Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Худяковой И.Н.,
судей: Малиновского В.В., Власовой А.С.,
с участием прокурора Бесединой Е.И.,
при секретаре Обориной С.П.,
заслушав в открытом судебном заседании гражданское дело по докладу судьи Малиновского В.В. по апелляционной жалобе Администрации Красносулинского района на решение Красносулинского районного суда Ростовской области от 11 февраля 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Красносулинский городской прокурор Ростовской области обратился в суд с иском к Администрации Красносулинского района в интересах Чигаревой Е.С. об обязании обеспечить истицу жилым помещением.
В обоснование иска сообщил, что при проведении прокурорской проверки установлено, что Чигарева Е.С., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, являлась претендентом на 2012 год на приобретение льготного жилья за счет средств федерального и (или) областного бюджета, так как она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Чигарева Е.С. осталась в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей и имеет право на дополнительные гарантии по социальной защите, в том числе и на жилое помещение, гарантированное ей действующим законодательством. Постановлением главы администрации Красносулинского городского поселения от 27.05,2010 г. N 241 Чигарева Е.С. принята на учет в качестве нуждающейся в представлении жилого помещения. В силу положения Областного закона Ростовской области от 22.06.23006 N 499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 8 до 23 лет, детей находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, переданы муниципальным районам и городским округам. В связи с чем, Чигарева Е.С. подлежит обеспечению жильем администрацией Красносулинского района Ростовской области.
Представитель Администрации Красносулинского района Долгова М.Б. иск не признала.
Решением Красносулинского районного суда Ростовской области от 11 февраля 2013 года иск Красносулинского городского прокурора Ростовской области в интересах Чигаревой Е.С. к Администрации Красносулинского района был удовлетворен.
Администрация Красносулинского района Ростовской области была обязана предоставить Чигаревой Е.С. вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления.
Свое решение суд мотивировал положениями п. 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, действовавшими на момент возникновения спорных правоотношений, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; абзаца второго пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, согласно которым дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм; пунктов "к" и "ж" части первой ст. 72, части второй и пятой статьи 76 Конституции Российской Федерации, согласно которым вопросы социальной защиты и жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Из анализа указанных положений закона суд первой инстанции сделал вывод о том, что предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не ставилось законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий; что положения перечисленных норм не содержали указаний на срок предоставления данной категории граждан жилых помещений по договору социального найма, что предполагало возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения, из чего сделал вывод о необходимости удовлетворения иска Красносулинского городского прокурора об обязании администрации Красносулинского района предоставить Чигаревой Е.С. вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления.
С таким решением не согласилась Администрация Красносулинского района и обратилась в суд с апелляционной жалобой. Считает решение суда незаконным, необоснованным, подлежащим отмене по тем основаниям, что Чигарева Е.С. уже включена в общеобластной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в трехлетний период с 2013 года по 2015 год, который согласован с Министерством строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области и утвержден Министерством общего и профессионального образования Ростовской области.
Собственных денежных средств в бюджете Красносулинского района на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа не имеется.
Суд, вынося оспариваемое решение, не учел установленный Правительством Ростовской области порядок обеспечения жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Апеллянт просил решение Красносулинского районного суда от 11 февраля 2013 года отменить.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, выслушав представителя Администрации Красносулинского района Ростовской области Долгову М.Б., прокурора Беседину Е.И., исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение Красносулинского районного суда Ростовской области от 11.02.2013 года подлежит отмене; по делу должно быть принято новое решение, которым Администрация Красносулинского района Ростовской области должна быть обязана предоставить благоустроенное жилое помещение Чигаревой Е.С. из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в порядке, предусмотренным действующим законодательством, за счет средств бюджета Ростовской области по следующим основаниям.
Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся вез попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются таким лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; по заявлению в письменной форме жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (ч. 7 ст. 8)
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (ч. 8 ст.8 Закона).
В соответствии со ст. 99 Жилищного кодекса РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Согласно ч. 2 ст. 4 ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 1 января 2013года).
В судебном заседании установлено, что Чигарева Е.С., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения является сиротой. Постановлением Главы Администрации г. Красный Сулин и Красносулинского района Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 12.10.1998 г. над несовершеннолетней Чигаревой Е.С. была установлена опека и ее опекуном была назначена [ФИО]11 Согласно адресной справке ОУФМС России по Ростовской области в г. Красный Сулин от 25.05.2012 г. Чигарева Е.С. зарегистрирована и проживает по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. Чигарева Е.С. не имеет собственного дома и приватизированной квартиры. Постановлением главы Администрации Красносулинского городского поселения N 241 от 27.05.2010 г. Чигарева Е.С. поставлена на учет в качестве нуждающейся в представлении жилого помещения. Чигаревой Е.С. как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена во внеочередном порядке жилым помещением ввиду отсутствия соответствующего финансирования из бюджета Ростовской области на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Договор социального найма с нею не заключался.
Областным законом Ростовской области от 22.06.2006 N 499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органам местного самоуправления переданы на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями лиц названной категории (статья 1).
Согласно ст. 5 указанного Закона финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Порядок расчета субвенций на финансовое обеспечение исполнения органами местного самоуправления государственных полномочий определяется областным законом, регулирующим межбюджетные отношения органов государственной власти Ростовской области и органов местного самоуправления. Общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам для финансового обеспечения государственных полномочий, и их распределение по каждому муниципальному образованию устанавливаются областным законом об областном бюджете.
Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 Областного закона Ростовской области от 22.06,2006 N 499-ЗС, установлен постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 N 539 "Об обеспечении жилыми помещениями и расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)". Согласно пунктам 3 и 4 указанного Постановления контроль за своевременной постановкой детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством), на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и обоснованностью включения кандидатов в общеобластные и сводный списки на обеспечение жилыми помещениями в очередном финансовом году возложен на министерство общего и профессионального образования Ростовской области; контроль за расходованием средств федерального бюджета и (или) областного бюджета в рамках утвержденного областной межведомственной комиссией по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан сводного списка и сбор отчетных документов, подтверждающих обеспечение жилыми помещениями граждан указанной категории, возложен на министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области.
Так как Чигарева Е.С. относится к категории лиц из числа детей-сирот, она имеет право на внеочередное обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилищного фонда независимо от даты принятия ее на учет и наличия других лиц, поставленных на учет ранее ее.
В связи с тем, что до 1 января 2013года, то есть до вступления в законную силу ФЗ "О внесении изменений в отдельные законоадтельные акты Российской Федерации и в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилое помещение Чигаревой Е.С. не предоставлено, на нее распространяется действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Поскольку в силу статей 5 и 8 Федерального закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, жилое помещение должно быть предоставлено Чигаревой Е.С. Администрацией Красносулинского района Ростовской области за счет средств областного бюджета, выделенных на эти цели.
Довод апеллянта о том, что Администрация Красносулинского района не является ненадлежащим ответчиком, поскольку обеспечение жильем детей-сирот производится за счет средств областного бюджета, и в случае принятия судом решения о возложении на орган местного самоуправления обязанности предоставить жилье такое решение будет неисполнимо без соответствующего финансирования, а также, что в бюджете Красносулинского района на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа отсутствуют средства, несостоятелен, поскольку действующее законодательство обязанность по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан возлагает на органы местного самоуправления.
Руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красносуилинского районного суда Ростовской области от 11 февраля 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым обязать Администрацию Красносулинского района Ростовской области предоставить Чигаревой Е.С. жилое помещение специализированного жилого фонда общей площадью не менее нормы предоставления.
Председательствующий
судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.