Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Хомич С.В.
судей: Яковлевой Э.Р., Лукьянова Д.В.
с участием прокурора Самохиной Е.В.
при секретаре: Владимировой И.Н.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Яковлевой Э.Р. дело по апелляционной жалобе Правительства Ростовской области на решение Зимовниковского районного суда Ростовской области от 26 декабря 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Зимовниковского района Ростовской области в интересах Мозговой Е.И. обратился в суд с иском к администрации Зимовниковского района Ростовской области, Правительству Ростовской области об обязании предоставить благоустроенное жилье.
В обоснование иска указал, что Мозговая Е.И., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА рождения, относится к лицам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители умерли, в связи с чем постановлением Главы муниципального образования "Зимовниковский район" от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН над несовершеннолетней Мозговой Е.И. учреждена опека. В связи с достижением совершеннолетия опека прекращена. В ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Мозговая Е.И. окончила общеобразовательное учреждение и подлежала обеспечению жилым помещением в соответствии со ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Родители Мозговой Е.И. собственного жилья не имели, иное жилье за нею в установленном законом порядке не закреплялось. Администрацией Зимовниковского района Ростовской области направлены соответствующие документы квартирного учета на рассмотрение межведомственной комиссии для принятия решения по вопросу финансирования приобретения жилой площади сироте Мозговой Е.И., однако до настоящего времени она жилым помещением во внеочередном порядке не обеспечена. На основании изложенного с учетом уточненных исковых требований прокурор просил обязать Правительство Ростовской области и администрацию Зимовниковского района Ростовской области обеспечить Мозговую Е.И. благоустроенным жилым помещением площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающим санитарным и техническим требованиям вне очереди.
Решением Зимовниковского районного суда Ростовской области от 26 декабря 2012 года исковые требования удовлетворены. На администрацию Зимовниковского района Ростовской области и Правительство Ростовской области возложена обязанность обеспечить вне очереди Мозговую Е.И. благоустроенным жилым помещением, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающим санитарным и техническим требованиям.
Не согласившись с решением суда, Правительство Ростовской области в лице представителя Холодовой Г.Н. обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение изменить в части удовлетворения требований к Правительству Ростовской области, принять по делу новое решение, которым обязать администрацию Зимовниковского района Ростовской области обеспечить Мозговую Е.И. благоустроенным жилым помещением, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающим санитарным и техническим требованиям, отказав в остальной части исковых требований.
В обоснование доводов жалобы апеллянт указал, что является ненадлежащим ответчиком по данному спору, поскольку согласно действующему законодательству обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот возложена на органы местного самоуправления по месту жительства детей, то есть в данном случае - на администрацию Зимовниковского района Ростовской области, в связи с чем, вынесенное решение неисполнимо.
Апеллянт настаивает, что на Мозговую Е.И. распространялся порядок, нормативно установленный постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 года N 539 "Об обеспечении жилыми помещениями и расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)". Поскольку в отношении Мозговой Е.И. осуществляются все необходимые меры по обеспечению жильем в соответствии с установленным порядком, она включена в общеобластной список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем в 2013-2015 годы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора, который просил решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, постановлением Главы муниципального образования "Зимовниковский район" от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА над несовершеннолетней Мозговой Е.И., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА рождения, учреждена опека, поскольку ее родители умерли. В связи с достижением совершеннолетия опека прекращена. В ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Мозговая Е.И. окончила общеобразовательное учреждение.
Постановлением администрации Зимовниковского района Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Мозговая Е.И. признана лицом, оставшимся без попечения родителей, и в соответствии с положениями Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей в указанный период) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", поставлена в 2011 году в льготную очередь по Зимовниковскому району на получение квартиры в качестве лица, подлежащего обеспечению жилым помещением за счет средств областного бюджета.
Согласно имеющимся в деле доказательствам жилья на территории Ростовской области Мозговая Е.И. не имеет.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что на момент рассмотрения дела Мозговая Е.И. жилым помещением не обеспечена, она включена в общеобластной список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением в период с 2013 года по 2015 года, порядковый номер в списке - НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости восстановления нарушенных прав истца.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции о необходимости восстановления нарушенных прав и законных интересов истца, судебная коллегия отмечает следующее.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Вопросы, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Абзацем вторым п. 1 ст. 8 указанного Закона, в редакции действовавшей до 1 января 2013 года, на момент вынесения решения, было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
П. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, (действовавшего также до 1 января 2013 года), предусматривалось, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы.
Поскольку государство приняло на себя обязательство в отношении указанной категории лиц, установленные Федеральным законом обязательства не исполнило, имеет место нарушение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку их право на получение жилья не реализовано. Нахождение в списках нуждающихся, выделение субвенций на приобретение жилья, заключение муниципальным образованием договора на строительство жилья для указанной категории лиц, с последующим предоставлением жилья после ввода объекта в эксплуатацию, нельзя расценивать как отсутствие нарушения прав указанной категории лиц, поскольку их право на обеспечение жилыми помещениями, как на момент достижения возраста 18 лет, так и на момент обращения в суд, не реализовано, жилье не получено.
На территории Ростовской области вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) регулируется Областным законом Ростовской области от 22.06.2006 N 499-ЗС (ред. от 03.12.2012) "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В силу статьи 1 указанного Закона исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 настоящего Областного закона, устанавливается областным законом и нормативным правовым актом Правительства Ростовской области (ст. 2 указанного Закона).
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд обоснованно пришел к выводу о возложении на администрацию Зимовниковского района Ростовской области обязанности по восстановлению нарушенных прав истца по получению жилого помещения.
Вместе с тем, указание в резолютивной части обжалуемого решения об обязании Правительства Ростовской области обеспечить Мозговую Е.И. жилым помещением противоречит приведенным выше нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
С учетом изложенного, поскольку суд первой инстанции при разрешении требований, заявленных к Правительству РФ, допустил нарушение норм материального права, обжалуемое решение в этой части по основаниям ч. 2 ст. 330 ГПК РФ подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований, заявленных к Правительству Ростовской области.
Руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зимовниковского районного суда Ростовской области от 26 декабря 2012 года в части удовлетворения исковых требований, заявленных к Правительству Ростовской области, отменить.
В отмененной части вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Зимовниковского района Ростовской области в интересах Мозговой Е.И. к Правительству Ростовской области об обязании предоставить благоустроенное жилье, отказать.
В остальной части решение Зимовниковского районного суда Ростовской области оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.