Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Монмарь Д.В.
судей Шинкиной М.В., Тхагапсовой Е.А.
с участием прокурора Ведуновой И.В.
при секретаре Усачевой Л.П.
заслушав в судебном заседании по докладу судьи Шинкиной М.В.
дело по апелляционной жалобе Администрации Белокалитвинского района Ростовской области на решение Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 24 декабря 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Белокалитвинский городской прокурор в интересах Крамсковой Г.В. обратился в суд с иском к Администрации Белокалитвинского района Ростовской области о предоставлении Крамсковой Г.В. жилого помещения по договору социального найма, в пределах норм, установленных действующим законодательством вне очереди, к Правительству Ростовской области об обязании выделить денежные средства для приобретения жилого помещения Крамсковой Г.В., третьи лица: Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области.
В обоснование своих требований указал, что Крамскова Г.В., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, является сиротой. Постановлением Главы Администрации г.Белая Калитва и района от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Крамскова Г.В. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на квартирный учет детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, составом семьи 2 человека, однако до настоящего времени жильем не обеспечена.
В судебном заседании Крамскова Г.В. и прокурор настаивали на заявленных требованиях, и просили их удовлетворить в полном объеме.
Представитель Правительства Ростовской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствии их представителя, в письменном отзыве указали, что оснований для удовлетворения иска к Правительству Ростовской области нет.
Представитель Администрации Белокалитвинского района исковых требований не признал.
Решением Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 24 декабря 2012 года суд обязал Администрацию Белокалитвинского района предоставить Крамсковой Г.В. жилое помещение по договору социального найма в пределах норм, установленных действующим законодательством вне очереди за счет средств субъекта РФ, Ростовской области, в остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Администрация Белокалитвинского района просит решение отменить.
Апеллянт указывает, что предоставление субвенций местным бюджетам на социальные выплаты производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год. При этом органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий обязаны осуществлять их в пределах выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов.
По мнению апеллянта, право на обеспечение Крамсковой Г.В. жилым помещением в настоящее время не нарушено. В частности заявитель обращает внимание судебной коллегии на то, что Крамскова Г.В. включена в общеобластной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получателей жилья за счет средств областного бюджета. Администрация Белокалитвинского района просила учесть то обстоятельство, что обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в установленном законом порядке, в соответствии с датой постановки на квартирный учет, по мере предоставления местному бюджету субвенций из областного бюджета.
Ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 155.3 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Пунктом 1 статьи 8 ФЗ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как установлено судом, Крамскова Г.В., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, является сиротой. Постановлением Главы Администрации г.Белая Калитва и района от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Крамскова Г.В. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на квартирный учет детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, составом семьи 2 человека, однако до настоящего времени жильем не обеспечена. Включена в общеобластной список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в трехлетний период с 2013 по 2015 годы.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции обоснованно руководствовался статьей 40 Конституции РФ, частями 1, 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, статьей 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьей 1 Областного закона от 22.06.06 г. N 499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями РО по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", и правильно исходил из того, что Крамскова Г.В., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящая на учете нуждающихся в жилом помещении, имеет право на предоставление жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающим санитарным и техническим требованиям.
Данный вывод суда основан на оценке всех доказательств, представленных сторонами спора, и сделан при правильном применении закона, регулирующего спорные правоотношения.
Суд первой инстанции правильно указал, что в соответствии со ст. 1 Областного закона от 22.06.06 N 499-ЗС, именно исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области (далее - органы местного самоуправления) переданы на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в организациях, в которые они помещались под надзор.
Следовательно, именно на ответчика законом возложены государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жильем названной категории граждан.
Кроме того, в соответствии со ст. 9.3 Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой попечительством приложение N1 к Постановлению Администрации области от 18.09.2006 года N 384 администрации муниципальных районов и городских округов: обеспечивают целевое использование средств федерального бюджета и (или) областного бюджета, выделенных на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, принятие жилых помещений в муниципальную собственность и предоставление их по договорам социального найма гражданам указанной категории.
Полномочия по обеспечению жильем детей-сирот считаются исполненными с момента заключения договора социального найма с ребенком-сиротой.
Следовательно, суд обоснованно обязал Администрацию Белокалитвинского района Ростовской области предоставить Крамсковой Г.В. жилое помещение, которым она должна быть обеспечена в порядке, предусмотренном Положением о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой попечительством.
Отказывая в требованиях прокурора об обязании Правительства Ростовской области выделить денежные средства для приобретения жилого помещения Крамсковой Г.В., суд обоснованно исходил из анализа норм Закона РО от 22.10.2005г. N 380-ЗС "О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области" указав, что обязание Правительства Ростовской области выделить денежные средства администрации Белокалитвинского района Ростовской области для приобретения жилого помещения Крамсковой Г.В. будет направлено на вмешательство суда в регулирование межбюджетных отношений в Ростовской области.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно были определены обстоятельства имеющие значение для дела, указаны нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения. Однако допущено ряд нарушений в применении норм материального права, которые подлежат исправлению судебной коллегией.
Судебная коллегия полагает необоснованной ссылку суда на то, что право Крамсковой Г.В. быть обеспеченной жилой площадью по договору социального найма может возникнуть только после выделения из областного бюджета субвенций органу местного самоуправления на приобретение для неё жилья.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Из положений абзаца 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года, следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Исходя из содержания указанных выше положений предоставления вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставилось законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий. Приведенные нормы закона не содержат указания и на срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
Кроме того, в соответствии со статьей 72 (пунктами "к" и "ж" части первой) и статьей 76 (части вторая и пятая) Конституции РФ вопросы социальной защиты и жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В связи с этим условия и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, установленные федеральным жилищным законодательством и иными федеральными нормативными правовыми актами, содержащими нормы жилищного права, не могут быть ограничены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, ссылка суда первой инстанции на то, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма по мере поступления финансирования из областного бюджета, не может исключать действия норм федерального законодательства и не может служить основанием ограничения условий реализации прав указанной категории граждан на внеочередное получение жилых помещений по договору социального найма.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что со стороны Администрации Белокалитвинского района отсутствует факт нарушения прав ребенка-сироты, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании закона, прямо возлагающим на орган местного самоуправления обязанность по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Довод апелляционной жалобы о том, что предоставление социальных выплат на приобретение жилья осуществляется в пределах и за счет средств областного бюджета, выделяемых в виде субвенций, является не состоятельным, поскольку, как уже указывалось ранее, обязанность администрации по предоставлению Крамсковой Г.В. социальной выплаты на приобретение жилого помещения не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия выделяемых денежных средств, свободного жилого фонда и других обстоятельств.
Доводы апелляционной жалобы, не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
С учетом указанных нарушений решение суда в указанной части подлежит изменению в связи с неправильным толкованием норм материального права по основаниям ч.3 ст. 330 ГПК РФ.
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 24 декабря 2012г. в части удовлетворенных требований изменить, изложив резолютивную часть: обязать администрацию Белокалитвинского района Ростовской области предоставить Крамсковой Галине Викторовне вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления.
В остальной части решение Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 24 декабря 2012г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Белокалитвинского района Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.