Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего судьи Сидоренко О.В.,
судей Нестеровой Е.А., Варламовой Н.В.,
при секретаре Торпуджиян А.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Нестеровой Е.А. гражданское дело по иску Никифорова А.Г. к ФСИН РФ, ГУФСИН России по Ростовской области, ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по Ростовской области о признании права на выплату пенсии с применением иного механизма ее исчисления,
по апелляционной жалобе Никифорова А.Г. на решение Новочеркасского городского суда Ростовской области от 18.12.2012 г.,
УСТАНОВИЛА:
Никифоров А.Г. обратился в суд с исковым заявлением к ФСИН РФ, ГУФСИН России по Ростовской области, ФКУ ИК-14 ГФСИН России по Ростовской области о признании права на выплату пенсии с применением иного механизма ее исчисления.
В обоснование требований указав, что он проходил службу в уголовно-исполнительной системе РФ (ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по РО) и был уволен с правом на пенсию по инвалидности. С 16 мая 2000 года ему отделом пенсионного обеспечения ГУФСИН России по Ростовской области Российской была пожизненно назначена пенсия по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12.02Л993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (Закон РФ N 4468-1).
Общая выслуга лет для исчисления размера пенсии в льготном исчислении составляла 25 лет 01 месяц 26 дней. Календарная выслуга - более 20 лет. Последняя занимаемая должность - "оперативный дежурный УЧ-398/14 ГУФСИН России по РО", специальное звание - ... внутренней службы.
С 1 января 2012 года ежемесячная пенсия была пересмотрена в сторону увеличения (на основании части 1 статьи 49 Закона РФ N 4468-1) в связи с увеличением денежного довольствия сотрудников УИС (увеличены должностные оклады и оклады по специальному званию ФЗ от 08.12.2011, г. N 1022) и составила ... рубля, однако в расчет не были взяты ранее получаемые истцом надбавки к пенсии за особые условия службы (исправительная колония строго режима) - 15%, за работу с туберкулезными больными -15%.
В соответствии со ст. 14, 43 ФЗ N 4468-1 механизм исчисления пенсии до 01.01.2012 составлял: (оклад по должности + оклад по званию + % надбавки за выслугу лет, за спецусловия службы, за работу с туберкулезными больными).
С 1 января 2012 г. был произведен перерасчет пенсии с применением нового механизма исчисления пенсии: оклад по должности + оклад по званию + % надбавки за выслугу лет, за особые условия службы, однако надбавка за работу с туберкулезными больными к вновь исчисленной с 01.01.2012 г. пенсии начислена не была.
С учетом уточненного искового заявления, просил признать и восстановить с 01.01.2012 г. право на получение пенсии в размере с учетом ранее входящей в денежное довольствие, применяемой для исчисления пенсии надбавки за работу с туберкулезными больными - 15 %, за работу в учреждении, исполняющего наказание в виде лишения свободы строгого режима - 15 %.
Взыскать с ответчика в его пользу недоплаченную пенсию за 12 месяцев 2012 г. (январь-декабрь) в сумме ... руб. Обязать ответчика с 01.01.2013 г. производить ему выплату пенсии из размера денежного довольствия для исчисления пенсии с учетом размера надбавки работу с туберкулезными больными - 15 %, за работу в учреждении, исполняющего наказание в виде лишения свободы строгого режима - 15 % в сумме ... руб.
В судебном заседании истец и его представитель Артемов Н.И. исковые требования поддержали, просили уточненные исковые требования удовлетворить.
Представитель ФСИН РФ, ГУФСИН России по РО просила в иске отказать, поскольку, расчет пенсии по иному механизму не привел к уменьшению размера пенсии истца, в связи с чем, его права не нарушены.
Представитель ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по Ростовской области в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать.
Решением Новочеркасского городского суда Ростовской области от 18.12.2012 г. в удовлетворении исковых требований Никифорова А.Г. отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, Никифоров А.Г. обжаловал его в апелляционном порядке, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Так, по мнению апеллянта, анализируя нормы материального права, регулирующего спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к незаконному и необоснованному выводу о том, что при исчислении пенсии лицам, проходившим службу в лечебно-исправительных учреждениях для туберкулезных больных, и за работу в учреждении, исполняющего наказание в виде лишения свободы строгого режима, увеличение должностных окладов, установленных аз.1 и 3 приложения N1 к Постановлению Правительства РФ от 06.05.1994г. N477, учету не подлежат, поскольку данный вывод основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
В связи с изложенным нельзя признать обоснованным вывод суда о правомерности перерасчета ответчиком пенсии Никофорову А.Г. с 01.01.2012г. в связи с применением положений ст.12 ФЗ N309-ФЗ от 08.11.2011г. и ст.5 ФЗ N306-ФЗ от 07.11.2011г.
При таких обстоятельствах необходимо прийти к выводу о том, что вынесенное по делу судебное решение Новочеркасского горсуда подлежит отмене.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по РО, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился.
Согласно ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В заседании суда апелляционной инстанции истец и его представитель по ордеру от 18.04.2013г. - Артемов Н.И., доводы жалобы поддержали и просили удовлетворить.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ФСИН РФ по доверенности от 23.05.2012 г. - Бендиберина Е.Г., ГУФСИН России по РО по доверенности от 13.01.2013г. - Староверова Т.П. и по доверенности от 19.12.2011г. - Бендиберина Е.Г., возражали против удовлетворения доводов апелляционной жалобы, полагая решение суда законным.
Ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно ч.2 ст. 330 ГПК РФ неправильным применением норм материального права являются: неприменение закона, подлежащего применению; применение закона, не подлежащего применению; неправильное истолкование закона.
В силу ч.3 ст. 330 ГПК РФ нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит .
Постановляя решение по делу, суд первой инстанции, руководствуясь нормами ст.49 закона РФ от 12.02.1993г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службы, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей", ФЗ N306-ФЗ от 07.11.2011г. "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", ФЗ от 08.11.2011г. N309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ N 992 "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту", Постановлением Правительства РФ от 08.12.2011 г. N 1022 "Об окладах месячного денежного содержания сотрудников уголовно-исполнительной системы", Постановлением Правительства РФ от 31.01.2012 г. N 60 "Об изменении и признании утратившим силу некоторых актов Правительства РФ по вопросам денежного довольствия и пенсионного обеспечения военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, а также о признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных актов Союза ССР" которым внесены извинения в Постановление Правительства РФ от 06.05.1994 г. N 477 "Об утверждении размеров увеличения должностных окладов персоналу учреждений исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, с особыми условиями хозяйственной деятельности, в зависимости от вида учреждений, характера и сложности выполняемых работ, а так же следственных изоляторов Министерства Юстиции РФ" и принимая во внимание, что с 01.01.2012 г. был произведен перерасчет ранее назначенных пенсий исходя из вновь установленных размеров окладов по воинским должностям и окладам по воинским званиям, а также новых норм ежемесячной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания, пришел к выводу о том, что пересмотр размера пенсии истца с 01.01.2012г., осуществленный Управлением Федеральной службы исполнения наказаний Министерства юстиции РФ, произведен в рамках действующего законодательства.
Судебная коллегия считает данный вывод суда первой инстанции правильным.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" должностные оклады персонала увеличиваются в зависимости от вида учреждений, исполняющих наказания, характера и сложности выполняемой работы в размере от 15 до 20 процентов.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5474-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" Совету Министров - Правительству Российской Федерации поручалось принять необходимые правовые акты по реализации положений указанного Закона (пункт 4).
Правительством Российской Федерации 6 мая 1994 года было принято постановление N 477 "Об утверждении размеров увеличения должностных окладов (тарифных ставок) персоналу учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, с особыми условиями хозяйственной деятельности в зависимости от вида учреждений, характера и сложности выполняемых работ, а также следственных изоляторов Министерства внутренних дел Российской Федерации".
В целях реализации установленных Законом льгот в Постановлении Правительства Российской Федерации различным категориям персонала учреждений, исполняющих уголовные наказания, утверждены как размеры увеличения должностных окладов, так и установлены надбавки к ним, в том числе утверждены размеры увеличения должностных окладов (тарифных ставок) персоналу учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы с особыми условиями хозяйственной деятельности, в зависимости от вида учреждений, характера и сложности выполняемых работ, согласно приложению N 1.
Абзацем первым приложения N 1 к указанному Постановлению предусмотрено, что размер увеличения должностных окладов, тарифных ставок персоналу учреждений, исполняющих наказания, строгого режима составляет 15 процентов.
Абзацем третьим этого же приложения установлено 15-процентное увеличение должностных окладов персоналу учреждений, специально созданных для содержания и лечения осужденных, больных туберкулезом, и больниц, созданных для лечения осужденных к лишению свободы, при условии, если количество осужденных, которым приговором суда определено отбывание лишения свободы в учреждениях строгого режима или строгого и особого режима, вместе взятых, составляет более 50 процентов от числа всех осужденных, содержащихся в этих учреждениях и больницах.
При этом следует учитывать, что вид учреждения - это режим: строгий или особый. Под характером и сложностью выполняемой работы понимается работа с туберкулезными больными, работа с осужденными к пожизненному лишению свободы, осужденными к пожизненному лишению свободы в порядке замены смертной казни, а также работа в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности. Размер увеличения должностных окладов (15 процентов) персоналу учреждений, специально созданных для содержания и лечения осужденных больных туберкулезом, определен Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 36 Закона, т.е. с учетом характера и сложности выполняемых работ и в установленных законом пределах.
Анализ вышеприведенных нормативных правовых актов (статьи 36 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 и Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 года N 477) позволяет сделать вывод о том, что увеличение должностных окладов персоналу учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, является повышением должностных окладов за особые условия службы.
В силу статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" для исчисления пенсии учитываются оклад по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет.
Таким образом, при исчислении пенсий лицам, проходившим службу в лечебно-исправительных учреждениях для туберкулезных больных, увеличение должностных окладов, установленное абзацами первым и третьим приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 года N 477, учету не подлежит.
Вышеизложенное свидетельствует о неправильном истолковании истцом материального закона, подлежащего применению к спорным правоотношениям, поэтому, оснований для удовлетворения доводов жалобы, судебная коллегия не усматривает.
Судебная коллегия считает, что обстоятельства, имеющие юридическое значение для дела, судом установлены, в соответствии с требованиями ст. ст. 56, 59, 60 ГПК РФ, им, а также представленным сторонами доказательствам дана соответствующая правовая оценка. Доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда постановлено в соответствии с требованиями закона, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ судебная коллегия:
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новочеркасского городского суда Ростовской области от 18 декабря 2013г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Никифорова А.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.