Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего: Донченко М.П.
судей: Поддубной О.А., Михайлова Г.В.
при секретаре: Савостиной К.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Поддубной О.А. гражданское дело по апелляционной жалобе Кондратенко Ю.Н. на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 27 декабря 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
ОАО "Российские железные дороги" обратилось в суд с иском к Кондратенко Ю.Н., третьи лица: КУИ г. Таганрога, Администрация г. Таганрога о сносе капитального гаража, ссылаясь на то, что для эксплуатации земельного комплекса, занятого объектами железнодорожного транспорта, ОАО "РЖД" предоставлен земельный участок в аренду сроком на 49 лет общей площадью 2233592 кв.м.
Согласно акту обследования земельного участка полосы отвода железной дороги от 17 апреля 2012 года, проведенной Таганрогской дистанцией пути СКЖД, установлено, что по адресу: АДРЕС 1279 км. ПК 1-2, в полосе отвода железной дороги находятся гаражи, в том числе гараж НОМЕР , площадью 28 кв.м., принадлежащий ответчику. Однако ответчик не имеет правоустанавливающих документов на часть спорного земельного участка, не является законным землепользователем и использует его на незаконных основаниях. Кондратенко Ю.Н. было направлено письменное уведомление с требованием освободить земельный участок полосы отвода железной дороги от строения, в добровольном порядке, которое им исполнено не было.
На этом основании ОАО "Российские железные дороги" просило суд признать спорный капитальный гараж объектом самовольного строительства, обязать Кондратенко Ю.Н.в 15-тидневный срок со дня вступления в силу решения суда осуществить своими силами и средствами снос самовольной постройки с указанного земельного участка, а в случае неисполнения решения суда в указанный срок просит осуществить снос силами ОАО "РЖД" с отнесением убытков на ответчика. Кроме того, истец просил суд взыскать с ответчика понесенные судебные расходы в виде уплаченной при подаче иска государственной пошлины в сумме 4000 рублей.
В судебном заседании представитель истца Развадский О.В., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить в полном объеме.
В отношении ответчика Кондратенко Ю.Н., представителей третьих лиц - ТУ Росимущество в Ростовской области, Администрации г. Таганрога, КУИ г. Таганрога, ГСК-50, дело рассмотрено в порядке статьи 167 ГПК РФ.
В судебном заседании представитель ответчика Кондратенко Ю.Н. - Литвинов О.И. исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать в полном объеме.
Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 27 декабря 2012 года исковые требования ОАО "РЖД" удовлетворены частично. Суд обязал Кондратенко Ю.Н.демонтировать капитальный гараж НОМЕР ; взыскал с Кондратенко Ю.Н. расходы по оплате государственной пошлины в размере 4000 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с постановленным решением, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и вынести новое решение.
Податель жалобы выражает несогласие с выводами суда первой инстанции об отсутствии у ответчика законных оснований использовать земельный участок. Считает, что земельный участок, на котором размещен гараж, находится в пользовании на законных основаниях, поскольку ранее выдавалось разрешение на строительство гаража. Так, в 1993 г. земельный участок, на котором размещен гараж, на основании постановления главы Администрации был предоставлен ГСК N 50, членом которого является ответчик, для строительства боксовых гаражей. В 2005г. владельцы гаражей обратились в ОАО "РЖД" с актом согласования границ земельных участков, с целью размещения гаражей, данный акт был согласован и подписан представителем ОАО "РЖД". Указывает, что ОАО "РЖД" неоднократно высказывало готовность и совершала соответствующие действия для заключения с участниками ГСК-50 договора субаренды земельного участка. В настоящее время, почти все гаражи находятся на государственном кадастровом учете, однако, ОАО "РЖД" безосновательно не заключает договоры субаренды.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, выслушав представителя Кондратенко Ю.Н.- Литвинова О.И., представителя ОАО "Российские железные дороги" - Шабашову И.С., проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 9 ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" земли железнодорожного транспорта должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации. Размеры земельных участков, в том числе полосы отвода, определяются проектно-сметной документацией, согласованной в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации. Порядок установления и использования полос отвода определяется Правительством РФ.
