Судебная коллегия по гражданским делам
Ростовского областного суда в составе
председательствующего судьи Порутчикова И.В.,
судей Чайка Е.А., Москаленко Ю.М.,
при секретаре Магакьян Е.М.,
заслушав в судебном заседании по докладу судьи Чайка Е.А. дело по апелляционной жалобе Немкова И.Ю., Михайлюка Е.В., Улько Ю.В. на решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 13 февраля 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Октябрьского района г. Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Серёгину А.В., Пазикову С.П., Славничу В.Г., Сечко М.Е., Немкову И.Ю., Михайлюку Е.В., Пархомюку А.А., Долгову И.В., Проковскому Л.К., Нестерову Е.А., Лазареву А.Г., Гориной Е.Г., Улько Ю.В., Шаврину В.М., Новикову С.И., Файзулину А.Г., товариществу собственников жилья "Дон" об обязании демонтировать парковочные барьеры.
В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой Октябрьского района г. Ростова-на-Дону проведена проверка соблюдения земельного законодательства при эксплуатации земельного участка по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в связи с рассмотрением обращения инвалида 2 группы К.
Многоквартирный жилой дом по вышеуказанному адресу с прилегающими к нему коммуникациями, земельным участком находятся в собственности Министерства обороны Российской Федерации и в оперативном управлении ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений". Однако в настоящее время в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 06.10.2011 г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН документы по ним направлены в муниципальное образование "г. Ростов-на-Дону" для передачи в муниципальную собственность.
Ответчики самовольно без разрешительных документов на прилегающей к дому территории установили парковочные барьеры для стоянки автомобилей.
В связи с этим председатель ТСЖ "Дон" указанного жилого дома Б. административной инспекцией Ростовской области был привлечён к административной ответственности.
Ответчикам данные земельные участки в собственность не предоставлялись и используются ими незаконно, так как у них отсутствуют правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности либо аренду, а также документы, разрешающие установку механических блокираторов. Кроме того, самовольная парковка создает препятствия доступу, в случае необходимости, специального автотранспорта, а именно: машинам "скорой помощи", автотранспорту МЧС, автотранспорту инвалидов.
На основании изложенного прокурор просил суд обязать ответчиков демонтировать незаконно установленные парковочные барьеры для стоянки автомобилей и освободить земельный участок по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
Суд постановил решение, которым исковые требования удовлетворил частично, обязал ответчиков - физических лиц демонтировать парковочные барьеры для стоянки автомобилей по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН и освободить земельный участок.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказал.
Принимая решение, суд руководствовался ст. 262 Гражданского кодекса РФ, Федеральным законом от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и исходил из того, что мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населённых пунктов, осуществляются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Парковки (парковочные места) в границах населённых пунктов создаются и используются в порядке, установленном Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Установка ответчиками парковочных барьеров на придомовой территории многоквартирного жилого дома по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН привела к созданию препятствий для свободного нахождения и перемещения граждан и транспортных средств по территории общего пользования. Ответчиками нарушен установленный законом порядок ограничения, прекращения движения транспортных средств.
Судом установлено, что ответчиками разрешительная документация на размещение на земельном участке ограждений в виде парковочных барьеров не оформлена, законные основания для пользования земельным участком у них отсутствуют, т.к. предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков, но передача спорного земельного участка в общую долевую собственность не оформлена, участок не сформирован, его границы не установлены, кадастровый номер не присвоен.
С учетом изложенного суд пришёл к выводу о нарушении ответчиками норм жилищного и санитарно-эпидемиологического законодательства, в связи с чем парковочные барьеры для стоянки автомобилей по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН подлежат демонтажу. При этом, возлагая обязанность по демонтажу данных парковочных барьеров на ответчиков, суд исходил из того, что данные барьеры установлены ответчиками - жильцами дома самостоятельно и лично, поэтому в удовлетворении требований прокурора об обязании ТСЖ "Дон" демонтировать парковочные барьеры суд посчитал необходимым отказать.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения со ссылками на то, что участок находится в собственности Министерства обороны РФ, и потому органы местного самоуправления не имеют полномочий на предоставление участка в общую долевую собственность собственникам помещений многоквартирного дома.
Апеллянты считают, что судом не учтены положения пункта 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", из которого следует, что право собственников помещений многоквартирного дома владеть и пользоваться земельным участком не может быть ограничено даже в случае отсутствия зарегистрированного на него права общей долевой собственности.
