Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе:
председательствующего судьи: Ткаченко Л.И.
судей: Мельник Н.И., Фетинга Н.Н.
с участием прокурора: Бороденко А.С.
при секретаре: Слизкове А.А.
заслушав в судебном заседании по докладу судьи Ткаченко Л.И. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации г. Ростова-на-Дону на решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 22 ноября 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону в интересах Юшко О.Н. обратился с иском к Администрации г. Ростова-на-Дону, Правительству Ростовской области, третьи лица: Администрация Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону, Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, Министерство образования Ростовской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения.
В обоснование требований указал, что Юшко О.А., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г.р. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Главы администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Юшко О.А. принята на квартирный учет с включением в список внеочередного предоставления жилья как сирота на основании п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Юшко О.А. исполнилось 18 лет, в 2010 году, она окончила федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА. В нарушение требований законодательства до настоящего времени Юшко О.А. не обеспечена жилым помещением во внеочередном порядке, чем нарушены её конституционные права.
В судебном заседании истец и Юшко О.А. поддержали исковые требования, просили удовлетворить.
Представитель Администрации г. Ростова-на-Дону Потокина М.В. в судебном заседании не оспаривала право Юшко О.А. на получение жилого помещения во внеочередном порядке, однако пояснила, что Правительством Ростовской области до настоящего времени денежные средства для этого не выделены.
Представители Правительства Ростовской области, третьих лиц в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в их отношении в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 22 ноября 2012 года заявленные требования удовлетворены, суд обязал Администрацию г. Ростова-на-Дону за счет средств субвенций бюджета Ростовской области, выделяемых и предусмотренных на эти цели Правительством Ростовской области, предоставить Юшко О.А. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее требованиям, в соответствии в нормами предоставления площади жилого помещения.
В апелляционной жалобе Администрация г. Ростова-на-Дону просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
Апеллянт указывает, что поскольку денежные средства на реализацию государственных полномочий по обеспечению данной категории граждан жилыми помещениями, не были органом местного самоуправления до настоящего времени получены из областного бюджета, осуществление обязательств предусмотренных п. 9 Положения, а именно, предоставить Юшко О.А. жилое помещение, соответствующее социальной норме, либо направить средства на строительство или приобретение другого жилого помещения для дальнейшего предоставления истцу по договору социального найма, не возможно без получения таковых, следовательно, орган местного самоуправления не нарушил право Юшко О.А.
Проверив в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, выслушав заключение прокурора, полагавшей решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу -без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему.
Принимая решение, суд руководствовался положениями ст. 40 Конституции РФ, ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Областным законом от 16.06.2006 г. N499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Областным законом Ростовской области от 22.10.2004 г. N165-ЗС "О социальной поддержке детства в Ростовской области", и посчитал, что, поскольку Юшко О.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет в собственности жилья, пригодного для проживания, ввиду чего имеет право на его внеочередное получение, но до настоящего времени им не была обеспечена, то требования прокурора о возложении на Администрацию города обязанности по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения являются правомерными.
При этом суд указал, что обеспечение Юшко О.А. жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия выделяемых денежных средств, свободного жилого фонда и других обстоятельств, а также от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди и возложил обязанность по предоставлению жилого помещения на администрацию г. Ростова-на-Дону в соответствии с Областным законом от 22.06.2009 г. N 499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Выводы суда являются правильными, они соответствуют требованиям материального закона и подтверждены материалами дела.
Согласно п. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции от 29 июня 2012 года, действовавшей на момент принятия судом решения) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их
пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от наличия свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда, отсутствия финансовых средств.
Доводы жалобы о том, что Администрация г. Ростова-на-Дону не может осуществить свои полномочия по предоставлению Юшко О.А. положенного ей жилого помещении, поскольку не выделены на эти цели денежные средства из областного бюджета, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
В соответствии с ч. 3 ст. 57 ЖК РФ, гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в том числе имеющих право на внеочередное получение жилья) жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, обоснованно исходил из того, что в соответствии с Областным законом от 22.06.2009 N 499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Администрации города переданы государственные полномочия, а порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 Областного закона Ростовской области от 22.06.2006 N 499-ЗС, установлен постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 N 539 "Об обеспечении жилыми помещениями и расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)".
Проанализировав содержание указанных нормативных актов, суд пришел к правильному выводу, что обязанность по предоставлению жилого помещения Юшко О.А. должна быть возложена на муниципальное образование за счет средств, выделенных из бюджета области, а именно в соответствии с Областным законом от 22.06.2006 N 499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Кроме того, в соответствии со ст. 72 (п. "к"и "ж" ч. 1), и ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ вопросы социальной защиты и жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В связи с этим условия и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, установленные федеральным жилищным законодательством и иными федеральными нормативными правовыми актами, содержащими нормы жилищного права, не могут быть ограничены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, ссылка апеллянта на то, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма в государственном жилищном фонде осуществляется за счет субвенций субъекта, не может служить основанием ограничения условий реализации прав указанной категории граждан на внеочередное получение жилых помещений по договору социального найма.
По мнению судебной коллегии, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил правильное по существу решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Выводы суда, связанные с оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, подробно мотивированы. Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку доводов и выводов суда, оснований для которой, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 22 ноября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации г. Ростова-на-Дону - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.