статуса.
Иных доводов, которые могут повлечь отмену обжалуемого судебного решения, апелляционная жалоба не содержат
Нарушений судом первой инстанции норм материального права, а также норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шолоховского районного суда Ростовской области от 21 декабря 2012 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации МО "Верхнедонской район" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.