Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего судьи Нестеровой Е.А.,
судей Варламовой Н.В., Жиляевой О.И.,
при секретаре Торпуджиян А.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Нестеровой Е.А. гражданское дело по иску Шатилина Ю.М. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Ростова-на-Дону о признании незаконным отказа в перерасчете трудовой пенсии,
по апелляционной жалобе Шатилина Ю.М. на решение Советского районного суда г. Ростова-на-Дону от 15.01.2013 г.,
УСТАНОВИЛА:
Шатилин Ю.М. обратился в Советский районный суд г. Ростова-на-Дону с настоящим иском, указав, что решением комиссии Государственного учреждения Управления (отдела социального страхования) Пенсионного фонда в ГУ УПФ в Советском районе г. Ростова-на-Дону ему была назначена досрочная трудовая пенсия по старости с 09.03.2012г. в размере ... рублей.
Истец не согласен с расчетом начисленной ему досрочной трудовой пенсии произведенным ответчиком. По мнению истца, он имеет право получать пенсию с повышенным коэффициентом в размере 1,6 а не 1,4 как применил ответчик, поскольку именно такой повышающий коэффициент был применен к заработной плате в том районе, где он работал.
20.09.2012г. ответчиком в пересчете пенсии с учетом районного коэффициента 1.6 и в зачете в страховой стаж периода работы с 12.01.2000г. по 31.05.2000г. истцу было отказано, так как за вышеуказанный период работы не подтверждена уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Вопрос о включении в общий стаж в льготном исчислении службы в органах внутренних дел МДВ СССР в период с 23.06.1978г. по 24.06 1981 г и в период с 14.09.1987 года по 17.04.1989 год был оставлен без удовлетворения. Данный период включен в календарном исчислении.
Истец, полагая отказ УПФ РФ в Советском районе в перерасчете трудовой пенсии незаконным, просил суд признать незаконным Протокол заседания Комиссии Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда в ГУ УПФ РФ в Советском районе г. Ростова-на-Дону N 183386-588 от 20.09.2012г.; обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда в РФ в Советском районе г. Ростова-на-Дону засчитать в страховой стаж период работы с 12.01.2000г. по 31.05.2000г. в должности ... ООО "И", в общий стаж службу в органах внутренних дел МДВ СССР в период с 23.06.1978г. по 24.06.1981г. и в период с 14.09.1987г. по 17.04.1989г. на льготных условиях; обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда в РФ в Советском районе г. Ростова-на-Дону произвести перерасчет досрочной трудовой пенсии, применяя районный коэффициент 1,6 с момента обращения с учетом справки о заработной плате за период с 01.01.1990г. по 31.12.1994г.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал и просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика - Чекалов А.Ю., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал и просил отказать в их удовлетворении.
Решением Советского районного суда г. Ростова-на-Дону от 15.01.2013 г. исковые требования Шаталина Ю.М. удовлетворены частично.
На ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Ростова н/Д возложена обязанность включить в страховой стаж период работы с 12.01.2000 года по 31.05.2000 года в должности ... ООО "И", произвести перерасчет пенсии. В остальной части иска - отказано.
Истец не согласился с указанным решением суда и обжаловал его в апелляционном порядке.
Апеллянт ставит вопрос об отмене постановленного по делу решения, как постановленного при неправильном применении норм материального права.
По мнению истца, суд неправомерно применил в отношении него постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 04.09.64 г. N 380/П-18. Повторяя доводы, изложенные в обоснование исковых требований. Апеллянт говорит о том, что суд не дал им должной оценке, кроме того, не все доводы были отражены в протоколе судебного заседания.
В обоснование своих доводов апеллянт ссылается на практику Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ.
Кроме того, в апелляционной жалобе указано, что суд в резолютивной части решения не указал конкретно дату исполнения ответчиком части решения районного суда и не учел, что данный перерасчет должен быть произведен с момента обращения в пенсионный орган, т.е. с 09 марта 2012г.
Пенсионным органом, постановленное по делу решение не обжалуется.
В заседании суда апелляционной инстанции истец доводы жалобы поддержал и просил удовлетворить.
Представитель ГУ УПФ РФ в Советском районе г. Ростова-на-Дону по доверенности от 10.01.2012г. - Чекалов А.И., в заседании суда апелляционной инстанции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая решение суда законным.
Ознакомившись с материалами дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверяя законность оспариваемого судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения, вынесенного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями законодательства.
Постановляя судебное решение, суд первой инстанции руководствовался нормами Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" N 173-ФЗ от 17.12.2001 г., учитывал Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 30 от 11.12.2012 года, Постановление Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 года N 9-П., Постановление Совета Министров РСФСР N 76 от 04.02.1991 года, Постановление Министерства труда и социального развития РФ N 22 от 22.04.2003 года, информационное письмо Департамента по вопросам пенсионного обеспечения министерства труда и социального развития РФ от 09.06.2003 года, департамента доходов населения и уровня жизни Министерства труда и социального развития РФ от 19.05.2003 года и пенсионного фонда РФ от 09.06.2003 года, Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 04.09.64 г. N 380/П-18.
При этом суд, разрешая требования истца о включении в льготном исчислении в его страховой стаж периодов работы в органах МВД СССР в период с 23.06.1978г. по 24.06.1981г. и в период с 14.09.1987г. по 17.04.1989г. на льготных условиях, исходил из того, что истцу назначена пенсия в соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 28 Закона N 173-ФЗ, а не по основаниям Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Суд не усмотрел оснований для удовлетворения указанных требований.
