Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Славгородской Е.Н.,
судей: Криволапова Ю.Л., Тахирова Э.Ю.,
с участием прокурора: Бородаенко А.С.,
при секретаре: Чубарян Е.А.,
заслушав в судебном заседании по докладу судьи Криволапова Ю.Л. гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Зерноградского района и по апелляционной жалобе Администрации Зерноградского района, на решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 11 января 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Зерноградского района Ростовской области в интересах Сергиенко В.В. обратился в суд с иском, в котором просил: обязать администрацию Зерноградского района предоставить Сергиенко В.В. благоустроенное жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим нормам, не требующее капитального и косметического ремонта по договору социального найма вне очереди; обязать Правительство Ростовской области выделить денежные средства, обходимые для приобретения Сергиенко В.В. такого жилого помещения.
В обосновании своих требований указал, что проведенной Прокуратурой Зерноградского района проверкой установлено, что постановлением Главы администрации Кагальницкого района от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН была определена ОГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом N1 г. Пролетарска Ростовской области, где находилась на полном государственном обеспечении. Сергиенко В.В. в 2010г. окончила пребывание в Государственном бюджетном образовательном учреждении начального профессионального образования Ростовской области сельскохозяйственном профессиональном лицее N92.
Постановлением администрации Зерноградского городского поселения от 17 июня 2010г. N671 Сергиенко В.В. поставлена на квартирный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, как относящаяся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем.
Ссылаясь на то, что согласно областному списку Сергиенко В.В. подлежала обеспечению жильем в 2012г., однако жилым помещением ввиду отсутствия бюджетного финансирования до настоящего времени не обеспечена, что нарушает права истицы. в котором просил:
Решением Зерноградского районного суда Ростовской области от 11 января 2013 г. суд удовлетворил исковые требования частично.
Суд обязал Администрацию Зерноградского района Ростовской области предоставить Сергиенко В.В. вне очереди жилое помещение по договору социального найма на состав семьи из двух человек площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям по льготной категории "дети-сироты".
Судом в остальной части заявленных требований отказано.
Администрация Зерноградского района в апелляционной жалобе просит решение суда изменить в части отказа в иске к Правительству Ростовской области, и обязать его выделить денежные средства Администрации Зерноградского района, необходимые для приобретения Сергиенко В.В. жилого помещения. Решение в этой части считает незаконным, необоснованным, а также неисполнимым без соответствующего финансирования.
Также с постановленным решением суда не согласился прокурор Зерноградского района, который в апелляционном представлении просит отменить решение суда в части отказа в иске к Правительству Ростовской области и принять новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Управлением образования Администрации Зерноградского района Ростовской области на апелляционную жалобу Администрации Зерноградского района представлен отзыв, в котором просят удовлетворить ее требования.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
В то же время суд апелляционной инстанции на основании абзаца второго части 2 статьи 327.1 ГПК РФ вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме, выйдя за пределы требований, изложенных в апелляционных жалобе, представлении, и не связывая себя доводами жалобы, представления.
Согласно пункту 24 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 13 от 19.06.2012 г. "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" под интересами законности с учетом положений статьи 2 ГПК РФ следует понимать необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских, трудовых (служебных) и иных правоотношений, а также в целях защиты семьи, материнства, отцовства, детства; социальной защиты; обеспечения права на жилище; охраны здоровья; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; защиты права на образование и других прав и свобод человека и гражданина; в целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц и публичных интересов и в иных случаях необходимости охранения правопорядка.
Интересам законности не отвечает, в частности, применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права с нарушением правил действия законов во времени, пространстве и по кругу лиц.
В данном случае судебная коллегия приходит к выводу о необходимости проверки судебного решения в полном объеме в интересах детей с целью обеспечения соблюдения их жилищных и социальных прав.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционного представления, проверив законность принятого решения в полном объеме, выслушав Сергиенко В.В., прокурора, судебная коллегия находит, что имеются основания для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Этим требованиям данное решение суда не соответствует.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением Главы администрации Кагальницкого района от 16 июля 1998г. N366 учреждена опека над Сергиенко В.В., в виду того, что мать несовершеннолетней не занималась воспитанием и содержанием ребенка. На основании постановления Главы Кагальницкого района Сергиенко В.В. была определена ОГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом N1 г. Пролетарска Ростовской области, где находилась на полном государственном обеспечении в период с 12 ноября 2002г. по 31 августа 2004г.
Сергиенко В.В. в 2010г. окончила Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Ростовской области сельскохозяйственном профессиональном лицее N92.
Постановлением администрации Зерноградского городского поселения от 17 июня 2010г. N671 Сергиенко В.В. поставлена на квартирный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, как относящаяся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем.
