Судебная коллегия по гражданским делам
Ростовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Порутчикова И.В.
судей Шикуля Е.В., Чайка Е.В.,
при секретаре Магакьян Е.М.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Порутчикова И.В. дело по апелляционной жалобе ... на решение Новочеркасского городского суда Ростовской области от 05.10.2012,
УСТАНОВИЛА:
Заместитель начальника ФКУ ИК -14 ГУ ФСИН РФ по РО обратился в суд с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований) об установлении административного надзора в отношении освобождаемого из мест лишения свободы ... с установлением запрета выезда за установленные судом пределы территории; явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, указав на то, что ... осужден по ч. 2 ст. 260 УК РФ к ... лишения свободы, преступление совершено при опасном рецидиве преступлений, за время отбывания наказания характеризуется отрицательно, освобождается 21.11.2012.
Решением Новочеркасского городского суда Ростовской области от 05.10.2012 заявление заместителя начальника ФКУ ИК -14 ГУ ФСИН РФ по РО удовлетворено, ... назначен административный надзор сроком на 6 лет до 21.11.2018.
В апелляционной жалобе ... ставит вопрос об отмене решения суда от 05.10.2012, указывая на то, что судебный акт противоречит требованиям действующего законодательства, поскольку ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" принят позже вынесения в отношении апеллятора приговора суда, ухудшает его положение, т.к. свидетельствует о продолжении в отношении него вида наказания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная оснований для отмены решения суда не находит.
В силу ч. 1 ст. 261.5 ГПК РФ заявление об установлении административного надзора подается исправительным учреждением или органом внутренних дел, о продлении административного надзора и о дополнении ранее установленных административных ограничений - органом внутренних дел, о досрочном прекращении и частичной отмене административных ограничений - органом внутренних дел или лицом, в отношении которого установлен административный надзор, либо его представителем.
Согласно ч. 1 ст. 261.8 ГПК РФ суд, рассмотрев заявление по делу об административном надзоре, принимает решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений (ч. 2 ст. 261.8 ГПК РФ).
В решении суда об установлении или о продлении административного надзора указывается срок административного надзора (ч. 3 ст. 261.8 ГПК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ФЗ от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
В отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если:
1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;
2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность (часть 3 статьи 3 ФЗ от 06.04.2011 N 64-ФЗ).
При этом в силу ч. 2 ст. 3 ФЗ от 06.04.2011 N 64-ФЗ в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 года N 64-ФЗ.
В соответствии с ч.1 ст. 4 Закона в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Как следует из ч. 2 указанной статьи установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 ФЗ от 06.04.2011N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 года N 64-ФЗ, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Как следует из материалов дела приговором мирового судьи судебного участка N Миллеровского районного Ростовской области от 29.04.2010, ... признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. "а, г" ч. 2 ст. 260 УК РФ, назначено наказание в виде лишения свободы на ... В соответствии с ч. 3, 5 ст. 69 УК РФ, путем частичного сложения наказаний по настоящему приговору с наказанием, назначенным по приговору от 22.10.2009 по ч. 1 ст. 111 УК РФ с применением ст. 79 ч. 7, ст. 70 УК РФ окончательно назначено наказание на срок ... с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В качестве отягчающего наказание обстоятельства судом при вынесении приговора от 22.10.2009, в том числе при осуждении за совершение тяжкого преступления, установлено и учтено наличие в действиях ... опасного рецидива преступлений.
В соответствии со ст. 15 п. 4 Уголовного кодекса РФ, преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 111 УК РФ, за совершение которого осужден ... относится к категории тяжких.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ... является лицом, подпадающим под ч. 2 ст. 3 ФЗ от 06.04.2011 N 64-ФЗ.
В силу п. "г" ч. 3 ст. 86 УК РФ в отношении лиц, осужденных за тяжкие преступления, судимость погашается по истечении шести лет после отбытия наказания.
При таком положении, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правомерно установил в отношении ... административный надзор с применением соответствующих административных ограничений.
Довод апеллятора о том, ФЗ от 06.04.2011 N 64-ФЗ ухудшает его положение, т.к. свидетельствует о продолжении в отношении него вида наказания, отклоняется судебной коллегией как несостоятельный, основанный на неправильном понимании и толковании норм действующего законодательства.
Согласно ст. 1 ФЗ от 06.04.2011 N 64-ФЗ административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Административное ограничение - временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, меры административного надзора не являются мерами уголовного наказания.
Согласно ст. 2 ФЗ от 06.04.2011 N 64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы выводов суда первой инстанции не опровергают, основаны на неверном толковании закона.
Оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новочеркасского суда Ростовской области от 05.10.2012г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ... - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.