Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе:
председательствующего судьи : Ткаченко Л.И.
судей : Фетинга Н.Н., Мартышенко С.Н.
при секретаре : Слизкове А.А.
заслушав в судебном заседании по докладу судьи Ткаченко Л.И. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации г. Ростова-на-Дону на решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 24 декабря 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г. Ростова-на-Дону обратился в суд в интересах Добролюбовой А.Е. к Администрации г. Ростова-на-Дону, ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА Департаменту координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону, третьи лица: Администрация Ленинского района г. Ростова-на-Дону, Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, Министерство территориального развития архитектуры и градостроительства Ростовской области, просил обязать Правительство Ростовской области выделить денежные средства для приобретения жилого помещения Добролюбовой А.Е., обязать Администрацию г. Ростова-на-Дону предоставить Добролюбовой А.Е. благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 33 кв.м. по договору социального найма.
В обоснование заявленных требований указал, что Добролюбова А.Е. относится к лицам из категории детей-сирот в соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Постановлением главы администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Добролюбова А.Е. принята на квартирный учет с включением в список внеочередного предоставления жилья, как сирота на основании п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. Родители Добролюбовой А.Е. собственного жилья не имели, жилье за несовершеннолетней согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", не закреплялось. С 26.12.2008 года и по настоящее время Добролюбова А.Е. состоит в общеобластном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и жилого помещения не имеет. По независящим от неё обстоятельствам Добролюбова А.Е. не обеспечена жилым помещением во внеочередном порядке, в связи с чем нарушены её конституционные права.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ уточнив исковые требования, истец просил обязать Администрацию г. Ростова-на-Дону предоставить Добролюбовой А.Е. благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 33 кв.м. по договору социального найма. В части требований к АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН о выделении денежных средств для приобретения жилого помещения судом принят письменный отказ.
Представитель ответчика Администрации г. Ростова-на-Дону а также представители третьих лицах, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону, Министерства общего и профессионального образования Ростовской области, Министерства территориального развития архитектуры и градостроительства Ростовской области, Администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону в судебное заседание не явились.
В отношении не явившихся лиц дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 24 декабря 2012 года суд обязал Администрацию г. Ростова-на-Дону предоставить Добролюбовой А.Е. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 33,0 кв.м.
С данным решением не согласилась Администрация г. Ростова-на-Дону. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных исковых требований прокурора отказать.
Апеллянт полагает, что Администрацией г. Ростова-на-Дону не нарушены права Добролюбовой А.Е., поскольку администрация действовала в рамках правового поля, определенного действующим законодательством, при этом указывает, что суду следовало при принятии решения руководствоваться не только ст. 57 ЖК РФ и ФЗ N 159 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", но и Областным законом от 22.06.2006 года N 499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также Постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 года N 539 "Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)", которым определен порядок осуществления этих полномочий, и, учитывая, что требования заявлены к двум ответчикам, исследовать вопрос, каким образом они должны быть восстановлены каждым из них.
Апеллянт обращает внимание на то, что обязанности органов местного самоуправления предоставить жилую площадь корреспондирует обязанности субъекта РФ компенсировать из областного бюджета расходы, возникающие при осуществлении им этой обязанности. Однако суд не исследовал данные обстоятельства и не дал им надлежащую оценку. Апеллянт ссылается на то, что органы местного самоуправления выполнили свою обязанность по постановке Добролюбовой А.Е. на квартирный учет с правом внеочередного получения жилья посредством направления учетного дела Добролюбовой А.Е. в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, ввиду чего полагает, что права истца в рамках ст. 3 и ст. 12 ГК РФ ответчиком Администрацией города не нарушались. Суд не установил и не указал, в чем выразилось нарушение прав истца ответчиком, и не дал надлежащей оценки данному обстоятельству.
Апеллянт указывает, что из областного бюджета выделены средства в сумме 16726,5 тысяч рублей, которые задействованы на строительство многоквартирного 10-ти этажного жилого дома по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, в целях последующего предоставления по договорам социального найма жилых помещений 22 семьям граждан, из числа детей-сирот, в том числе и Добролюбовой А.Е. планируется предоставить квартиру НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, общей площадью 36,39 кв.м. В настоящее время заключен муниципальный контракт на строительство этого дома от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН между Департаментом (заказчиком строительства) и Министерством строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области. Сдача дома в эксплуатацию намечена в 4-ом квартале 2013 года. Срок строительства определен в 9,5 месяцев.
По мнению апеллянта вынесенное судом решение не отвечает конституционно-правовому смыслу в действующей системе правового регулирования, а именно: не устанавливает разграничение взаимных обязанностей органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения, а органов исполнительной власти субъекта РФ по компенсации расходов за счет средств субъекта РФ, поэтому данное решение является не исполнимым. Кроме того, решение не конкретизирует, какая именно должна быть предоставлена квартира: однокомнатная или двухкомнатная.
Проверив в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, выслушав лиц, заключение прокурора Беседину Е.И., полагавшую оставить апелляционную жалобу Администрации г. Ростова-на-Дону без удовлетворения, Добролюбову А.Е., судебная коллегия приходит к следующему.
