Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего судьи Порутчикова И.В.,
судей: Москаленко Ю.М., Абрамова Д.М.,
при секретаре Магакьян Е.М.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Москаленко Ю.М. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального образования "Дубовский район" Ростовской области на решение Зимовниковского районного суда Ростовской области от 28.12.2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Дубовского района Ростовской области в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации муниципального образования "Присальское сельское поселение" и администрации муниципального образования "Дубовский район" Ростовской области. Просил суд обязать Администрацию муниципального образования "Присальское сельское поселение" организовать на своей территории сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, обязать администрацию муниципального образования "Дубовский район" Ростовской области организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории муниципального образования "Присальское сельское поселение".
В обоснование исковых требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой Дубовского района совместно с Федеральной службой управления Россельхознадзора по РО в ноябре 2012 года проверки исполнения требований природоохранного законодательства, в том числе соблюдения санитарно-экологических норм и правил при обращении с твердыми бытовыми отходами и отходами производства на территории Присальского сельского поселения Дубовского района Ростовской области было установлено, что на территории Присальского сельского поселения в нарушение требований ст. 51 ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 13 ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст.22 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ч. 3 СанПиН 2.1.7.1322-03 сбор и вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) должным образом не организован, в связи с чем, действует несанкционированная свалка ТБО, расположенная в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. Вышеназванная свалка не относится к категории специализированных полигонов и не соответствует требованиям СанПиН 2.1.7.1038-01, согласно которым участок для устройства полигона должен отводиться в соответствии с утвержденным генеральным планом или проектом планировки и застройки населенного пункта, иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам, а также легкое ограждение или заменяющую его осушительную траншею глубиной более 2 м, или вал высотой не более 2 м, кроме того, по всей площади участка складирования ТБО предусматривается устройство котлована. Правилами определен порядок разделения полигона на две взаимосвязанных территориальных части: территорию под складирование ТБО и территорию под размещение хозяйственно-бытовых объектов, которые в свою очередь должны отвечать требованиям ранее указанных СанПиН 2.1.7.1038-01. В соответствии со ст. ст. 12, 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", а также п. 2 Гигиенических требований к устройству и содержанию полигонов твердых бытовых отходов СанПин 2.1.7.1038-01 вывоз отходов производства и потребления допускается только на специализированные полигоны твердых бытовых отходов, вывоз указанных отходов на несанкционированные свалки не допускается. Несанкционированные свалки подлежат ликвидации.
В соответствии с п. 18 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от твердых бытовых отходов и органы местного самоуправления обязаны регулярно проводить очистку территории от мусора с вывозом его на санкционированные полигоны. Размещение бытовых и производственных отходов на территориях, не отведенных для этих целей, т.е. на несанкционированных свалках, влечет возникновение инфекционных заболеваний, размножение паразитных животных и насекомых, являющихся разносчиками опасных болезней.
Прокурор считает, что ответчиками не предприняты эффективные меры по устранению и пресечению правонарушений, выявлению и наказанию нарушителей. Работа с населением и руководителями предприятий, направленная на формирование экологической культуры, уполномоченными лицами администраций в достаточной мере не проводится. Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии нарушений в области сбора, хранения и утилизации ТБО, несоблюдении норм и правил природопользования органами местного самоуправления. Бездействие ответчиков по ликвидации несанкционированного места складирования ТБО и прекращению эксплуатации незаконно организованной свалки ТБО, утилизации расположенных на ней отходов и рекультивации территории, могут привести к загрязнению окружающей среды и вредному воздействию отходов на здоровье жителей Присальского сельского поселения и жителей, прилегающих к нему территорий.
Решением Зимовниковского районного суда Ростовской области от 28 декабря 2012 года исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Глава администрации муниципального образования "Дубовский район" Ростовской области Колесниченко В.Ф. просит отменить решение суда в части удовлетворения исковых требований прокурора к администрации муниципального образования "Дубовский район" Ростовской области об обязании организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории муниципального образования "Присальское сельское поселение". Апеллянт полагает, что решение вынесено в нарушение норм процессуального и материального права, при недоказанности установленных судом обстоятельств.
В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает, что материалами дела исковые требования прокурора не подтверждены. Апеллянт, ссылаясь на имеющиеся в материалах дела постановления Главы администрации Присальского сельского поселения Дубовского района Ростовской области и приложений к ним, полагает, что со своей стороны ими представлены необходимые доказательства, свидетельствующие как об отсутствии нарушений прав неопределенного круга лиц по вопросу утилизации и переработки бытовых отходов, вывозимых с территории района, так и об активном проведении администрацией муниципального образования "Дубовский район" Ростовской области работ по организации утилизации и переработки бытовых отходов. Между тем, прокурор не представил доказательств фактического нарушения администрацией муниципального образования "Дубовский район" Ростовской области прав граждан, в защиту которых он обратился, инициируя подобный иск. Кроме того, апеллянт указывает и на процессуальные нарушения, допущенные судом, к числу которых относит отсутствие в мотивировочной части решения закона, которым руководствовался суд; немотивированное отклонение доводов и возражений лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации Дубовского района Ростовской области - [ФИО]11., представителя администрации муниципального образования "Присальское сельское поселение" и прокурора отдела Ростовской областной прокуратуры - [ФИО]12., проверив обжалуемое решение на предмет законности и обоснованности, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на земельном участке в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН расположена несанкционированная свалка отходов потребления и производства, что противоречит требованиям Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 16.07.1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Федерального закона от 24.07.2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
При этом, суд исходил из того, что администрацией МО "Присальское сельское поселение" в лице Главы - [ФИО]13 и представителем администрации муниципального образования "Дубовский район" Ростовской области по доверенности - [ФИО]14 признаны исковые требования прокурора (л.д. 60, 63). Суд первой инстанции принял признание иска.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований прокурора, предъявленных к ответчикам соглашается, исходя из нижеследующего.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, муниципальных образований.