Согласно п. 3 ст. 90 ЗК РФ свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленного федеральными законами. Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством РФ.
В соответствии с Правилами пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "РЖД", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.04.2006г. N 264, пользование земельным участком осуществляется на основании договора аренды земельного участка, заключаемого Федеральным агентством по управлению Федеральным имуществом (его территориальным органом) с ОАО "РЖД" за исключением случая, если договор аренды заключен с собственником расположенного на земельном участке здания, строения, сооружения.
Пользование земельным участком осуществляется с учетом требований Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.10.2006г. N 611.
В соответствии с п. 2 ст. 22 ЗК РФ земельные участки, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством
В соответствии со ст. 606 ГК РФ, по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
При этом п.2 ст. 615 ГК РФ предоставляет право арендатору с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено настоящим Кодексом, другим законом или иными правовыми актами. К договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу ст. 607 ГК РФ - в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Судом первой инстанции установлено что, земельный участок общей площадью 2233592 кв.м., в границах которого находится земельный участок по адресу - АДРЕС 1279 км. ПК 1-2,, АДРЕС находится в собственности Российской Федерации, предоставлен в аренду ОАО "РЖД" сроком на 49 лет.
Согласно акту обследования земельного участка полосы отвода железной дороги от ДАТА , проведенной Таганрогской дистанцией пути СКЖД, установлено, что по адресу - АДРЕС 1279 км. ПК 1-2, АДРЕС , в полосе отвода железной дороги находятся капитальные гаражи, в том числе гараж НОМЕР , принадлежащий ответчику.
При рассмотрении данного спора, суд первой инстанции правильно руководствовался ст. 606, ч. 2 ст. 615, 60 ГК РФ, ч. 2 ст. 22 ЗК РФ, ст. 9 ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ", ч.2 ст. 76, 90 ЗК РФ, ст. 56 ГПК РФ, Правилами пользования земельными участками, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.04.2006г. N 264, и исходил из того, что предусмотренных законом или договором оснований для занятия земельного участка у ответчика не имеется, земельный участок в силу закона находится в федеральной собственности в полосе отвода железной дороги, передан в аренду ОАО "РЖД", права которого нарушаются Кондратенко Ю.Н.
При этом суд указал, что ответчик какими-либо вещными или обязательственными правами на земельный участок, входящий в состав арендуемой истцом территории, на котором возведен капитальный гараж, не обладает.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что земельный участок, на котором расположен капитальный гараж, находится в полосе отвода железной дороги, в связи с этим в силу закона является федеральной собственностью. Тем самым, ответчик не имеет законных и договорных оснований для использования земельного участка под размещение на нем гаража.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным сторонами письменным доказательствам, правильно установив юридически значимые обстоятельства по делу, выводы суда не противоречат материалам дела, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2003 года N 585 в соответствии со ст. 4 ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" было учреждено открытое акционерное общество "Российские железные дороги", что подтверждается копией устава, копий свидетельства о государственной регистрации юридического лица и копией свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
На основании распоряжения о предоставлении ОАО "РЖД" в аренду земельного участка, находящегося в федеральной собственности от ДАТА НОМЕР , между Территориальным отделением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ростовской области и ОАО "РЖД" заключен договор аренды земельного участка из земель населенных пунктов, кадастровый номер НОМЕР , имеющий местоположение: АДРЕС для эксплуатации земельного комплекса, занятого объектами железнодорожного транспорта в границах, указанных в кадастровой карте Участка, прилагаемой к настоящему распоряжению, общей площадью 2233592 кв.м.
Согласно комиссионному акту обследования части земельного участка Ростовская область, АДРЕС , 1279 км. ПК 1-2 ОАО "РЖД" выявлен факт самовольно размещенных капитальных гаражей, принадлежащих членам ГК-50.
Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, определен Правительством РФ в соответствие со ст. 9 ФЗ от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".
Согласно постановлению Правительства РФ от 29 апреля 2006 года N 264 "О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" осуществляется на основании договора аренды земельного участка, заключаемого Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальным органом) с открытым акционерным обществом "Российские железные дороги".
В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" земли железнодорожного транспорта - земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах.
Полоса отвода железных дорог - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линии связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
Земельный участок, на котором находится гараж ответчика относится к землям для эксплуатации земельного комплекса, занятого объектами железнодорожного транспорта, находится в полосе отвода железных дорог, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке.
Положением о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденным приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 15 мая 1999 года N 26 "Ц" установлен порядок использования земель железнодорожного транспорта, включая полосу отвода.
В соответствии с установленным порядком, размер полосы отвода определяется в соответствии с нормами и правилами проектирования отвода земель для железных дорог, утверждаемыми МПС России, а также проектно-сметной документацией и генеральными схемами развития и реконструкции объектов федерального железнодорожного транспорта и станций (п. 4 названного Положения).
Пересмотр границ и размеров полосы отвода, изъятие временно не используемых земельных участков и перевод их из одной категории в другую осуществляется уполномоченными на то органами по согласованию с железными дорогами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 5 названного Положения).
Определением кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 19 декабря 2000 года по делу N КАС 00-530 положение, утвержденное приказом N 26 "Ц", проверено судом и признано не противоречащим действующему законодательству. При этом судом было указано, что к землям железнодорожного транспорта относятся земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосы отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог, с учетом перспектив их развития.
Сведений из ЕГРП на постройку гаража, а также каких-либо правоустанавливающих документов на использование земельного участка ГК - 50 или ответчиком суду не представлено. Земельный участок, используемый ответчиком, входит в состав земельного участка с кадастровым номером НОМЕР , что подтверждается планом земельного участка в кадастровом паспорте.
ОАО "РЖД" является арендатором указанного земельного участка и в силу ст. 305 ГК РФ вправе требовать устранения нарушений его прав, а именно - освобождения земельного участка от имущества ответчика.
Согласно ч. 2 ст. 76 ЗК РФ, самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
Таким образом, расположенный на земельном участке находящимся в федеральной собственности гараж ответчика по своей правовой природе является самовольным строением, поскольку возведен на земельном участке, не предоставленном ответчику для строительства и без получения необходимых разрешений в органах местного самоуправления (ст.222 ГК РФ).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции суд правильно определил значимые по делу обстоятельства, с достаточной полнотой их исследовал и на основании оценки добытых по делу доказательств в их совокупности со всеми материалами дела пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных действующим законодательством оснований для удовлетворения требований об обязании демонтировать гараж.
Доводы апелляционной жалобы о том, что земельный участок, на котором расположен гараж, находится в его пользовании на законных основаниях, уже являлся предметом рассмотрения суда первой инстанции, которому судом дана верная оценка в соответствии с действующим законодательством.
Доводы о соответствии гаража действующим на момент его возведения нормам и правилам, наличии необходимых разрешений подлежат отклонению, поскольку не имеют правового значения при рассмотрении требований об освобождении земельного участка, заявленных законным правообладателем. Доказательств наличия разрешения уполномоченного органа на размещение гаражей не представлено.
Доводы жалобы о том, что ОАО "РЖД" вопреки п. 4.3.2 Договора аренды безосновательно уклоняется от заключения договора субаренды, судебной коллегией отклоняются, поскольку предусмотренная Договором аренды возможность заключения арендатором договора субаренды, является правом ОАО "РЖД", а не обязанностью. Вместе с тем, при наличии спора относительно заключения договора субаренды соответствующие исковые требования могут стать предметом самостоятельного иска.
Другие доводы апелляционной жалобы выражают субъективное толкование заявителем закона и переоценку имеющихся в деле доказательств.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 27 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кондратенко Ю.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.