Принимая решение, суд руководствовался положениями ст.ст. 38, ч. 1,3 ст. 40 Конституции РФ, ст. 57 ЖК РФ, ст. 5, 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Областным законом от 22.06.2009 г. N499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Областным законом Ростовской области от 22.10.2004 г. N165-ЗС "О социальной поддержке детства в Ростовской области", Постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 г. N539 "Об обеспечении жилыми помещениями и расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством), исходил из того, что Добролюбова А.Е. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет в собственности жилья, пригодного для проживания, в силу закона имеет право на его внеочередное получение, но до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, и пришел к выводу об обоснованности требований прокурора о возложении на Администрацию города обязанности по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения.
При этом суд указал, что обеспечение Добролюбовой А.Е. жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия выделяемых денежных средств, свободного жилого фонда и других обстоятельств, а также от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди.
Выводы суда являются правильными, они соответствуют требованиям материального закона и подтверждены материалами дела.
Согласно п. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции от 29 июня 2012 года, действовавшей на момент принятия судом решения) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от наличия свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда, отсутствия финансовых средств.
Кроме того, по смыслу приведенной выше нормы материального закона, а также в силу абз. 2 и 3 п.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года (в ред. от 21.11.2011 г.) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", возникновение права на получение жилья, в частности, связано с окончанием
пребывания названных лиц в
любом образовательном учреждении, независимо от факта их прохождения обучения в другом образовательном учреждении, и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы. Право получения жилого помещения вне очереди возникло еще в 2007 году, до настоящего времени органами исполнительной власти вне очереди и не ниже установленных социальных норм ей не предоставлено. Что, несомненно свидетельствует о нарушении прав и законных интересов Добролюбовой А.Е.
Доводы жалобы о том, что Администрацией г. Ростова-на-Дону не нарушены права Добролюбовой А.Е., так как действия ее строго регламентированы действующим законодательством, как федеральным, так и законодательством субъекта РФ - Ростовской области, которым закреплен механизм реализации Федерального закона, что обязанности органов местного самоуправления предоставить жилую площадь корреспондируется обязанность субъекта РФ компенсировать из областного бюджета расходы, возникающие при осуществлении им этой обязанности., что отраслевому (функциональному) органу Администрации - Департаменту координации строительства и перспективного развития города Ростова-на-Дону переданы полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей из числа сирот и по перечислению на его счет Министерством строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области субвенций в целях обеспечения жилыми помещениями сирот, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
В соответствии с ч. 3 ст. 57 ЖК РФ, гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в том числе имеющих право на внеочередное получение жилья) жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Согласно п.п. 1.1, 1.3, 1.4, 2.2. Положения о Департаменте строительства и перспективного развития города Ростова-на-Дону, являющегося приложением N 4 к решению Ростовской-на-Дону городской Думы "Об утверждении положений об отраслевых (функциональных) органах Администрации города Ростова-на-Дону", Департамент координации строительства и перспективного развития города Ростова-на-Дону является отраслевым органом Администрации города Ростова-на-Дону, осуществляющим функции по реализации полномочий, относящихся к компетенции Администрации города Ростова-на-Дону. Учредителем Департамента выступает Администрация города Ростова-на-Дону.
Таким образом, лицом, которое в силу действующего законодательства должно предоставить Добролюбовой А.Е. вне очереди жилое помещение по договору социального найма является орган местного самоуправления - Администрация г. Ростова-на-Дону.
Утверждения апеллянта о том, что судом при разрешении данного дела проигнорированы нормативные акты субъектов Российской Федерации, а именно: Областной закон N 499-ЗС и Постановление Правительства Ростовской области N 539 не состоятельны.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования отразил в мотивировочной части решения, что в соответствии с Областным законом от 22.06.2009 N 499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Администрации города переданы государственные полномочия, а порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 Областного закона Ростовской области от 22.06.2006 N 499-ЗС, установлен постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 N 539 "Об обеспечении жилыми помещениями и расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)". Проанализировав содержание указанных нормативных актов, суд пришел к правильному выводу, что обязанность по предоставлению жилого помещения Добролюбовой А.Е. должна быть возложена на муниципальное образование за счет средств, выделенных из бюджета области, в соответствии с Областным законом от 22.06.2006 N 499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Кроме того, в соответствии со ст. 72 (п. "к"и "ж" ч. 1), и ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ вопросы социальной защиты и жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В связи с этим условия и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, установленные федеральным жилищным законодательством и иными федеральными нормативными правовыми актами, содержащими нормы жилищного права, не могут быть ограничены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, ссылка апеллянта на то, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма в государственном жилищном фонде осуществляется за счет субвенций субъекта, не может служить основанием в ограничении реализации прав указанной категории граждан на внеочередное получение жилых помещений по договору социального найма.
Посчитав требования Прокурора Ленинского района обоснованными, суд пришел к правильному выводу о необходимости возложения на Администрацию города обязанности предоставления по договору социального найма благоустроенного жилого помещения в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения.
Согласно ч. 1 ст. 6 Областного закона Ростовской области от 07.10.2005 года N 363 "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области, минимальный размер жилой площади жилого помещения, исходя из которого органом местного самоуправления определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, составляет от 25 до 33 квадратных метров общей площади жилого помещения для одиноко проживающих граждан.
По мнению судебной коллегии, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил правильное по существу решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Выводы суда, связанные с оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, подробно мотивированы. Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку доводов и выводов суда, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 24 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Ростова-на-Дону - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.