В соответствии с общеобластным списком из указанной категории лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, Сергиенко В.В. подлежала обеспечению жильем в 2012г.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из тех обстоятельств, что Сергиенко В.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленных ст. 57 ч.2 п.2 ЖК РФ, Федеральным законом N 159-ФЗ от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также Областным законом Ростовской области от 22.06.2006 года N 499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Установив, что обязанность, возложенная на органы местного самоуправления по своевременному предоставлению истице жилого помещения на правах социального найма не исполнена, суд восстановил это право путем возложения обязанности на Администрацию Зерноградского района.
Также суд первой инстанции пришел к выводу о том, что не подлежат удовлетворению исковые требования прокурора Зерноградского района в части обязания Правительства Ростовской области выделить денежные средства, необходимые для приобретения Сергиенко жилого помещения.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции в согласиться не может, поскольку суд допустил нарушение при применении норм материального права.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Вопросы, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным Законом от 21 декабря 1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Абзацем вторым пункта 1 статьи 8 указанного Закона, в редакции действовавшей до 01 января 2013года, было предусмотрено право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, на обеспечение их органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, (действовавшего также до 01 января 2013г.), предусматривалось право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы
Федеральным законом от 29 февраля 2012г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" была принята новая редакция статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, новая редакция указанной нормы по сравнению с ранее действовавшей говорит об обеспечении указанной категории лиц жильем по договорам найма на специализированное жилое помещение, а не по договорам социального найма, как это предусматривалось ранее.
Положения пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, признаны утратившими силу с 01 января 2013г. Федеральный закон от 29.02.2012 N 15-ФЗ.
В силу статьи 148 ГПК РФ, судья определяет закон, которым следует руководствоваться при разрешении дела.
Вместе с тем, суд первой инстанции руководствовался положениями п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ действовавшей на момент возникновения у Сергиенко В.В. права на внеочередное предоставление жилья, не действующими к моменту рассмотрения дела.
Учитывая, что введенный ФЗ N 15-ФЗ новый порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется на лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не реализовали свои права на обеспечение жилыми помещениями до 01 января 2013г. независимо от их возраста (пункт 2 статьи 4 Федерального закона N 15-ФЗ), т.е. закону придана обратная сила, то при вынесении судебного решения судом должна быть применена редакция ст.8 ФЗ N 15-ФЗ независимо от времени поступления иска.
Вступившая в законную силу норма части 1 статьи 109.1 ЖК РФ, предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ (в редакции ФЗ от 29.02.2012г. N15-ФЗ) жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Поскольку государство приняло на себя обязательство в отношении указанной категории лиц, и установленные Федеральным законом обязательства не исполнило, имеет место нарушение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку их право на получение жилья не реализовано. Нахождение в списках нуждающихся, выделение субвенций на приобретение жилья, заключение муниципальным образованием договора на строительство жилья для указанной категории лиц, с последующем предоставлением жилья после ввода объекта в эксплуатацию, нельзя расценивать как отсутствие нарушения прав указанной категории лиц, поскольку их право на обеспечение жилыми помещениями, как на момент достижения возраста 18 лет, так и на момент обращения в суд, не реализовано, жильё не получено.
На территории Ростовской области вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) регулируется Областным законом Ростовской области от 22.06.2006 N 499-ЗС (ред. от 03.12.2012) "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В силу статьи 1 указанного Закона "Исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 настоящего Областного закона, устанавливается областным законом и нормативным правовым актом Правительства Ростовской области (ст. 2 указанного Закона).
Регулирование межбюджетных отношений в Ростовской области осуществляется в соответствии с Областным законом от 22.10.2005г. N380-ЗС "О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области".
При этом судебная коллегия считает несостоятельными доводы жалобы и представления, поскольку при изменении законодательства правового значения они не имеют, и не могут повлиять на разрешение спора.
С учетом изложенного, поскольку суд первой инстанции при разрешении спора допустил нарушение норм материального права, применив закон, не подлежащий применению и не применив надлежащий закон, обжалуемое решение нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, это решение, по основаниям п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ подлежит отмене.
Таким образом, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда первой инстанции и вынести новое решение с учетом требований ст. 196 ГПК РФ.
Поскольку истица имеет право на обеспечение ее жилым помещением в указанном выше порядке, что не оспаривается сторонами, для восстановления ее жилищных и социальных прав имеются основания для возложения на Администрацию Зерноградского района Ростовской области обязанности по предоставлению Сергиенко В.В. жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления.
Оснований для удовлетворения иска прокурора Зерноградского района к Правительству Ростовской области в данном случае не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 11 января 2013 года отменить и принять новое решение.
Обязать Администрацию Зерноградского района Ростовской области предоставить Сергиенко Валентине Викторовне 08.10.1987 года рождения жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления.
В удовлетворении иска прокурора Зерноградского района к Правительству Ростовской области отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.