По мнению заявителей жалобы, суд необоснованно применил закон "О безопасности дорожного движения", который регулирует безопасность дорожного движения на дорогах, и не применяется к регулированию отношений, связанных с обеспечением подъезда к многоквартирному дому, тогда как запрета на пользование придомовой территорией собственниками такого дома действующее законодательство не содержит.
Заявители считают, что факт невозможности проезда и подъезда к дому не доказан, а демонтаж парковочных барьеров не повлечёт прекращение осуществления стоянки автомобилей на придомовой территории. Утверждения истца о нарушении ответчиками законов не подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами, принадлежность парковочных барьеров ответчикам не установлена, а отказ в иске к ТСЖ "Дон" противоречит данным о привлечении председателя ТСЖ к административной ответственности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав Немкову Ю.И., представляющую интересы Улько Ю.В., Немкова И.Ю., Михайлюка Е.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, прокурора отдела прокуратуры Ростовской области Корниенко Г.Ф., полагавшую, что требования прокурора в отношении ТСЖ "Дон" являются обоснованными и подлежат удовлетворению, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Основанием для обращения прокурора с настоящим иском послужило незаконное использование прилегающей территории многоквартирного дома, а предметом исковых требований является демонтаж парковочных барьеров.
Из материалов дела следует, что земельный участок под многоквартирным домом по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН не сформирован и не поставлен на кадастровый учёт.
В пункте 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указано на то, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.
Пунктом 4 пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно части 2 статьи 36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Таким образом, земельный участок, на котором размещены парковочные барьеры, является общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, что сторонами по делу не оспаривается.
В соответствии с частями 1, 1.1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Обязанность содержать многоквартирные дома в надлежащем состоянии предусматривается Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491.
Пунктом 10 указанных Правил установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом.
В соответствии с пунктом 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в частности,
осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;
содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
По Правилам противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. N 390, запрещается использовать противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений, для разведения костров и сжигания отходов и тары (пункт 74).
Руководитель организации обеспечивает исправное содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам.
Запрещается использовать для стоянки автомобилей (частных автомобилей и автомобилей организаций) разворотные и специальные площадки, предназначенные для установки пожарно-спасательной техники (пункт 75).
Суждения суда первой инстанции о том, что установка парковочных барьеров на придомовой территории многоквартирного жилого дома по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН привела к созданию препятствий для свободного нахождения и перемещения граждан и транспортных средств по территории общего пользования, являются правомерными. Кроме того, размещение указанных барьеров не соответствует требованиям пожарной безопасности.
Вместе с тем вывод суда о том, что обязанность по демонтажу данных парковочных барьеров должна быть возложена на собственников помещений в многоквартирном доме, закону не соответствует.
В силу абзаца 3 статьи 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Исходя из указанной нормы, требование о демонтаже парковочных барьеров может быть заявлено к ответчику, являющемуся субъектом спорных правоотношений.
Согласно части 2.2 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Следовательно, ответственным за содержание общего имущества в многоквартирном доме по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН является товарищество собственников жилья "Дон". Осуществляя специализированную деятельность по содержанию общего имущества, ТСЖ "Дон" является лицом, ответственным за состояние дома и прилегающей территории, и обязано соблюдать требования законодательства Российской Федерации.
В данном случае допущенное ТСЖ "Дон" нарушение законодательства посягает на установленный порядок содержания общего имущества в надлежащем состоянии, установленный, в том числе, в целях безопасности граждан, предотвращения вреда их жизни, здоровью и имуществу. При этом угроза охраняемым законом общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении ответчика к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
С учётом изложенного решение суда в части отказа в удовлетворении иска к ТСЖ "Дон" нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно в указанной части подлежит отмене с вынесением нового решения об обязании ТСЖ "Дон" демонтировать парковочные барьеры для стоянки автомобилей по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН и освободить земельный участок.
Обязывая демонтировать парковочные барьеры ответчиков - собственников помещений в многоквартирном доме, суд первой инстанции не установил наличие состава правонарушения, являющегося основанием для привлечения их к ответственности. Данных о количестве парковочных барьеров, а также о том, что указанные барьеры идентифицированы, материалы дела не содержат, принадлежность барьеров указанным в качестве ответчиков физическим лицам судом не установлена. При таком положении следует признать, что прокурор, в нарушение статьи 56 ГПК РФ, не доказал те обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований, а суд в этой части постановил незаконное решение.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения в указанной части и о принятии нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 13 февраля 2013 года отменить. Принять новое решение, которым обязать ТСЖ "Дон" демонтировать парковочные барьеры для стоянки автомобилей по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН и освободить земельный участок. В остальной части иска отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.