Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе: председательствующего судьи Хомич С.В.,
судей Монмаря Д.В., Лукьянова Д.В.,
с участием прокурора Бородаенко А.С.,
при секретаре Владимировой И.Н.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лукьянова Д.В. дело по апелляционной жалобе Правительства Ростовской области на решение Ремонтненского районного суда Ростовской области от 15 января 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ремонтненского района Ростовской области в интересах Заикиной (Дубовой) [ФИО]1 обратился в суд с иском к Правительству Ростовской области, администрации Ремонтненского района Ростовской области об обязании выделить денежные средства и предоставить благоустроенное жилое помещение.
В обоснование иска прокурор
указал, что Заикина О.П., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, относится к лицам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку решением ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА мать Заикиной О.П. - [ФИО]2, лишена родительских прав, а ее отец - [ФИО]3 с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА находился в местах лишения свободы и умер ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. Заикина О.П. в соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" подлежала обеспечению жилым помещением. Родители Заикиной О.П. собственного жилья не имели, иное жилье за нею в установленном законом порядке не закреплялось. С 16 июня 2011 года Заикина О.П. состоит в общеобластном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако по независящим от нее обстоятельствам органами исполнительной власти не обеспечена жилым помещением во внеочередном порядке.
На основании изложенного прокурор просил обязать администрацию Ремонтненского района Ростовской области предоставить Заикиной О.П. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди; обязать Правительство Ростовской области выделить денежные средства для приобретения жилого помещения Заикиной О.П.
Решением Ремонтненского районного суда Ростовской области от 15 января 2013 года исковые требования удовлетворены. На администрацию Ремонтненского района Ростовской области возложена обязанность предоставить Заикиной О.П. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди. На Правительство Ростовской области возложена обязанность по выделению денежных средств для приобретения этого жилого помещения.
Не согласившись с решением суда, Правительство Ростовской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит вынесенное решение изменить в части удовлетворения требований к Правительству Ростовской области, принять по делу новое решение, которым обязать администрацию Ремонтненского района предоставить Заикиной О.П. жилое помещение специализированного жилищного фонда, отказав в остальной части исковых требований.
В обоснование доводов жалобы апеллянт указал, что является ненадлежащим ответчиком по данному спору, поскольку согласно действующему законодательству обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот возложена на органы местного самоуправления по месту жительства детей, то есть в данном случае - на администрацию Ремонтненского района Ростовской области, в связи с чем, вынесенное решение неисполнимо.
Апеллянт утверждает о неправильном применении судом норм материального права и полагает, что является ненадлежащим ответчиком по делу. Настаивает, что спорные правоотношения регулируются Федеральным законом N15-ФЗ от 29.02.2012 года. Поскольку Заикина О.П. до вступления в законную силу данного Федерального закона не обеспечена жильем, она имеет право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда.
В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура Ремонтненского района Ростовской области опровергает доводы апеллянта, просит оставить их без удовлетворения, а решение суда - без изменения, как законное и обоснованное.
В заседание судебной коллегии стороны не явились, о месте, времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом и заблаговременно, не сообщили причины неявки и не ходатайствовали об отложении слушания дела; судебная коллегия признала возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанных лиц в соответствии с требованиями п. 3 ст. 167, п. 1 ст. 327 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение прокурора, просившего решение суда первой инстанции отменить и вынести новое решение, которым обязать администрацию Ремонтненского района Ростовской области предоставить истцу жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Дубовая (Заикина) О.П. родилась ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. Согласно свидетельству о рождении истца ее родителями являлись: [ФИО]3, который с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА находился в местах лишения свободы, умер в ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА году, и [ФИО]2, лишенная родительских прав на основании вступившего в законную силу решения ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.
Постановлением администрации Ремонтненского района Ростовской области N 275 от 16 июня 2011 года Заикина О.П. признана лицом, оставшимся без попечения родителей, и в соответствии с положениями Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей в указанный период) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", поставлена в 2011 году в льготную очередь по Ремонтненскому району на получение квартиры в качестве лица, подлежащего обеспечению жилым помещением за счет средств областного бюджета.
