Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего судьи СИДОРЕНКО О.В.,
судей АВИЛОВОЙ Е.О., ЖИЛЯЕВОЙ О.И.,
при секретаре Торпуджиян А.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Авиловой Е.О. дело по апелляционной жалобе Березкиной В.С. на решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 22.01.2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Березкина В.С. обратилась в суд с иском к военному комиссариату по Ростовской области об установлении факта гибели (смерти) военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, признании права на получение ежемесячной денежной компенсации, указав в обоснование иска, что ее супруг Березкин В.Е. во время Великой Отечественной войны проходил военную службу в составе действующей армии (417 стрелковый полк 156 стрелковой дивизии).
В июле 1942 г. она получила извещение о том, что ее супруг пропал без вести. На основании данного извещения ей была назначена пенсия по случаю потери кормильца.
С целью получения документов о гибели супруга истица направила запросы в Центральный архив Министерства Обороны РФ и в Архив военно-медицинских документов Военно-медицинского музея Министерства Обороны РФ. Согласно полученным ответам Центрального архива Министерства обороны РФ от 26.09.1995 г. N8/111091 и Архива военно-медицинского музея МО РФ от 09.02.2010 г. N7/0/0/1006 в архивах отсутствуют запрашиваемые истицей документы.
В сентябре 2012 г. отдел по Советскому и Железнодорожному районам военного комиссариата по РО уведомил истицу о том, что ей будет приостановлена выплата возмещения вреда здоровью, поскольку такая выплата не предусмотрена для членов семей военнослужащих, пропавших без вести, в том числе в период ведения боевых действий в соответствии с указанием заместителя Министра обороны РФ от 06.07.2012 г. N250/181/2/599.
На основании изложенного, истица просила суд установить факт гибели (смерти) военнослужащего Березкина В.Е., признать за ней право на получение ежемесячной денежной компенсации.
В судебном заседании представитель истца по доверенности поддержал исковые требования и просил суд иск удовлетворить.
В судебное заседание истица и представитель военного комиссариата по Ростовской области не явились, суд рассмотрел дело в отношении истицы и ответчика в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Решением Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 22 января 2013 года Березкиной В.С. отказано в удовлетворении исковых требований.
С постановленным решением суда не согласилась истица, в связи с чем обжаловала его в апелляционном порядке.
По мнению Березкиной В.С., факт гибели ее супруга при исполнении обязанностей военной службы подтвержден извещением Мечетинского райвоенкомата NДР-12178, согласно которому Березкин В.Е. пропал без вести в бою за Социалистическую Родину в июле 1942 г., и на основании которого ей была назначена пожизненная пенсия по случаю потери кормильца. Суд не дал надлежащей оценки данному обстоятельству, в связи с чем, пришел к неправомерному выводу об отсутствии правовых оснований для установления факта гибели Березкина В.Е. при исполнении обязанностей военной службы.
Ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны и их представителей, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что истец не входит в круг лиц, имеющих права на получение данных мер социальной поддержки, поскольку не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что супруг истца погиб при исполнении обязанностей военной службы.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, основанном на всесторонней оценке представленных в материалы дела доказательств.
Так, в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года N 142 ежемесячная денежная компенсация выплачивается членам семьи умершего (погибшего) инвалида, а также членам семьи военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы либо умерших вследствие военной травмы.
Согласно подпункту "б" пункта 4 указанных Правил для назначения ежемесячной денежной компенсации заявитель подает в уполномоченный орган по месту жительства заявление с приложением ряда документов, в том числе, документа, подтверждающего гибель (смерть) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, при исполнении им обязанностей военной службы.
Из материалов дела следует, что истец Березкина В.С. является супругой Березкина В.Е., который во время Великой Отечественной войны проходил военную службу в составе действующей армии.
В материалах дела имеется извещение Мечетинского районного военного комиссариата Рязанской области (л.д. 7), согласно которому Березкина В.С. извещается о том, что ее муж ст. лейтенант Березкин В.Е., пропал без вести в июле 1942 года. Сведений о смерти Березкина В.Е. не имеется.
Поскольку Федеральный закон от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ не предусматривает выплату денежной компенсации членам семьи военнослужащего, пропавшего без вести на фронте, юридическим фактом, с которым закон связывает право членов семьи погибшего военнослужащего на меры социальной поддержки, является гибель военнослужащего при исполнении им обязанностей военной службы, а указанных доказательств истицей не представлено, то суд первой инстанции пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия также считает необходимым указать на невозможность включения ветеранов Великой Отечественной войны в круг лиц, имеющих право на получение денежного довольствия и компенсаций, установленных Федеральным законом N 306-ФЗ. Данный вывод основан на анализе норм Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Указанный Федеральный закон от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ устанавливает денежное довольствие военнослужащих и отдельные выплаты военнослужащим с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы, то есть распространяется на военнослужащих, проходящих военную службу на момент его вступления в законную силу.
Ветеранам и участникам Великой Отечественной войны, а также членам их семей устанавливаются иные дополнительные социальные гарантии и компенсации, которые прямо предусмотрены действующим законодательством.
Федеральный закон от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ, предусматривающий дополнительные меры социальной поддержки, о назначении которых просит истица, не содержит норм, приравнивающих права членов семей лиц, пропавших без вести, к членам семей лиц, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы, и не подлежит расширительному толкованию относительно круга лиц, имеющих право на соответствующие меры социальной поддержки, в связи с чем правом на ежемесячную денежную компенсацию обладают лишь члены семей погибшего (умершего) при исполнении обязанностей военной службы военнослужащего.
Выводы суда первой инстанции соответствуют действующим нормам материального и процессуального права, основаны на представленных в материалы дела доказательствах, которым судом дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы истицы не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Руководствуясь ст.ст.327-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 22.01.2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Березкиной В.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.