В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований закреплены в п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" и ч. 2 ст. 13 ФЗ от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Пункт 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" устанавливает запрет размещения отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Создание объектов размещения отходов предусматривает наличие специального разрешения органов исполнительной власти с определением места строительства на основе специальных исследований при положительном заключении государственной экологической экспертизы с последующей регистрацией объекта в государственном реестре.
На основании абзацев 2, 7, 8 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вреда окружающей среде, в том числе как природному объекту, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, захламление земель.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
Как следует из материалов дела, свалка твердых бытовых отходов, расположенная на земельном участке в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН не относится к категории специализированных полигонов и не соответствует требованиям СанПин 2.1.7.1038-01.
Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 14, пункту 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, а решение вопросов организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относятся к полномочиям местного значения муниципального района.
Из приведенных положений следует, что публичные функции органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленными за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования.В соответствии со ст.ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 года N 16 утверждены Санитарные правила "СП 2.1.7.1038-01. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила", устанавливающие гигиенические требования к устройству, содержанию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов. Требования настоящих Правил являются обязательными для соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, деятельность которых связана с проектированием и эксплуатацией таких полигонов. Из пункта 2.1 Правил следует, что полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения.
В связи с чем, неисполнение Администрациями Присальского сельского поселения и муниципального образования "Дубовский район" Ростовской области требований природоохранного законодательства в области обращения с твердыми бытовыми отходами ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
В соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Однако, доказательств, подтверждающих организацию администрацией муниципального образования "Присальское сельское поселение" на своей территории сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, а администрацией муниципального образования "Дубовский район" Ростовской области утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, находящихся на территории несанкционированной свалки в ходе судебного разбирательства представлено не было. Более того, ответчики признали исковые требования прокурора, предъявленные к ним.
Ссылки в апелляционной жалобе на имеющиеся в материалах дела документы: договор на вывоз твердых бытовых отходов от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года, постановление Главы Присальского сельского поселения N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года "О внесении изменений в Постановление N 1 от 11.01.2011 года " ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА постановление Главы Присальского сельского поселения N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года "О внесении изменений в Постановление N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года "Об организации деятельности в области обращения с отходами и установление порядка сбора отходов на территории Присальского сельского поселения", постановление Главы Присальского сельского поселения N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года "Об организации деятельности в области обращения с отходами и установлении порядка сбора отходов на территории Присальского сельского поселения" и приложения к нему, а также решение собрания депутатов Присальского сельского поселения N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года "Об утверждении правил благоустройства территории Присальского сельского поселения", не свидетельствуют о выполнении администрацией муниципального образования "Дубовский район" Ростовской области работ по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, находящихся на территории несанкционированной свалки на территории Присальского сельского поселения. Кроме того, решение вопроса об утилизации и переработке бытовых отходов предполагает достижение конкретного результата, а именно отсутствие несанкционированной свалки, расположенной на территории х. Присальский.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия, полагает, что суд первой инстанции, установив, наличие вышеуказанной свалки, пришел к правильному выводу об обязании Администрации муниципального образования "Присальское сельское поселение" организовать на своей территории сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, а администрации муниципального образования "Дубовский район" Ростовской области организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории муниципального образования "Присальское сельское поселение".
Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В силу статьи 54 ГПК РФ представитель вправе совершать от имени представляемого все процессуальные действия; право представителя на признание иска должно быть специально оговорено в доверенности, выданной представляемым лицом.
В силу статьи 173 ГПК РФ признание иска ответчиком заносится в протокол судебного заседания и подписывается ответчиком. В случае, если признание иска выражено в адресованном суду заявлении в письменной форме, это заявление приобщается к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.
Согласно ч.3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с положениями абзаца 2 части 4 статьи 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Из материалов дела усматривается, что представитель Администрации муниципального образования "Дубовский район" Ростовской области - [ФИО]15., действующий на основании доверенности от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года, предусматривающей права признания иска, реализуя свое процессуальное право, признал иск, о чем свидетельствует его письменное заявление о признании иска, представленное им в судебное заседание. Признание иска [ФИО]16 подтверждается также и протоколом судебного заседания от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года, в котором зафиксировано признание иска данным лицом. При этом замечания на протокол судебного заседания Администрацией муниципального образования "Дубовский район" Ростовской области не подавались.
Признание иска является процессуальным правом ответчика, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда полагает, что требования статей 39 и 173 ГПК РФ судом первой инстанции не нарушены, а доводы представителя Администрации муниципального образования "Дубовский район" Ростовской области, изложенные в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции о том, что Морковский Н.А., не признал исковые требования являются несостоятельными.
Кроме того, судебная коллегия исходит из того, что возложение на администрацию муниципального образования "Дубовский район" Ростовской области обязанности по организации утилизации и переработки бытовых отходов, вывозимых с территории муниципального образования "Присальское сельское поселение" ее прав на нарушает и соответствует требованиям пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым решение вопросов организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относятся к полномочиям местного значения муниципального района.
Ссылки в жалобе на отсутствие в мотивировочной части решения закона, которым руководствовался суд и немотивированное отклонение возражений лиц, участвующих в деле, не могут быть приняты во внимание судебной коллегии и отклоняются как несостоятельные.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зимовниковского районного суда Ростовской области от 28.12.2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Дубовский район" Ростовской области, без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.