Согласно имеющимся в деле доказательствам жилья на территории Республики Калмыкия и в Ростовской области Заикина О.П. не имеет.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что Заикина О.П. состоит в общеобластном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 16 июня 2012 года, согласно которому подлежит обеспечению жилым помещением в 2012 году. На момент рассмотрения дела истец жилым помещением не обеспечена, а включена в общеобластной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в трехлетний период с 2013 года по 2015 год.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости восстановления нарушенных прав истца и принял обжалуемое решение, которым обязал администрацию Ремонтненского района Ростовской области предоставить истцу благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди; обязал Правительство Ростовской области выделить денежные средства для приобретения истцу жилого помещения.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции согласиться не может по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Вопросы, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Абзацем вторым п. 1 ст. 8 указанного Закона, в редакции действовавшей до 1 января 2013 года, было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
П. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, (действовавшего также до 1 января 2013 года), предусматривалось, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы.
Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" принята новая редакция статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, новая редакция указанной нормы, введенная в действие с 1 января 2013 года, предполагает обеспечение указанной категории лиц жильем по договорам найма специализированного жилого помещения.
Положения п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ c 1 января 2013 года утратили силу.
В силу статьи 148 ГПК РФ судья определяет закон, которым следует руководствоваться при разрешении дела.
Вместе с тем, суд первой инстанции при принятии решения ошибочно руководствовался положениями п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции, действовавшей на момент возникновения у Заикиной О.П. права на внеочередное предоставление жилья.
Поскольку введенный Федеральным законом N 15-ФЗ новый порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется на лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не реализовали право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года независимо от их возраста (пункт 2 статьи 4 Федерального закона N 15-ФЗ), при вынесении обжалованного решения подлежала применению новая редакция ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ независимо от времени поступления иска и момента возникновения спорных правоотношений.
Вступившая с 1 января 2013 года в законную силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
К законодательству Российской Федерации относится в данном случае статья 8 Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ (в редакции ФЗ от 29.02.2012г. N15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которой жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Поскольку государство приняло на себя обязательство в отношении указанной категории лиц, установленные Федеральным законом обязательства не исполнило, имеет место нарушение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку их право на получение жилья не реализовано. Нахождение в списках нуждающихся, выделение субвенций на приобретение жилья, заключение муниципальным образованием договора на строительство жилья для указанной категории лиц, с последующим предоставлением жилья после ввода объекта в эксплуатацию, нельзя расценивать как отсутствие нарушения прав указанной категории лиц, поскольку их право на обеспечение жилыми помещениями, как на момент достижения возраста 18 лет, так и на момент обращения в суд, не реализовано, жилье не получено.
На территории Ростовской области вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) регулируется Областным законом Ростовской области от 22.06.2006 N 499-ЗС (ред. от 03.12.2012) "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В силу статьи 1 указанного Закона исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 настоящего Областного закона, устанавливается областным законом и нормативным правовым актом Правительства Ростовской области (ст. 2 указанного Закона).
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд обоснованно пришел к выводу о возложении на администрацию Ремонтненского района Ростовской области обязанности по восстановлению нарушенных прав истца по получению жилого помещения.
Вместе с тем, указание в резолютивной части на обязание Правительства Ростовской области выделить денежные средства для приобретения жилого помещения для гражданина направлено на вмешательство суда в регулирование межбюджетных отношений в Ростовской области, которые осуществляются на основании Областного закона от 22.10.2005 N 380-ЗС "О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области".
Порядок и сроки расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством) установлены Постановлением Правительства РО от 25.06.2012 N 539 "Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)" (вместе с Положениями).
Поскольку действующий порядок финансового обеспечения переданных государственных полномочий Ростовской области нормативно установлен, то решение суда не должно его подменять.
С учетом изложенного, поскольку суд первой инстанции при разрешении спора допустил нарушение норм материального права, не применил к спорным правоотношениям закон, подлежащий применению, обжалуемое решение по основаниям ч. 2 ст. 330 ГПК РФ подлежит отмене с принятием нового решения о частичном удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ремонтненского районного суда Ростовской области от 15 января 2013 года отменить. Принять новое решение, которым обязать администрацию Ремонтненского района Ростовской области предоставить Заикиной [ФИО]1, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее нормы предоставления. В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.