Рассматривая требования истца в части включения в страховой стаж периода работы с 12.01.2000 года по 31.05.2000 года в должности ... ООО "И", суд пришел к выводу, что данный период должен быть включен в страховой стаж, поскольку отсутствие сведений в лицевом счете истца об уплате за этот период взносов в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" не является виной истца.
Требования истца в части обязания ответчика произвести перерасчет пенсии с применением повышающего коэффициента 1,6 вместо примененного ответчиком 1,4, оставлены судом без удовлетворения, на том основании, что Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 04.09.64 г. N 380/П-18 установлен централизованный районный коэффициент к заработной плате работников непроизводственных отраслей ряда Сахалинской области. Поскольку Правительством РФ до настоящего времени не принято постановление, отменяющее Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 04.09.64 г. N 380/П-18, суд исходил из того, что до настоящего времени действует последнее, устанавливающее коэффициент 1,4.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Порядок применения коэффициентов при определении пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, до 1 января 2002 года устанавливался Законом РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990 года и Законом РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993 года, а с 1 января 2002 года установлен Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года и Законом РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993 года.
В соответствии со статьей 112 Закона РФ от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" минимальные и максимальные размеры трудовых и социальных пенсий определяются для граждан, проживающих в районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих, с применением соответствующего коэффициента на весь период их проживания в указанных местностях. При этом, если установлены разные коэффициенты, применяется коэффициент, действующий в данном районе для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Согласно статье 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при оценке пенсионных прав застрахованных лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в зависимости от размера районных коэффициентов. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, действующий в данном районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Не может быть принят во внимание довод заявителя апелляционной жалобы о том, что в его случае, применим повышенный районный коэффициент в размере 1,6 установленный в г. Южно-Сахалинске, Решением исполкома Сахалинской области Совета народных депутатов от 24.04.1991г. N 130 в соответствии с Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 31.03.1960 г. N 470/9 на основании Постановления ЦК КПСС и Совмина СССР от 15.02.1960 г. N 175.
На территории Сахалинской области действуют районные коэффициенты для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленные в централизованном порядке постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 4 сентября 1964 года N 380/П-18, в размере 1,4.
Более того, источником финансирования дополнительных расходов в связи с применением повышенных районных коэффициентов на основании указанного постановления являлись средства местных бюджетов, а также собственные средства предприятий, объединений и организаций.
Повышенный районный коэффициент в размере 1,6, установленный в г. Южно-Сахалинске, Решением исполкома Сахалинской области Совета народных депутатов от 24.04.1991г. N 130, в целях пенсионного обеспечения применяться не может, поскольку не был установлен в централизованном порядке органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти Российской Федерации.
На основании статьи 10 Закона РФ от 19 февраля 1993 года "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", районный коэффициент к заработной плате и порядок его выплаты устанавливаются законодательным органом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается единый для всех производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент к заработной плате.
До настоящего времени федерального закона, устанавливающего единый районный коэффициент и порядок его выплаты, не принято, вследствие чего продолжает действовать постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 4 сентября 1964 года "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственного обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных в районам Крайнего Севера", которым был установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 1,4, в том числе и в Сахалинской области, который и подлежит применению в целях пенсионного обеспечения.
Что касается доводов жалобы относительно льготного исчисления периода службы истца в органах МВД РФ, судебная коллегия находит их несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, Истцу назначена пенсия в соответствии с нормами Закона N 173-ФЗ (п.п.6 п.1 ст. 28), а предлагаемый им льготный порядок исчисления периода службы в органах МВД РФ, установлен для исчисления пенсии по выслуге лет, в соответствии с положениями Федерального закона "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" от 12.02.1993г. N 4468-1.
Поскольку период службы истца в органах внутренних дел, засчитан пенсионным органом в его страховой стаж в календарном исчислении, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, об отсутствии оснований для удовлетворения требований иска в указанной части, поскольку такой порядок подсчета стажа, для назначения трудовой пенсии, законом "О трудовых пенсиях" не предусмотрен.
Вывод суда первой инстанции в указанной части требований соответствует разъяснениям, данным в п.10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которым в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитывается, в том числе, период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Данный период засчитывается в страховой стаж в календарном порядке, то есть по фактической продолжительности, при условии, что им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), в течение которых лицо подлежало обязательному пенсионному страхованию.
Таким образом, судом верно установлены имеющие значение для дела обстоятельства, полно и всесторонне исследованы доказательства, правильно применены нормы материального и процессуального права.
Исследовав совокупность представленных доказательств, суд пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования Шатилина Ю.М., в обжалуемой части, не подлежат удовлетворению.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с ч. 6 ст. 330 ГПК РФ правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
Вследствие изложенного, судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы относительно того, что в резолютивной части, суд не указал период, с которого надлежит произвести перерасчет пенсии, с учетом, подлежащего зачету периода работы истца.
Судебная коллегия считает, что в случае возникновения вопросов, при исполнении судебного решения, стороны не лишены права обратиться в суд в порядке ст. 202 ГПК РФ, с заявлением о разъяснении решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Ростова-на-Дону от 15 января 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Шатилина Ю.М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.